Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в книжной иллюстрации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические особенности взаимодействия литературы и изобразительного
искусства в книжной иллюстрации и ее влияние в условиях обучения композиции
учащихся

1.1.История возникновения и особенности создания книжной иллюстрации и
ее связь с литературой

1.2.Развитие
творческого мышления учащихся посредством книжной иллюстрации

Глава 2 Методические разработки по преподаванию композиции на тему книжной
иллюстрации на базе художественной школы

2.1 Методические рекомендации и критерии оценки детских творческих работ

2.2 Проектирование серий занятий на тему "Создание иллюстрации к поэме А.
С. Пушкина «Евгений Онегин» в технике коллажа"Заключение. 5

Список
литературы.. 5

 

  

Введение:

 

Одним
из важных видов изобразительного искусства является иллюстрация. Можно с
уверенностью сказать, что она захватывает большое количество сфер жизни
человека, она
находится на границе изобразительного искусства и
графического дизайна, так как, используя средства и методы искусства,
подчиняется замыслу проекта. Да, иллюстрации это не только рисунки в книгах, но
и изображение отражающие смысл текстов на веб-страницах, иллюстрация может
служить вспомогательной частью при создании различных логотипов, упаковок
продукции для привлечения аудитории, так же она активно применяются в печатной
продукции, например в журналах и открытках.

Конечно,
литература, это, пожалуй, наиболее из востребованных отраслей, в которой
используются изображения. Книги окружают человечество с самого детства и
иллюстрации, находящиеся в них, формируют чувство вкуса, умение видеть красоту,
помогают в изучении мира, учат анализировать, развивают воображение у детей. И именно
с нее начинается знакомство ребенка с миром творчества.

Книжная
иллюстрация очень уникальный вид творчества, это разнообразность, в плане
техник, материалов и жанров. Она может быть декоративная или станковая,
выполняться графическими материалами, такие как карандаш, тушь, акварельные
карандаши, уголь, линеры, а может выполняться живописными, такие как акварель,
гуашь, темпера, акрил и многое другое. По технике исполнения это может быть
офорт, коллаж, граттаж, ксилография, гравюра, сейчас очень актуален вид
цифровой иллюстрации, выполненный посредством современной техники, компьютера и
планшета.

 

 

 

            

Удивительно
что, то, что мы знаем сейчас как иллюстрацию зародилось в глубокой древности. В
Древнем Египте, Греции мы можем наблюдать настоящую книжную иллюстрацию,

наиболее
яркими примерами сохранившихся античных образцов являются рисунки в «Илиаде» и
«Энеиде», а также в византийских и средневековых рукописях. А в
XV веке, Иоганн Гутенберг изобрёл
способ книгопечатания подвижными литерами, и именно он начал добавлять к тексту
рисунки, выполнявшиеся с помощью высокой печати посредством деревянных досок. И
уже в конце XIX века — начале XX века в отечественной книжной иллюстрации
проявляются различные художественные стили.

Книжная
иллюстрация прошла огромный исторический путь, она развивалась, появлялись
различные ответвления, и она стала такой, какой мы видим ее сейчас,
разнообразной, развивающейся, позволяющей мыслить творчески, искать новые формы
применять разные техники.

Объектом
исследования 
в курсовой работе является взаимодействие литературы и книжной
иллюстрации, и ее влияние на творческое мышление обучающихся.

Предметом исследования является
влияние взаимодействия литературы и книжной иллюстрации на
психолого-педагогические особенности и творческое мышление учащихся

Цель
исследования
 

Задачами
работы 
являются

Структура курсовой работы 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ В
УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ

 

1.1.        
История возникновения и
особенности создания книжной иллюстрации и ее связь с литературой

 

Книга – это очень
значительное явление культуры нашего общества, и именно с ее появление в
изобразительном искусстве стал формироваться жанр книжной иллюстрации. Слово
иллюстрация произошло от латинского illustratio, которое дословно переводится
как освещение, наглядность.

Детство каждого ребёнка
неразрывно связанно с книгами. В первую очередь с ними нас знакомили родители,
а уже в более сознательном возрасте, мы изучали их самостоятельно. Вспоминая
образы героев, в голове возникают картинки, которые изображали события книги,
дополняли их. Именно эти картинки и называются иллюстрациями.

В современном мире
иллюстрацию называют книжной графикой. В первую очередь, это связанно с тем,
что при выполнении иллюстраций, мы обращаемся к графическим навыкам рисования.
Графика, как вид искусства, почитается недавно, хотя графические изображения
имеют многовековую историю [1].

Чтобы углубиться в
изучение иллюстрации, рассмотрим определение данного термина, а для этого
обратимся к художественной энциклопедии. И так, иллюстрация, как область
искусства – это изобразительное истолкование литературного или научного
произведения. Мастера книжной графики называются иллюстраторами [7].

История этого вида
искусства лежит в далёком прошлом. Так первые зарисовки можно найти в рукописных
книгах-окладах. Они выполнялись в единичном экземпляре и не несли серьёзной
смысловой нагрузки.

Но уже в XV веке
появились первые печатные книги.

Это был значимый скачок
для книжной графики. Он обусловлен ещё и появлением гравюры. Этот вид
графического искусства, подразумевающий создание изображения различными
способами печатных форм, открыл новые возможности для иллюстрации.

Проблема развития
оформления книги не нова: и писатели, и художники-иллюстраторы всегда придавали
ей особо важное значение. Поэтому в разное время читателей в книге и привлекали
содержательность, информативность, иллюстративность и качество печати.

Развитие новых
технологий, расцвет дизайна и коммерческая выгода способствует улучшению
качества полиграфии. Обостренное внимание детских писателей, психологов и
педагогов было обращено к развитию ребенка посредством насыщения литературного
источника информативностью и содержанием на доступном для его понимания уровне.

В конце позапрошлого и
начале прошлого веков художниками, которые состояли в объединении «Мира
искусства» было возрождено искусство детской книжной иллюстрации, которое в тот
период считалось уж погибающим направлением.

Обращая внимание на опыт
западноевропейской, и, прежде всего, на непосредственно немецкую книжную иллюстрацию,
мирискусстники стали применять в своих работах различные приемы и техники
из прошлого (в частности, речь идет о шрифтах и буквицах старинных книг
и рукописей, мотивах народного орнамента и так далее), создавая при этом достаточно последовательную
систему оформительского мастерства печатных изданий.

В качестве действительно
яркого представителя «русского стиля» в книжной иллюстрации и одним из
лучших книжных графиков в начале прошлого столетия можно упомянуть Б. Зворыкина,
который уже с 1898 года иллюстрировал и оформлял книги для московских
и петербургских издательств И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова,
И.Н. Кнебеля, А.Ф. Маркса и А.А. Левинсона.

В столичном издательстве
«Товарищество скоропечатни А. А. Левинсона» вышло с его картинками и в его же
оформлении двенадцатистраничное издание «Сказка о золотом петушке» А.С.
Пушкина, которая стала первым опытом в области детской книги.

При этом работы А. Бенуа,
И. Билибина, Г. Нарбута и прочих художников в буквальном значении утопали в области
малограмотной рыночной продукции, которая выпускалась частными издательствами
[5].

Во все времена книге
отводилась не только обучающая, но и воспитывающая роль, так как она формирует
личность на всех жизненных этапах.  Суть
вклада художников-иллюстраторов в этом процессе нужно искать в истоках
формирования массовой литературы.

По нашему убеждению,
происходило это на рубеже ХІХ-ХХ вв., когда в обществе возник активный интерес
к психологии и, в частности, к проблемам художественного воспитания детей.
Книги для самых маленьких читателей с этого времени становятся востребованными
и попу­лярными, а издания особо красочными [18].

Книга представляет собой
одно из наиболее самых значимых явлений культуры. Одновременно с создателями
литературного произведения книгу разрабатывают и живописцы, которые определяют
ее архитектонику, шрифтовую наполняемость, заносят декоративные и
изобразительные составляющие, обозначаемые принципами книжной графики.

Книжная графика занимала
уникальное место в искусстве и культуре XX в. Данное можно объяснить совокупностью
факторов, среди которых, к примеру, можно упомянуть литературоцентризм, принятый
в российской художественной культуре в то время. Необходимо обратить внимание
также и на то, что книжная графика была призвана исполнять просветительскую, прежде
всего агитационно-пропагандистскую роль [19].

Интересно отметить, что
первым изданием, выпущенным для детей дошкольного возраста, являлась книга Я. Каменского.
Она вышла в 1658 году и называлась «Мир в картинках». Причем, интересно, что
само название говорит само за себя.  И с
этого периода, собственно, стала развиваться революция в сознании.

В Англии того периода
появился детский издатель Д. Ньюбери. Его книги являлись чрезвычайно
остроумными, все издания были действительно грамотно оформлены, причем, даже самые
дешевые [14].

В начальном периоде
иллюстрации в детской книге гравировались картинками. Отмечается, что гравировальное
искусство к началу 18 века стало самостоятельной областью искусства, поскольку
вышло на высокую ступень своего развития. Однако предполагалось, что для
детских книг подходило простое, невычурное изображение. Вследствие этого до
первой половины 18 столетия действительно художественных иллюстраций не
наблюдалось считалось [9].  

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы