История Русской Церкви Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Взаимодействие Русской Православной Церкви с вооруженными силами: исторический опыт и реализация новых направлений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ РПЦ ПО ВОПРОСАМ ВОЙНЫ И МИРА 5
1.1. Основы социальной концепции РПЦ (по материалам гл. VIII «Война и мир») 5
1.2. Священное Писание о войне и воинском служении 8
1.3. Конституция РФ по вопросам воинской службы 13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В РОССИИ 17
2.1. Атеистические тенденции армии в XX веке и роль РПЦ в годы ВОВ 17
2.2. Возрождение традиций и структуры военного духовенства в конце ХХ и в начале ХХI века 24
2.3. Современное взаимодействие РПЦ с инстанциями Министерства обороны и ФСИН РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

  

Введение:

 

Актуальность. Одним из результатов российских реформ последних пятнадцати лет стало возвращение возможности религиозным организациям (и РПЦ в первую очередь) заниматься пастырской и миссионерской работой во всех сферах общества. Военнослужащий может свободно и не опасаясь наказания (как было в советское время) обращаться к священнику и тот, в свою очередь, может посещать его на территории части.
Проблемой данного исследования является исторический след событий, которые обусловили характер отношений Российской армии и РПЦ.
Объект исследования: социальная деятельность РПЦ.
Предмет исследования: содержание направлений взаимодействия РПЦ и вооруженных сил России.
Степень изученности темы. Изучение взаимодействия Церкви и российской армии имеет достаточно широкое освещение в исследованиях ученых, которые заложили основание современного социального знания, представителей классической социологии, которые, ставших родоначальниками специальных социологических теорий — социологии религии и социологии управления (М. Вебер, В. Вундт, В. Джемс, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм и так далее). В настоящее же время исследования роли Церкви в социальной структуре российской армии, ее влияния на процессы в системе социального управления обществом находят широкое освещение в трудах современных исследователей как социологов, так и религиоведов и церковных представителей. Тот контекст, в плоскости которого эти отношения наблюдаются, сопровождал все историческое развитие страны и, соответственно, во все времена вызывал неподдельный интерес исследователей.
Цель работы: охарактеризовать современный уровень взаимодействия РПЦ и сферы вооруженных сил.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
— Изучить особенности взаимодействия РПЦ со сферой вооруженных сил согласно
«Основам социальной концепции РПЦ»;
— Проанализировать цитаты из Священного Писания, касающиеся сферы воинского служения;
— Проанализировать смысл конституционной обязанности по защите Отечества и несения
воинской службы в современной России
— Показать Современное взаимодействие РПЦ с инстанциями Министерства обороны и ФСИН РФ.
Источниковая база исследования. Использованы труды святых отцов, Священное Писание, основы Социальной концепции РПЦ, а также литература светских ученых.
Практическая значимость работы. Данная работа может быть использована в курсе истории для учеников старшей школы или учащихся средних учебных заведений.
Структура работы. Данная работа состоит из ведения, основной части, в которой имеется две главы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе были проанализированы отношения Русской Православной Церкви с вооруженными силами.
В ходе решения первой задачи нам были изучены основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Было выяснено следующее:
— Социальная концепция РПЦ никогда не была против армии и войны;
— Социальная концепция РПЦ полагает, что война – это зло;
— Социальная концепция РПЦ не запрещала никогда принимать участие в войне, когда российскому народу приходилось защищаться, отстаивать честь своей семьи, народа. Отечества, культурные ценности;
— Война происходит тогда, когда человечество согрешило, обидело Бога;
— Причина войны – злые помысле человека.
В ходе решения второй задачи мы изучили священное писание о войне и воинском служении. Были получены следующие выводы:
— Священное Писание – источник вероучения Православной Церкви;
— Церковь не мстит смертью; смерть – это не месть;
— Святые отцы не одобряют кровопролития;
— Войне необходимо учиться, иметь военные навыки;
— Война и люди – это процесс одномерный. Война будет всегда, пока существуют люди;
— Верным воинам Бог всегда поможет;
— Иметь воинское звание – не пренебрежительно;
— Образ идеального христианина – воин, аскет;
— попытки доказать о том, что Библия якобы негативно относится к воинской службе и запрещает ее несение, являются безосновательными и недоказательными.
— ответить врагу тем же, защищаясь – не плохо.
В ходе решения третьей задачи была изучена Конституция РФ о войне и воинском служении. Было выяснено следующее:
— Защита Отечества – это гражданский долг каждого гражданина Российской Федерации. Это – его обязанность;
— Воинская служба – это разновидность государственной службы;
— Воинская служба регламентирована большим количеством законодательных актов, постановлений, конституцией российской Федерации;
— Сроки службы были сокращены в 2006 году. С 2008 году срок службы рядовых солдат составил 1 год;
— К воинской обязанности относится ведение воинского учета, призыв, служба, пребывание, а запасе, военные сборы – то есть полный цикл;
— Воинская обязанность Должа быть исполнена гражданином, иначе можно получить наказание за неисполнение закона;
— У военных имеется ряд ограничений жизнедеятельности и передвижения, в чем свободны «гражданские» лица.
В ходе решения четвертой задачи были изучены атеистические тенденции армии в XX веке и роль РПЦ в годы ВОВ.
В ходе работы над данной главой было выяснено, что XX век для русской православной Церкви являлся периодом вероломным. В частности, это связано с приходом к власти большевиков, которые не разделяли православных взглядов и традиций. Так, в начале столетия происходили массовые убийства священников, аресты. Отмечается, что уже к концу 1920 г. на территории России было ликвидировано 673 монастыря. Кроме того, был разрушен институт монашества. В процессе работы были получены следующие основные выводы:
— РПЦ в начале прошлого столетия было репрессировано;
— Репрессии над РПЦ со стороны власти продолжались вплоть до Великой Отечественной войны;
— В ходе репрессий закрывались школы, убивалось духовенство, разграблялись мощи, здания отдавались под хозяйственные нужды;
— При наступлении Великой Отечественной Войны РПЦ оказала посильную помощь в боевых действиях, в отношениях стала наступать оттепель.
В ходе решения пятой задачи было исследовано возрождение традиций и структуры военного духовенства в конце ХХ и в начале ХХI века. Были получены следующие выводы по параграфу:
— С распадом прежнего правительства, СССР, установилась идеологическая пауза продолжительностью практически в 10 лет;
— к началу XXI века пришло осознание того, что возрождение отношений, их новых виток, просто необходимы для дальнейшего развития государства;
— Потеплению отношений способствовала лояльность Алексия II к власти и политикам в целом. Он возвращал имущество, которое было отобрано у РПЦ при большевиках;
— Владимир В.В. Путин также активно способствовал объединению государственного (военного) института и института Церкви;
— Патриарх Кирилл полагал, что В.В. Путин – это реформатор, который спас не просто Церковь, а спас всю страну;
— Сегодня РПЦ – эффективная политическая сила, очень существенно влияющая на внутреннюю и внешнюю политику государства;
— Путин перед выборами президента сделал стратегический шаг – заручился поддержкой духовенства, начав активно финансировать православный институт;
— В 2011 году священнослужителям разрешили баллотироваться на выборах с целью защиты своей веры и мировоззрения;
— На сегодняшний день религиозные силы продолжают очень активно расти и развиваться в нашей стране.
В ходе решения шестой задачи было представлено современное взаимодействие РПЦ с инстанциями Министерства обороны и ФСИН РФ. В ходе исследования были получены следующие выводы:
— Приоритетное направление современной России – взаимодействие с РПЦ;
— Возможность сотрудничества РПЦ и ВС РФ позволяет правоохранительным органам иметь большие возможности в плане служения отечеству;
— Присутствие духовных лиц в воинских коллективах положительно сказывается на воинской службе в целом;
— Патриотическое и духовно-нравственное воспитание – это плод совместной деятельности РПЦ и ВС РФ;
— 2009 год в истории возрождения отношений – переломный, поскольку в нем были заключены новые договоренности;
— Армия и Флот сегодня активно сотрудничают с РПЦ;
— Целенаправленная работа по актуализации отношений продолжается и сегодня; производится поиск кандидатов-священнослужителей в штатные должности современной Армии и Флота;
— У священников существует специализированная подготовка к дальнейшей штатной военной службе.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования является достигнутой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ РПЦ ПО ВОПРОСАМ ВОЙНЫ И МИРА

1.1. Основы социальной концепции РПЦ (по материалам гл. VIII «Война и мир»)

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви – это документ, который был принят Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В документе содержатся основополагающие положения учения Православной Церкви относительно аспекта церковно-государственных отношений, которые являются актуальными во все времена и во все эпохи. Важной особенностью данного документа является то, что в него включена официальная позиция Московского Патриархата в области взаимоотношений с государством и светским обществом. Также Основами устанавливается обширный ряд принципов, которые используются епископатом, клиром и мирянами. Иначе этот документ называется, как «Социальная доктрина».
Достаточно важным в рамках представленного исследования можно назвать раздел, посвященный войне и миру. Война представляет собой большое зло, причина которого (и в мире, и в человеке) заключается в том, что имеет место быть греховное злоупотребление свободы, которая была дарована Богом. Представляя войну как зло, Церковь, тем не менее, не ставит запретов на участие в боевых действиях в тех случаях, когда суть этих действий – не нападение, а защита своих близких и своего народа, восстановление справедливости. И в этом случае войну можно расценивать как вынужденный процесс, не желательный.
«Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12)». Это проблема всего документа.

Следует обратить внимание на то, что в системе международных отношений отличить тип войны (оборонительная она или же агрессивная) практически невозможно. Соответственно, важно учитывать, что вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий необходимо ставить в индивидуальном порядке каждого конкретного случая. Но, если судить поверхностно, то о конструктивном или деструктивном характере войны можно сказать по методам боевых действий. То, что должно вести военный поток – праведный гнев, но не алчность, не должно быть озлобленности или чувств похоти. [1. Ин. 2, 16]. В соответствии с этим очень важно осуществлять пастырскую заботу о воинах, и воспитывать их в соответствии с верностью высоким нравственным идеалам.
То зло, из-за которого происходят мирские войны, в жизни человека также находит способ проявления. В частности, речь идет о преступности, которая является неудобным вопросом, и таковым являлась всегда. Основным источником преступления можно считать, как правило, упадочное состояние души человека. И, в соответствии с этим, следует поставить акцент на профилактическом аспекте упадочности человеческой души в силу профилактики преступности. Это должно осуществляться посредством осуществления должного воспитания и просвещения для того, чтобы утвердить, как в отдельной личности, так и во всем обществе истинные духовные ценности.
Речь идет в данном случае о том, что Церковь вполне способна осуществлять активное взаимодействие со школой, СМИ и правоохранительными органами. Важным фактором, на который следует обращать внимание, являются группы риска. Церковь готова к тому, чтобы взять на себя опеку над осужденными в местах лишения свободы, поскольку наказание с православной точки зрения не является местью, оно рассматривается как средство внутреннего очищения согрешившей души, которая особенно нуждается в помощи, в частности, в нравственном исцелении искалеченной души.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы