Курсовая теория на тему Выявление детей группы риска на нарушения речевого развития в раннем возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1 Основные закономерности речевого и психомоторного
развития детей раннего возраста в онтогенезе. 5
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
раннего возраста с задержкой речевого развития. 12
Глава 2 Экспериментальное изучение
уровня языкового развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития.. 18
2.1 Диагностический инструментарий логопедического обследования
детей раннего возраста. 18
2.2 Анализ психолого-педагогических исследований по
организации коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с
задержкой речевого развития 22
Заключение. 24
список ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Введение:
Развитие
речи представляет собой один из важнейших векторов формирования психической
сферы ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием коммуникативных
способностей ребенка, становлением его мыслительных процессов и т. д.
Недостатки речевого развития требуют оперативной диагностики и коррекции, это
позволит избежать вторичных нарушений психического развития, которые
затрагивают все сферы психики ребенка.
В
настоящее время довольно часто встречается ситуация, когда речевые нарушения
фиксируются уже на самых ранних этапах онтогенеза, в младенческом и раннем
возрасте. Одним из подобных нарушений является задержка речевого развития,
которая предполагает замедление темпа формирования речи до 4-х лет
включительно. Возникает необходимость методов диагностики задержки речевого
развития, отграничения ее от иных видов патологии, от нарушений умственного
развития. Также следует своевременно начинать коррекционную деятельность, это
позволит максимально снизить неблагоприятные последствия подобного нарушения.
Однако следует помнить, что в работе с данной возрастной категорией детей не
могут применяться обычные методики, которые используются в работе с
дошкольниками в силу специфики их психологических и возрастных характеристик.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью
глубокого изучения особенностей развития речи данной возрастной категории,
которые позволил бы определить наиболее эффективные методы работы с данной
группой детей.
Своевременная логопедическая помощь в раннем
возрасте поможет обеспечить в дальнейшем нормальное речевое развитие, что в
свою очередь поможет избежать вторичных нарушений, затрагивающих процессы
мышления, коммуникации и др.
Цель
исследования: изучить теоретически и эмпирически
специфику логопедической работы по определению детей «группы риска» с высокой
вероятностью возникновения задержки речевого развития.
Объект
исследования: речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет
исследования: специфика логопедической работы с детьми
раннего возраста с задержкой речевого развития.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать специфику психомоторного
и речевого развития ребенка раннего возраста;
2. Проанализировать психолого-педагогические
особенности детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
3. Проанализировать особенности
диагностического обследования речи детей раннего возраста;
4. Описать основные подходы и методы
логопедической работы, направленных на развитие речи детей раннего возраста с
задержкой речевого развития.
Методы
исследования: анализ наручной литературы,
систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
Задержка
речевого развития представляет собой достаточно часто встречающуюся форму
нарушения среди детей раннего возраста. Как правило, нарушения касаются всех
аспектов речевого развития (объем словаря, понимание и воспроизведение речи,
фонематический слух), а также неречевых компонентов (моторной сферы,
познавательных процессов). Т. е. недостатки развития речи оказывают негативное
воздействие на развитие психических процессов ребенка в целом. Особенности
диагностики и коррекции задержки речевого развития детей раннего возраста
обладают определенной спецификой: это связано с особенностями психомоторного и
речевого развития на данном этапе онтогенеза, а также с необходимостью
дифференциации ЗРР от других форм нарушений.
В
настоящее время создано достаточно большое количество как методик диагностики
задержки речевого развития, так и методик коррекции.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Теоретические основы ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные
закономерности речевого и психомоторного развития детей раннего возраста в
онтогенезе Психомоторное
развитие ребенка раннего возраста происходит в нескольких основных
направлениях: развитие сенсорной сферы, предметно-манипулятивной деятельности,
познавательных процессов, речевой деятельности.
В
моторном развитии отмечаются следующие особенности. В это время
совершенствуются их общие и специфические двигательные навыки (тонкая и грубая
моторика). Хотя главным достижением этого периода является ходьба, но
одновременно формируется и навык преимущественного использования правой или
левой руки, совершенствуется общая координация движений, усложняются многие
двигательные умения.
В
1,5 года дети могут судить о весе какого-нибудь предмета по его размеру. Они
уверены, что если предмет большой, то он наверняка тяжелый, а если маленький,
то значит — легкий. Беря предметы, они хорошо координируют два необходимых для
этого навыка: касание и хватание. Это позволяет заниматься разными предметами,
придумывая все более сложные манипуляции [25].
К
завершению раннего возраста ребенок умеет прыгать, бегать, ударять ногой по
предметам и бросать их. Теперь резкие повороты и старты, остановки и скачки
удаются ему лучше, чем прежде, хотя еще не все трудности в этих движениях
преодолены полностью.
В
психическом развитии отмечаются следующие особенности. В раннем возрасте
осуществляется активное формирование высших психических функций. Психическое
развитие детей третьего года жизни соотносится с тенденцией к
самостоятельности, то есть желанием реализовывать те или иные действия без
помощи взрослого, развитием наглядно-действенного мышления, формированием
элементарных представлений об окружающем мире; образованием новых форм
взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр к играм
«рядом» и простейшим формам совместной игровой деятельности [25].
Наглядно-действенное
познание стимулирует совершенствование всех остальных психических процессов
(например, памяти, воображения и др.), а также таких интеллектуальных операций,
таких как анализ, синтез, сравнение. Ведущей на данном этапе является
предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок не играет, а
манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредотачиваясь именно на
действиях с ними. В процессе действий с предметами малыш выделяет их отдельные
признаки (цвет, форму, величину), сравнивает между собой и обобщает по данному
признаку наглядно-действенным способом.
Благодаря деятельности
развивается не только мышление, но и сами предметные действия, которые
приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых были
первоначально усвоены. Постепенно происходит перенос освоенных действий в иные
условия. На третьем году жизни появляется сюжетно-отобразительная игра, в
которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Таким играм
характерны примитивность и однообразие сюжета, непродолжительность и
эпизодический характер возникновения. В сюжетно-отобразительной игре вместо
реальных предметов ребенок использует игрушки и другие предметы-заместители. В
течение дошкольного возраста игровое манипулирование замещается