Курсовая теория на тему Взаимодействие с семьёй как условие успешной социализации дошкольника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы социализации личности ребенка дошкольного возраста 6
1.1 Сущность процесса социализации 6
1.2. Специфика процесса социализации детей дошкольного возраста 13
2 Изучение особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Семья как важнейший фактор социализации 20
2.2. Взаимодействие с семьёй по вопросам социализации дошкольника 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Введение:
Актуальность. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и образовательном учреждении. Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. Модернизация дошкольного образования, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное, расширение его способностей саморазвития» (Д.И. Фельдштейн).
Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.
Благодаря усилиям отечественных ученых (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А. В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строятся на научной основе и обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребенка. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Проблема взаимодействия педагога дошкольного учреждения с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии дошкольников. Специальные исследования современных педагогов (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова и др.) доказали, что ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает им семья. В целом анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблем социализации: раскрыты понятия, даны характеристики факторов и институтов социализации, но отдельных специальных) работ, раскрывающих пути и методы воспитания детей в двух социальных системах — детском саду и семье, построенного на принципах взаимодействия и взаимодополнения, нет.
Родители и педагоги также все более остро ощущают в наши дни потребность в научно обоснованных рекомендациях, направленных на усиление влияния семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации личности ребенка на традициях народной педагогики. Таким образом, актуальность и практическая значимость, а вместе с тем и научная, и методическая ьнеразработанность проблемы социализации личности ребенка, признание значимости роли семьи и детского сада в этом процессе обусловили выбор темы работы — «Социализация личности дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОО».
Объект исследования — процесс социализации личности на основе взаимодействия семьи и ДОО.
Предмет исследования — педагогические условия, способствующие социализации личности ребенка на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования — выявить педагогические условия эффективности социализации личности ребенка в процессе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.
Объект исследования — социализация личности дошкольника
Предмет исследования – взаимодействие с семьей как условие успешной социализации дошкольника.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, необходимо решить следующие задачи:
• Проанализировать сущность процесса социализации;
• Изучить специфику процесса социализации детей дошкольного возраста;
• Рассмотреть семью как важнейший фактор социализации;
• Выявить возможности социализации детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и родителей;
• Разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.
В работе были использованы следующие методы исследования:
• Классификация;
• Описание;
• Анализ;
• Обобщение;
• Синтез;
• Изучение и анализ литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В данной работе рассматривалась специфика процесса социализации ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Мы рассмотрели процесс социализации личности ребенка как процесс его активного включения в существующую социальную систему через усвоение знаний о социальной действительности в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.
Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности.
Исследования теоретических источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности. Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника. В работе были разработаны критерии и показатели оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста. Проводилась работа по выявлению организационных условий эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Анализ теоретических источников и исследования, проводимые в работе, позволили подтвердить гипотезу курсовой работы и сделать следующие выводы:
1) Процесс социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если в ДОУ будут соблюдены условия включения семьи как микрофактора в воспитательно-образовательный процесс. Если в ДОУ будет признаваться роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Родители должны быть вовлечены в воспитательно-образовательный процесс для создания единой развивающей среды. Только в случае тесного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей возможно соблюдение условия единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ и семье, возможно соблюдение преемственности в содержании и технологиях педагогического процесса. ДОУ должно нести ответственность за налаживание атмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, признавая за семьей приоритет в выборе основной линии развития ребенка.
При тесном сотрудничестве с семьей дошкольное образовательное учреждение, изучив опыт и стиль семейного воспитания и взаимоотношения между членами семьи, будет способно обеспечить в полной мере индивидуальный и дифференцированный подход к процессу социализации личности каждого ребенка. Такие взаимоотношения сотрудничества педагогов ДОУ и родителей помогут в оказании помощи семье при возникновении проблем и вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, помогут в налаживании гармоничных отношений родителей с детьми (гуманизация детско-родительских отношений), что способно оказать положительное влияние на процесс социализации личности ребенка.
2)Для того чтобы процесс социализации детей дошкольного возраста происходил наиболее полноценно, необходимо использовать в ДОУ программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы развивающая среда в дошкольном учреждении способствовала формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.
Основные характеристики личности ребенка связываются развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.
Дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.
3) Разработанные рекомендации направлены на повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи, что обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника.
Предложенные рекомендации направлены на создание единой развивающей среды, способствуют более дифференцированному и индивидуальному подходу к воспитательно-образовательному процессу, позволяют учитывать опыт семейного воспитания для построения взаимодополняющей тактической линии воспитательного воздействия. Рекомендации позволяют педагогам ДОУ оказывать информативную и обучающую поддержку семьям воспитанников.
Фрагмент текста работы:
1.1 Сущность процесса социализации
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Проблеме социализации педагогами нашего ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Причиной этому являются социально – экономические и социально – политические условия жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную задачу работы педагогического коллектива — психологопедагогическую поддержку позитивной социализации, индивидуализации, развития личности ребенка. [4, с. 62]
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.
Понятие «социальное» имеет в истории психологии как минимум три трактовки: социальное как общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное.
Понимание социального как общечеловеческого предполагает наличие некой общей сущности, которая объединяет людей. Остается, правда, нерешенным вопрос: социальное как всеобщее дано человеку изначально или оно приобретается в процессе взаимодействия с обществом. Иными словами, новорожденный ребенок обладает уже данной всеобщей характеристикой или он должен ее приобрести. В истории психологии известны разные точки зрения на этот вопрос. Л.С. Выготский утверждал, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. По его мнению, «… очень наивно понимать социальное только как коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только один человек и его личные переживания». [17, с. 137]
В настоящее время этой же точки зрения придерживается А.В. Брушлицкий, утверждающий, что «… любой человеческий индивид и его психика изначально и всегда социальны…социальное – это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах». [12,с.15]
Рассмотрение социального как коллективного, как правило, безразлично конкретной форме общества в целом. Здесь социальное рассматривается либо как нечто, что дано человеку от рождения, но является его свойством как природы коллективного, общественного существа (классический психоанализ, аналитическая психология), либо как результат субъективирования реальных групповых отношений (интеракционизм, теория личности А.В. Петровского и т.д), либо как обретенное человеком в массе и теряемое по выходе из нее (Г. Гард, З. Фрейд, С. Московичи).
По отношению к вышеизложенному существует два подхода. Один отмечает, что совокупностное заведомо ниже индивидуального. Так, например, С. Московичи утверждает: «Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным образом, но они же становятся безнравственными и неразумными, когда собираются вместе». Другой подход утверждает безусловное превосходство (нравственное и ценностное) совокупностного над индивидуальным (отечественная социальная психология). [10, с.28]
Чаще всего социализация опирается на понимание социального как общественного. Социализация, таким образом, предполагает установление личностью субъективных отношений с социумом, имеющих конкретные формы и конкретные модификации. При этом специфика данного общества влияет на личность, отражается в ней, преломляясь через ее особенности.
В современной отечественной психологии также встречается взгляд на социализацию как адаптацию. Рассмотрим для сравнения определение Б.Г. Парыгина: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». [19, с.124].
Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности. Другая трактовка более акцентирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация – перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей общества. Этот подход в большей степени видится как объективный подход к человеку, так как человек здесь выступает как объект воздействия для общества.
В отечественной науке творчество нередко понимается как итог развития личности в системе общественных связей, закономерная ступень в развитии личности, овладевшей определённым социальным опытом. А.В. Мудрик полагает, что «в процессе жизнедеятельности, которая протекает в рамках макро-, мезо-, и микрофакторов, испытывая на себе их воздействие, избирательно усваивая их влияние, ребёнок приобщается к культуре, у него формируется определённая социальная направленность и в той или иной мере развивается творческая индивидуальность». [54, с.19].
Заслуживает внимания акцент на взаимосвязи творческой линии с процессом индивидуализации. Б.Ф. Ломов считает, что с одной стороны, личность всё более включается в систему общественных отношений, её связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются, углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности часто определяется как её социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. развитие в обществе включает процесс индивидуализации. (6)