Курсовая теория на тему Взаимодействие семьи и школы в воспитании положительного отношения детей к природе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы экологического семейного воспитания 4
1.1 Роль семьи в воспитании младшего школьника 4
1.2 Экологическое воспитание младшего школьника 9
1.3 Организация и методика проведения экологических семейных мероприятий 16
Заключение #
Список литературы #
Введение:
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. 
Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы обучение в современной школе способствовало экологическому воспитанию уже в младших классах.[7, c.26].
Актуальность обусловлена противоречием между увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.
Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Изучением проблемы экологического воспитания в школе занимались Плешаков А.А.[21], Руднянская Е.И.[24], Седых В.И. [25], Цветкова И.В., и другие.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе [23, c.115]. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Поэтому цель данной работы: изучение взаимодействия семьи и школы в воспитании положительного отношения детей к природе.
Объект - процесс формирования экологической культуры у младших школьников.
Предмет - Взаимодействие семьи и школы в воспитании положительного отношения детей к природе.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
Изучить роль семьи в воспитании младшего школьника
Теоретический анализ проблемы сформированности экологической культуры у младших школьников;
Рассмотреть организацию и методику проведения экологических семейных мероприятий
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Заключение:
Проблема экологического образования существовала и будет существовать для развития общества.  Правильное обучение позволит в будущем предотвратить многие экологические проблемы человечества.  В младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний;  здесь формируются и развиваются, проявляются особенности его характера, воли, нравственности. Показателями образованного человека являются: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в социальной работе учеников по охране природы.  Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте.  Поэтому изучение существующих в мире отношений является одним из основных этапов формирования экологической культуры школьников, необходимым условием формирования ответных государственных отношений с природой.
 Создать новое отношение человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и моральная.  Это связано с необходимостью повышения экологической осведомленности, формирования нового отношения к природе, основанного на неразрывной связи человека с природой.  Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.  Благодаря знанию экологических связей и отношений в сельской науке школьники изучают мир вокруг нас.  Большое значение имеет раскрытие отношений между природой и человеком как частью природы, так как она существует внутри природы и неотделима от нее.  Это позволяет детям овладеть основами диалектического материалистического мировоззрения, СПО - способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
 Таким образом, воспитание основано на раскрытии конкретных экологических взаимосвязей, что способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы экологического семейного воспитания
1.1 Роль семьи в воспитании младшего школьника
Василий Сухомлинский писал: «В семье, образно говоря, закладывается корни, из которого вырастает побег, и ветки, и цветки, и плоды. Семья – это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства. Семья – это среда, в которой ребенок усваивает существенные правила поведения, учится правильно действовать в предметном и социальном мире, что окружает ее, согласно с выработанными в обществе формами и способами предметных операций. Семья формирует отношение к труду, к другому человеку, к миру естественного и сверхъестественного, к обществу, к себе самой. Опыт убеждает, что никакие воспитательные учреждения, даже самые лучшие, не могут выполнять роль, которую играет семья в воспитании детей, не могут эффективно функционировать без участия и помощи семьи, без взаимодействия с родителями. Именно семья вводит человека в мир социальных отношений. Семья остается той вечной ценностью, что создает для человека сравнительно независимое от социальных катаклизмов среду, атмосферу психологической защищенности [11] Говоря о роли семейного общения в формировании личности младшего школьника, целесообразно было бы помнить, что: 
1) межличностные контакты с родителями, которые возникают в раннем детстве, отличаются от всех других контактов наибольшей длительностью, устойчивостью, непрерывностью; 2) связи, которые объединяют младшего школьника с родителями, разнообразны и определяются родственными чувствами, совместным проживанием, характером и содержанием общения, формами организации жизнедеятельности (бытовой труд, досуг) и т. др.; 3) чувство родительской любви отца и матери и соответствующее отношение школьника оказывают их общению глубокой эмоциональности и доверия. Изменения в обществе, которые произошли, дали нам ускоренную физиологическую взрослость (акселерацию), значительную осведомленность, более высокую материальную обеспеченность родителей части детей, увеличение числа мало-детных семей, высокий образовательный уровень родителей и их высокую социальную активность. Все это негативно повлияло на воспитательный процесс в семье. У части детей с этими причинами гражданское становление происходит со значительным опозданием, для многих из них характерны политическая наивность, потребительское отношение к жизни, прагматизм. И всему этому есть достаточно серьезное объяснение: недостаток общения взрослых с детьми в семье, который влечет за собой тяжелые психологические последствия. Воспитательная функция может быть успешно реализована лишь в благополучной семье, где уделяется внимание общению, а не только материальному обеспечению детей. Родители причиной этого называют отсутствие свободного времени [4]. Хотя дети считают, что время для общения с ними родители, если желают, могут найти. Какие знания необходимы сегодня родителям для успешного воспитания детей в семье? Это, прежде всего, знание хотя бы элементарных основ психологии [25,c.77]. Именно они дают возможность родителям понять объективные закономерности развития своего ребенка, специфику проявлений этих закономерностей в различные возрастные этапы ее развития, понять индивидуальность ребенка, выяснить психологический смысл своих ошибок, трудностей в воспитании. Однако психологические знания остаются мертвыми, если не подкрепить их мощной базой педагогических знаний, техникой применения воспитательных приемов, которые родители всегда могут получить со стороны школы, конкретных специалистов [3]. Конечно же, кроме специальных педагогических знаний, огромное значение для семейного воспитания имеют общая эрудиция родителей, их умение (и способность) стать для ребенка вначале источником информации обо всем, что ее окружает, а впоследствии надежным проводником в мир знаний, человеческих взаимоотношений. Если родители не заботятся о постоянном обогащении своих знаний, расширения своего опыта, то ребенок, подрастая, усвоит снисходительно-пренебрежительное отношение к ним, и тогда, родители, к сожалению, теряют свой авторитет перед детьми. В каждой семье есть собственная, но не всегда осознанная система воспитания. К ней относятся воспитательные цели, формулировка задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и что нельзя в отношении ребенка. Как утверждают многие психологи, существует 4 тактики воспитания в семье и 4 типа взаимоотношений в семье, которые являются предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [4].
Диктат – это систематическое проявление в поведении одними членами семьи инициативы, а другими – чувства собственного достоинства [4].
Все знают, что родителям можно предъявлять требования к своему ребенку с учетом целей воспитания, моральных норм, определенных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но те, которые часто применяют приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка. На различные принуждения, угрозы и нажим они отвечают обманом, лицемерием, грубостью, а иногда ненавистью. И даже если родители смогли сломать это сопротивление, то в данном случае сломленными оказываются и многие важные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои возможности и силы. С серьезными неудачами, которые касаются формирования личности, могут столкнуться родители в том случае, если будут демонстрировать свою авторитарность, игнорировать интересы детей и их мнение, систематически лишать их права голоса в ходе решения различных вопросов.
Семейной опекой является система отношений, при которых родители своим трудом удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от различных забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
Именно дети, у которых, по сути, не должно быть жалоб, начинают восставать против чрезмерной опеки родителей. Если диктат проявляется в насилии, приказе, жестком авторитаризме, то опека – в заботе, ограждении от различных сложностей. Но результат при этом один: дети растут несамостоятельными, безынициативными, не могут решать вопросы, которые касаются их жизни или проблем семьи.
На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика «невмешательства». Пир этом предполагается, что два мира могут существовать друг с другом: взрослые и дети, и ни те, ни другие не могут перейти намеченную грань. Часто основой данного вида взаимоотношений является пассивность родителей как воспитателей.
В качестве семейных взаимоотношений, сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в данной ситуации можно преодолеть детский эгоистический индивидуализм. Семья, которая применяет такой тип взаимоотношений, как сотрудничество, превращается в группу высокого уровня развития – коллектив [4].
Огромное влияние на формирование самооценки имеет стиль воспитания семьи, принятые в семье ценности.
Существует три стиля воспитания в семье:
- демократический, 
- авторитарный;
- либеральный [8].
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Демократический стиль является стилем «согласия».
При авторитарном стиле родители навязывают собственное мнение ребенку. 
При либеральном стиле ребенок предоставляется сам себе.
М.И. Лисиной [6] было рассмотрено, как развитие самосознания детей младшего школьного возраста зависит от особенностей воспитания в семье. Дети точно представляют себя тогда, когда родители уделяют им достаточно внимания; положительно оценивают их физические и умственные способности; прогнозируют отличную успеваемость в школе. Эти дети часто получают поощрения, но не в качестве подарков; а наказывают их тем, что лишают общения.
Условия семейного воспитания определяет адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, имеющие заниженную самооценку, всегда недовольны собой. Это происходит в семье, где родители ставят перед детьми слишком высокие задания, и поэтому они чувствуют, что не соответствуют требованиям родителей. Нельзя говорить ребенку, что он некрасив. В результате этого у него возникает комплекс, от которого ему сложно избавиться в дальнейшей жизни.
Неадекватными могут быть дети, имеющие завышенную самооценку. То происходит в семье, где ребенка хвалят, где даже за мелочи он получает подарки, иными словами, ребенок привыкает к материальному вознаграждению. Родители не наказывают своих детей, а если и делают это, то очень редко. 
В адекватном представлении существует гибкая система наказания и похвалы. Ребенка никогда не хвалят в его присутствии, он никогда не получает подарки за поступки. В семьях, где дети имеют высокую, но не завышенную самооценку, внимание к ним сочетается с требовательностью. Здесь детей не наказывают и охотно хвалят, если они этого заслуживают. Дети, имеющие пониженную самооценку, имеют больше свободы дома, но эта свобода заключается, в основном, в бесконтрольности, которая является результатом того, что родители равнодушны к детям и друг к другу [6].
Существует различные типы семей и семейных отношений. Если перечислять, то можно выделить несколько основных пунктов, которым следовало бы уделить внимание:
Семейные отношения, где люди любят друг друга. В таком случае важно понимать, что всё будет складываться хорошо, главное не торопить события. Если всё будет идти своим чередом, можно рассчитывать на крепкую семью, где всегда будет лишь любовь, взаимопонимание и уважение.
Отношения, где отсутствует любовь. В таком случае важно просто вовремя осознать тот факт, что чувств нет. Такие отношения никогда не закончатся чем-то положительным. В конце всегда будет развод, об этом очень важно помнить.
Исследование семьи и семейных отношений даёт понять тот факт, что в действительности для счастья необходимо, чтобы люди максимально доверяли друг другу, а также поддерживали в трудную минуту.