Курсовая теория Гуманитарные науки История России

Курсовая теория на тему Взаимодействие “старого” и “нового” в контексте реформ Петра I по формированию стиля жизни России первой четверти XVIII века.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Формирование представлений Петра I о необходимости реформ для России 8
1.1. Подготовка Петра I к трону 8
1.2. Социальные характеристики государства 10
ГЛАВА 2. Реализация представлений Петра I о стиле жизни в направлениях государственной деятельности 15
2.1.Реформы Петра I: достижения и противоречия, направленные на изменение повседневной сферы жизни 15
2.2.Проявление «старины» в стиле жизни. Варианты восприятия преобразований современниками 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Первая четверть XVIII в. была временем больших и серьезных преобразований, которые коснулись практически всех сторон жизни России (социально-экономической, политической, культурной и религиозной). Реформы Петра I завершили процесс формирования абсолютной монархии, предпосылки для которой зародились значительно ранее. Значительные успехи были достигнуты и в области внешней политики. Взятие Азова открыло доступ к южным морям, выход к Балтийскому морю вернул стране древнерусские земли и поднял международный авторитет России. Именно в первой четверти XVIII в. были учреждены специальные учебные заведения и Академия наук.
Стала издаваться газета, посылались экспедиции для изучения страны и освоения её ресурсов.
Все эти характеристики интерпретируются исследователями как процесс европеизации, который изменил облик России в целом, и в частности, её стиль жизни.
Научную актуальность тема исследования сохраняет в связи с использованием понятия «стиль жизни», содержание которого, по мнению социолога Энтони Гидденса, востребовано в связи с тем, что «дифференциация в обществе строится на различии социальных практик, которые выступают единицей его анализа». В связи с этим, социальные практики, которые образуют непрерывное воспроизводство социального действия, можно рассматривать как стили жизни .
«Стили жизни», как отмечают исследователи, зависят от ресурсов, а также от ценностных установок. В связи с этим, не утрачивают свое значение проблемы изучения мировоззренческих и ценностных установок императора, взаимодействия «старины» и «новизны» в развитии государства, методов, используемых для «преображения России».
Общественное восприятие образа Петра I также поддерживает актуальность темы, заданной еще в публицистике и сохраняемой до настоящего времени проблемы понимания его деятельности в контексте «блага или зла для России», как это определяет историк Е.В. Анисимов в своей работе «Петр Первый» .
Степень изученности темы. Преобразования Петра I оставили большой отпечаток в русской истории и значимы для современности. Его период правления привлекает историков вот уже почти три столетия. Что повлияло на монарха, изменил всё, что было привычно русскому народу испокон веков? Этим вопросом занимаются исследователи со второй половины XVIII века по XXI настоящее время.
В. Ключевский писал: «У Петра всегда были наготове две основы его образа мыслей и действий, прочно заложенные еще в ранние годы: это – неослабное чувство долга и вечно напряженная мысль об общем благе Отечества, в служении которого и состоит этот долг». Петр часто называл две основные задачи – обязанности государя — «внутреннее благоустройство страны и внешняя безопасность государства». Для решения этих задач Петр использовал принцип самодержавия, доведенного до абсолютизма
Великий российский Историк С. Соловьев посвятил Петру Первому несколько томов своей «Истории России» и отдельную работу (какую?). «История ни одного народа не представляет нам такого великого, многостороннего преобразования, сопровождавшегося такими великими последствиями как для внутренней жизни народа, так и для его значения в общей жизни народов, во всемирной истории. С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами Преобразователя. У Петра была старинная русская богатырская природа. Он любил широту и простор. Выдающийся российский историк В. Ключевский писал о значении преобразований Петра: «Реформа Петра становилась центральным пунктом нашей истории, совмещавшим в себе итоги прошлого и задатки будущего .
Одним из важнейших петровских преобразований и главным основанием их успехов были преобразования вооружённых сил страны, переход от средневекового поместного войска к постоянной армии Нового времени.
В статье Горьковской З. П., Лейбовой Е. К. «Компаративная стратегия интерпретации эпохи Петра I в историографии и в учебниках по истории в школьном российском образовании» авторами выделены смысловые контексты (критерии) интерпретации эпохи реформ Петра I в исторических исследованиях, ориентированных на ресурс интерпретацию проблемы взаимодействия России и Европы в универсальной перспективе развития. , и прослежены варианты их применения на примере темы «Реформы Петра I» в школьных учебниках истории в современном российском образовании. В междисциплинарном исследовании обозначена проблема согласования актуального контекста ресурса исторической науки и практики преподавания истории в школах России .
И. Голиков написал наиболее полный труд о Петре Алексеевиче, проанализировав множество писем, как самого императора, так и его сподвижников, различные записки и дневники и т. д. Безусловно, его труд не обходится без субъективного мнения, в данном случае монархического, что, учитывая дату создания частей книг 1788-1789, не удивительно .
Мнения на всю преобразовательную политику Петра I различны: одни считают что мудрый и дальновидный преобразователь, и шагнул вперёд, преодолев экономический, политический и социальный разрыв между развитыми странами того времени, что и привело нас к России в современном её понимании, и потеря страной своей самобытности была оправдана; другие же придерживаются другого мнения — Пётр лишил народности России, разрушил то исконно русское, что жило в стране и народе.
Объект исследования: реформы Петра I в России в конце XVII –первой четверти XVIII в.
Предмет исследования: представления императора Петра I в контексте процесса европеизации страны.
Цель курсовой работы: охарактеризовать представление императора Петра I в контексте процесса европеизации страны и выявить варианты взаимодействия «старины» и «новизны» в реформировании стиля жизни России в контексте процесса европеизации страны.
Задачи:
1.Охарактеризовать процесс формирования представлений Петра I о стиле жизни подданных Российской империи.
2. Определить черты «старого» и «нового» в направлениях деятельности по формированию стиля жизни в России первой четверти XVIII в.
Время правления первого русского императора Петра I стало переломным для российского общества и государства, эпохой реформ, сделавшей Россию из забытой окраины Европы великой европейской державой. Реформы затронули очень многие сферы жизни России — экономику, технологию отдельных отраслей производства, законодательство, систему государственного управления, систему просвещения, книгопечатание, науку, искусство, церковь. Проблема генезиса дворянского менталитета в отечественной науке практически не разрабатывалась. Огромный вклад в разработку дворянской проблематики внес Ю.М. Лотман. В своих работах он стремился выявить общие типологические черты дворянской культуры и самосознания на материале русской литературы ХVШ-ХIХ веков, но дворянский мир, чутко реагируя на модернизационные процессы ХVШ века, менялся очень быстро. И, на наш взгляд, само это изменение заслуживает не менее пристального внимания, чем характеристика общесословных элементов сознания. В самое последнее время вышли в свет работы Муравьевой О.С.4 и Худушиной И.Ф. , посвященные российскому дворянству. Муравьева на основе воспитательно-образовательных принципов, прививаемых юному дворянину в семье и сословных учебных заведениях, пытается выявить мировоззренческие взгляды сословия. Построенное в основном на литературном материале исследование не разделяет провозглашаемых принципов и реально существующей практики, что придает работе в целом несколько идеализированный характер. Худушина И.Ф. в подназвание своей книги выносит «самосознание русского дворянства», что далеко не охватывает всего спектра мировоззренческих установок благородного сословия.
В «Истории сословий» В.О.Ключевского особый раздел посвящен истории дворянства. Автор показывает основные черты генезиса дворянского сословия как составной части развития экономики страны и внутренней политики государства. Т.е. подробно освещается формирование сословия сверху, усилиями правительства, которые были вызваны экономической и политической необходимостью создания сильного класса внутри русского общества, способного стать опорой монархии.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули все сферы жизни общества. Государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. Рассматриваемая нами эпоха — век перелома. Это хорошо видно и в истории дворянства, в их повседневной жизни.
В работе был охарактеризован процесс формирования представлений Петра I о стиле жизни подданных Российской империи.
Определены черты «старого» и «нового» в направлениях деятельности по формированию стиля жизни в России первой четверти XVIII в.
Дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием Российского государства. В России дворянство возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия. При Петре I завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.
XVIII век — это отдельный этап в жизни русского дворянства, непохожий ни на предыдущий XVII век, ни на последующие XIX и XX. Это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами Петра I. Но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. Все это вместе дает очень сложный и уникальный склад характера дворянина XVIII столетия.
Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по-разному. Все зависит от того, что считать полезным для России, а что — нет, что — главным, а что — второстепенным. Но все сходятся в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России . Ведь находясь на стыке двух частей света — Европы и Азии, Россия на протяжении многих веков, и даже по сей день, испытывает влияния двух разных культур, особенностей государственного устройства, образа жизни, морали, этики – европейской и восточной.
Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес «величайший вред будущности России». Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.
Одни считают (В. Ключевский), что “реформы Петра 1 были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел напролом, не жалея собственных сил”.
Другие — “насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России”. Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.
Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра I – великим государственным деятелем.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы мы не относились к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать — Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории. В заключение можно привести слова современника Петра — Нартова: «… и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него».

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Формирование представлений Петра I о необходимости реформ для России
1.1 Подготовка Петра I к трону

Петр был сыном царя Алексея Михайловича от второй жены, Натальи Нарышкиной. Он с детства был бодры и активным ребенком, отличаясь от своих братьев Федора и Ивана, которые росли абсолютно хилыми детьми. Будущий царь получил хорошее образование, которое началось при царе Федоре, крестном отце, а продолжилось при Софье. Царь Петр Алексеевич Великий чувствовал тягу к знаниям. Немцы помогали царю строить «потешную» крепость. Голландец Тиммерман занялся обучением царя математическим наукам. Голландец Брант обучал юного Петра мореплаванию. Шотландец Гордон и швейцарец Лефорт занимались обучением Петра военному ремеслу. С детства царевич Петр имел тягу к военным делам. Им были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский. Эти полки впоследствии сыграли важную роль в борьбе за власть.
После стрелецкого бунта в 1682 году Петр и его брат Иван со слабым здоровьем стали править вместе. Поскольку они оба были несовершеннолетними, опеку над ними взяла Софья. В августе 1689 года царь Петр Алексеевич Великий получил известие о том, что Софья готовит переворот в стране, чтобы править самостоятельно. К тому времени будущий царь-император был уже совершеннолетний и решил сосредоточить власть в своих руках. Софья была заточена в Новодевичьем монастыре, а стрельцы, ее поддержавшие, были жестоко наказаны. С этого времени, 1689 года, страной формально управляли два царя, но Иван не изъявлял интереса к делам государственным и фактически царь Петр Алексеевич Великий стал единоличным правителем страны.
Первым политическим деянием Петра стала борьба за выход в Черное море. Для этого русский царь решил захватить крепость Азов. В январе 1695 года состоялся первый Азовский поход, который завершился ничем. Причины неудачи осады Азова заключилась в отсутствии единого военного начальника, отсутствии флота и слабость артиллерии. Правитель вынес урок из этого поражения и в 1696 году принял новый поход на Азов. Главнокомандующим армией был назначен Шеин. был построен флот, который не позволил подвозить с моря припасы в крепость.. С суши был возведен огромный земляной вал, который заняла артиллерия. с этой позиции можно было обстреливать любую часть крепости.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы