Педагогическая психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» 6

1.1. Сущность понятия «дети группы риска» 6

1.2. Причины и факторы появления категории детей «группы риска» 11

Выводы по 1 главе 20

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 21

2.1. Направления и методы социально-педагогической поддержки детей «группы риска» в образовательном учреждении 21

2.2. Социально-педагогические технологии при работе с детьми «группы риска» 30

Выводы по 2 главе 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 41

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблемы школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и психологии, в настоящее время активно реализуются и социальной педагогикой, сфера деятельности которой представлена в образовании. Рост детской преступности, подростковая наркомания, агрессия, педагогическая запущенность, отсутствие системы ценностей у подрастающего поколения — все эти проблемы остро стоят перед школой. Их решение невозможно без профессиональной работы социальных педагогов. Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, росту преступности. Среди образовательных сфер, где особенно нужен социальный педагог, выделяется именно школа.

Одной из особенностей современной жизни является то, что все большее количество людей чувствуют свою социальную незащищённость. Это приводит к негативным последствиям как для самой личности, так и для общества в целом. Особенно тяжело эта неудовлетворённость может отразиться на детях. Невозможность реализовать себя и не имея поддержки, понимания среди взрослых, близких людей, родителей, очень часто приводит к тому, что их поведение вызывает осуждение и неприятие в обществе. Эта негативная тенденция ведет к таким аморальным последствиям как наркомания, преступность, психологическая и социальная нестабильность в обществе. Всё больше возрастает количество детей, поведение которых выходит за рамки общепринятого. Этих детей часто относят к категории «трудных», «проблемных», «трудновоспитуемых», «педагогически запущенных», «группы риска».

Современные педагогические науки создали основу для развития различных форм и методов работы с личностью в образовательной среде. Здесь особое место занимает работа с детьми и подростками «группы риска». Особенность социально-педагогической работы связана, в первую очередь, со своевременным выявлением и поддержкой детей и подростков категории «группы риска». Основная задача деятельности специалистов в школе — создание доверительных и комфортных условий для совместного взаимодействия между ребенком и педагогом или другим специалистом (социальным педагогом, психологом). В настоящее время в отечественной научной литературе недостаточно теоретических и эмпирических исследований, связанных с проблематикой особенностей социальной педагогической работы в школе. Таким образом, исследование особенностей социально-педагогической работы с детьми и подростками «группы риска» в образовательном учреждении является актуальным.

Цель исследования – выявить и описать особенности взаимодействия социального педагога с детьми группы риска в условиях образовательной организации.

Объект исследования – категория детей «группы риска».

Предмет исследования – особенности взаимодействия социального педагога с детьми и подростками «группы риска» в школе.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

– уточнить психолого-педагогическую сущность понятия «дети группы риска»;

– выявить причины и факторы появления категории детей «группы риска»; описать основные аспекты развития педагогической запущенности;

– проанализировать особенности социально-педагогической поддержки детей «группы риска» в образовательном учреждении;

– описать социально-педагогические технологии при работе с детьми «группы риска»;

– обобщить полученные выводы.

Методологической основой исследования являются личностно-деятельностный подход, рассматривающий деятельность как условие полноценного развития и саморазвития личности; экосистемный подход, обусловливающий многоаспектное воздействие на личность ребенка факторов микро-, мезо-, экзо- и макросистем среды; междисциплинарный подход, позволяющий рассматривать феномен социального риска и проблемы социально-педагогической дезадаптации, запущенности, трудновоспитуемости с точки зрения философии, социологии, психологии, педагогики и других наук; принцип детерминизма, раскрывающий объективную закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность явлений.

Среди ученых, занимавшихся вопросами изучения взаимодействия социального педагога с детьми группы риска, можно назвать Б.Н. Алмазова, Н.Ф. Басова, Н.В. Багулину, Ю.В. Василькову, М.А. Галагузову, Г.Н. Голоухову, И.А. Липского, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитину, О.А. Селиванову, Л.Е. Сикорскую, М.В. Шакурову, П.А. Шептенко, Е.А. Холостову и др.

Методы исследования — теоретические: анализ; синтез; обобщение; систематизация; сравнение; изучение опыта.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме исследования позволил достичь цели и решить поставленные задачи.

Категория детей «группы риска» характеризуется междисциплинарным характером изучения, являясь предметом исследования разных отраслей. Это дети, испытывающие трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, социализации, находящиеся в критической ситуации.

Детей «группы риска» как самостоятельную категорию называют и трудными, и трудновоспитуемыми, педагогически запущенными, проблемными, дезадаптированными, с девиантным поведением и т.д.

К категории «трудных» также можно причислить гиперактивных, трудновоспитуемых, педагогически запущенных, детей с отклоняющимся и предпреступным поведением, а также обучающихся, которые с трудом поддаются воспитательным воздействиям; обучающихся с симптомами учебной дезадаптации и эмоционального неблагополучия. Работа с такими детьми является одним из наиболее сложных направлений социально-педагогической деятельности.

Причины возникновения трудных детей и подростков обусловлены биологическими, социальными, психологическими и комплексными предпосылками. Кроме того, девиации в поведении ребенка обусловлены множеством причин: спецификой взаимоотношений с педагогом; уровнем развития нравственных качеств ребенка; спецификой несоответствия действий ребенка общепринятым правилам, закону, правовым и общественным нормам; неблагоприятными семейными условиями; неудачами в школьной жизни; отрывом от школьного коллектива и т.д., и требуют общей стратегии воспитательного воздействия, распространяемого на семью, школу и ближайшее окружение ребенка.

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка. педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень в учебно-познавательном процессе.

Учебная деятельность педагогически запущенных детей характеризуется определенными особенностями: низким уровнем обучаемости; явлениями социально-психологической дезадаптации; дисгармонией мотивов учения, неадекватным уровнем притязаний, низкой учебно-познавательной активностью, несбалансированностью развития познавательных процессов, слабым овладением основными способами учебных действий, неуспешностью учения, высоким уровнем школьной тревожности.

Педагогическая запущенность развивается последовательно: неправильное воспитание в семье, несформированность психолого-педагогической готовности ребенка к школьному обучению, формирование асоциальных тенденций, закреплением антиобщественных форм поведения.

В отношении педагогически и социально запущенных детей целесообразно говорить не о коррекции поведения, а о перевоспитании.

Социально-педагогическая поддержка означает оказание социально-педагогической помощи, ориентированной на поддержку детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, нуждающихся в защите их законных прав и интересов.

Социально-педагогическая поддержка представлена комплексом мер социального, психологического, педагогического, экономического, правового, медицинского характера.

Основными задачами социального педагога служат: выявление учащихся группы риска, определение этапов организации социально-педагогической работы с детьми в школе; знакомство детей со способами «борьбы» со стрессовыми ситуациями; коррекция личностной, эмоциональной сфер детей; формирование навыков эффективного общения, эмоционально-поведенческой саморегуляции, коррекция агрессивности, преодоление аддиктивного поведения, развитие самовоспитания.

При организации групповой социально-педагогической работы с подростками «группы риска» применяются социально-педагогические технологии работы, целью которых является предупреждение отклоняющегося поведения детей и подростков на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

1.1. Сущность понятия «дети группы риска»

Ситуация в современном российском обществе обусловлена существованием множества неблагоприятных факторов, воздействующих на увеличение детей группы риска. Типологии «детей группы риска» обусловлены факторами и поведенческими проявлениями личности. В целом этим понятием определяется категория детей, поведение которых противоречит общепринятым социальным нормам и правилам.

Среди ведущих факторов можно отметить малообеспеченность, сохранение высокого уровня социальной и имущественной дифференциации населения, распространенность алкоголизма, безработица, снижающие воспитательные потенциалы семьи и порождающие возникновение проблемы педагогической запущенности, безнадзорности, правонарушений среди подростков. Это накладывает отпечаток на формирование поведенческих отклонений, различных по степени выраженности и содержанию, свойственных детям группы риска.

Понятия «риск» используется в трактовке вероятности чего-либо негативного, нежелательного, имеющего вероятность произойти. В практической психологии «риск» — это особенности деятельностной активности, предполагающие очевидную неопределенность результата и обусловливающие негативные последствия для субъекта [42, с. 574].

При отождествлении «трудности» и «риска» к категории таких детей также причисляют недисциплинированных, неуспевающих, детей с психическими расстройствами, детей, стоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детей из неблагополучных семей.

К категории «трудных» относятся дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются и корригируются, в связи с чем дифференцируют понятия «трудные» и «педагогически запущенные». Все трудные дети являются педагогически запущенными, но не всех педагогически запущенных детей можно назвать трудными, поскольку некоторые из них относительно легко поддаются перевоспитанию. В зарубежной психолого-педагогической литературе нередко вместо термина «трудные дети» применяют понятие «дети с проблемами».

Вопросами воспитания и обучения трудных подростков занимается множество ученых. Рожков М.И., утверждает, что трудные — это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе норм и стандартов [38].

По мнению Г.Г. Аракеловой, «трудный ребенок» — самый противоречивый и неопределенный термин [7, с. 124]. Подростковый возраст характеризуется кризисной стадией развития личности, происходит качественно новый этап становления биологического и психосоциального развития, однако «трудные дети» отклоняются в своем развитии от принятых в обществе норм.

Т.А. Василькова полагает, что к категории «трудных» следует относить педагогически запущенных детей [6, с. 187].

М.А. Галагузова трудновоспитуемым называет ребенка, который характеризуется поведением, отклоняющимся от общепринятых в обществе стандартов поведения [10, с. 239].

С точки зрения Безруких М.М., Ефимова С.П., трудные дети — это педагогически запущенные дети, в воспитательном отношении был допущен педагогический просчет, с игнорированием принципа индивидуального подхода, вследствие чего не была предпринята своевременная коррекция личности [15, с. 166].

М. Раттер отмечал, что нарушения поведения, обусловленные психологическими трудностями и эмоциональными проблемами, свойственны большинству детей и подростков, поскольку составляют неотъемлемую часть процесса развития [37, с. 113].

К категории «трудных» также можно причислить гиперактивных, трудновоспитуемых, педагогически запущенных, детей и подростков с отклоняющимся и предпреступным поведением. Эти учащиеся и составляют группу риска, активно сопротивляясь воспитательным воздействиям учителей и близких.

При работе с трудными детьми довольно распространенным считается поведенчески-ориентированный подход.

К категории детей группы риска можно отнести следующие категории:

1. Детей, характеризующихся «социализированными формами» антиобщественного поведения. Для детей характерна быстрая адаптация к общественным нормам внутри антиобщественных групп, к которым они принадлежат, они не подвержены эмоциональным расстройствам.

2. Детей, характеризующихся «несоциализированными формами» антиобщественного агрессивного поведения. Эти дети характеризуются наличием эмоциональных расстройств, выражающихся в агрессии, негативизме, мстительности, дерзости (М. Раттер). Кроме того, дети отличаются отсутствием социально значимых связей [37].

В педагогике придерживаются несколько иной классификации категории детей группы риска, в центр внимания которой поставлен процесс обучения и воспитания ребенка, обусловленный значительными трудностями. Данная типология представлена следующими группами детей:

1. Дети, нуждающиеся в медицинской помощи. В случае ситуации потери ребенком здоровья осуществляется помощь в развитии ребенку в соответствии с возрастными нормами, минимизируются потенциальные негативные последствия состояния их здоровья и результатов деятельности. Эти дети отличаются обидчивостью, неадекватным ореагированием, чувствительностью, подвержены депрессиям;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы