Психического-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Выявление детей с нарушениями интеллекта в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 5

2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 12

3. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена тенденцией к росту количества детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Особую значимость на сегодняшний день приобретают вопросы выявления детей с умственной отсталостью, у которых многие навыки и умения характеризуются значительной степенью отставания от нормы. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для деформации личности ребенка.

При нормальном умственном развитии ребенка происходит, в основном быстрое речевое развитие, увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и взрослым.

Однако при интеллектуальных нарушениях ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие познавательных умений выходит на первый план при работе с такими детьми. Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью детей с интеллектуальной недостаточностью (О.К. Агавелян, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван и др.). Это объясняется, с одной стороны, феноменологией интеллектуальной недостаточности, а с другой – низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории детей. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации детей с умственной отсталостью.

Объект исследования: нарушения интеллекта у детей в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: выявление детей с нарушениями интеллекта в дошкольном возрасте.

Цель исследования: проанализировать особенности и методики выявления детей с нарушениями интеллекта в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности развития детей с нарушениями интеллекта.

2. Рассмотреть классификацию нарушений интеллекта у детей.

3. Проанализировать методики определения детей с нарушениями интеллекта в дошкольном возрасте.

Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение, интерпретация.

Методологическая и теоретическая основа исследования:

 положение о ведущей роли деятельности в развитии личности детей с интеллектуальными нарушениями (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн);

 учение Л. С. Выготского о структуре дефекта при умственной отсталости; об общих и специфических закономерностях аномального развития; о закономерностях развития ребенка в обучении; опоре на сохранные стороны при обучении аномального ребенка;

 системный подход к изучению личности в норме и патологии (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев).

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие выводы:

Можно сделать вывод, что к дошкольному возрасту, дети с нарушениями в интеллекте без специальной коррекционной работы пропускают два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общение с другими людьми. Такие дети являются мало контактными как со взрослыми, так и со своими сверстниками, они не вступают в сюжетную игру или какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — восприятия, мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Нарушения интеллекта носят название умственной отсталости, они характеризуются интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями осваивают новые навыки медленнее, чем дети с нормальным уровнем развития. Существуют различные степени умственной отсталости, от легкой до глубокой. В основном нарушения вызваны снижением интеллектуального функционирования (обычно измеряемого с помощью стандартизированных тестов интеллекта), влияние на жизнь ребенка больше зависит от объема поддержки, в которой он нуждается. Например, ребенок, который имеет только легкие нарушения в тесте на интеллект, может иметь настолько плохие адаптивные навыки, что ему требуется значительная поддержка со стороны взрослых.

Можно отметить, что целью психологического обследования ребенка является изучение уровня сформированности возрастных психологических новообразований (как наивысших достижений возраста), ведущей и типичных видов детской деятельности.

С целью диагностики различных интеллектуальных нарушений у детей можно применять следующие методики: «Чего не стало» (модифицированная методика С.Д. Забрамной)?; «Стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта»; «Что изменилось (модифицированная методика С.Д. Забрамной)?»; «Опосредованное запоминание (модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева)».

При своевременной качественной организации воспитания и раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения в развитии у детей могут быть исправлены и даже предотвращены.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности развития детей с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от детей с нормальным развитием. В исследованиях и работах известного отечественного ученого Л.С. Выготского указывается, что психическое развитие детей с нарушениями интеллекта является социально обусловленным. Автор отмечал, что такие познавательные процессы как память, мышление, а также поведение основаны в первую очередь на социальном развитии, а не на биологическом созревании [2].

При этом, развитие различных познавательных процессов у детей с нарушениями интеллекта ограничено некоторой симптоматикой. Таких детей отличает недостаточно хорошая восприимчивость ко всему новому, сниженная когнитивная активность, недостаточность в ориентировочной деятельности. Такие качества являются яркими симптомами, вызванными неполноценностью коры головного мозга. Неверное воспитание таких детей в семье, а также использование тех методов в воспитании, которые не рассчитаны на таких детей, могут стать источником грубого, вторичного отклонения в развитии, следовательно, важно необходимо предотвращать вторичное характерологическое и псевдокомпенсаторное воспитание уже в дошкольном возрасте.

Первичное нарушение (биологические факторы) оказывает воздействие на развитие детей с нарушениями интеллекта с первых дней жизни. У большинства таких детей могут задерживаться периоды развития статики и локомоций, при этом зачастую задержка будет существенной [8].

У большинства детей с нарушениями интеллекта появление прямохождения задерживается, другими словами они начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить намного позже. Такая задержка иногда бывает достаточно значительной и переходящей на второй год жизни [1].

У всех детей с нарушениями интеллекта в младенческом возрасте не такая острая реакция на внешний раздражитель, присутствует безразличие, они отличаются общей патологической инертностью (что не исключает крикливость, беспокойство, раздражительность и так далее). У таких детей не появляется необходимости в эмоциональной коммуникации со взрослыми, отсутствует, чаще всего, «комплекс оживления», в то время как нормально развивающиеся дети в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывают руки, ноги, улыбаются, негромко напевают или гулят [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы