Курсовая теория на тему Выдающиеся библиографы России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Библиография как
наука. 5
1.1 История развития библиографии. 5
1.2 Основные достижения библиографической мысли. 9
Глава 2. Известные библиографы
России. 13
2.1. Любовь Борисовна Хавкина. 13
2.2. Николай Михайлович Лисовский. 20
2.3. Олег Павлович Коршунов. 28
2.4. Игнатий Владиславович Владиславлев. 33
Заключение. 38
Список литературы.. 40
Введение:
Если говорить об истории развития библиографии как науки, то,
конечно, следует поднять вопрос о ведущих теоретиках библиографии и
присмотреться к их сочинениям. Этот факт обуславливает выбор темы работы.
Современный уровень библиографии и возможности, предлагаемые
библиографическими ресурсами, позволяют ставить и решать научные и практические
проблемы, которые существовали до недавнего времени и иногда были неосознаными
или вообще нерешенными. В процессе развития цивилизации возникает потребность в
специализированной области деятельности (инфраструктуры) — профессиональные
сообщества информационных посредников, которым последовательно передаются
информационные функции (хранение, учет, описание, распространение документов,
их последующая предварительная оценка, составление аналитических обзоров и
прогнозирование) с увеличением масштабов и сложности информационных процессов.
Это общение осуществлялось постепенно, поскольку развивался потенциал
информационной деятельности, готовый качественно решать новые задачи.
Говоря об исследовании проблемы, В.Г. Анастасевич (1811) первый
раз заметил в отечественной теории библиографии возможность получить знания,
отсутствующих в литературе на основе использования библиографических пособий, в
которых библиографию как «описание книги». В связи с получением новых знаний о
состоянии отдельных областей В. Сопиков (1813) говорил также о необходимости
создания таких библиографических учебников, которые позволяют исследовать состояние
и развитие отечественной литературы.
Признание исследовательской функции библиографии как области
практической деятельности начинается в начале XIX века. В первую очередь
следует обратить внимание на исследование документооборота, отраженное в индексе
«Систематический обзор литературы в России за пять лет с 1801 по 1806 год»,
проведенном его авторами — А. Сторхом и Ф. Аделунгом. Даже тогда они не
задумывались об учете литературы, а призывали к ее анализу для получения данных
о состоянии науки, культуры, образования. Они провели одно из первых
библиографических исследований.
Значение библиографии как науки
Заключение:
В результате анализа
библиографической литературы мы пришли к следующим выводам:
— возможности,
предоставляемые библиографическими ресурсами, позволяют устанавливать и решать
научные и практические задачи, которые появились сравнительно недавно и были
случайно решены или вообще не решены. В процессе развития цивилизация создала
профессиональные ассоциации информационных посредников, последовательно
проводящих информационные функции (хранение, учет, описание, распространение
документов, последующая их предварительная оценка, анализ) с ростом масштабов и
сложности информационных процессов. Данная работа проводилась постепенно, с
развитием потенциала информационной службы, ее готовности к качественному
решению новых задач. Участие в работе информационных посредников постоянно
растет с увеличением их возможностей (увеличение количества и качества
информационных и библиографических ресурсов, их сложности и увеличение
интенсивности знаний о прикладных технологиях);
— условием возникновения
библиографии стало появление достаточного количества письменных источников, их
организация, появление в некоторых журналах (библиотека, архив, музей вначале
не отличались друг от друга), что обусловило необходимость их систематизации,
составления их списков, а, следовательно, и ознакомления с их составом без
обращения к тексту;
— долгое время, в
частности, в XVIII веке, особенно в XIX и начале XX века, большинство
библиографов рассматривали и оценивали библиографию как книжную науку,
идентичную универсальной книжной науке или являющуюся повествовательной частью
книжной науки. Поскольку библиография уже была частью науки, не нужно было
акцентировать внимание на специальной дисциплине, изучающей эту науку. Обычно
речь шла о теории, истории и методологии, которым сама библиография служила
наукой о книге;
— выдающиеся библиографы
считали, что конечной целью библиографической деятельности является изучение
развития культуры на основе анализа библиографических документов, то есть
получение новых научных знаний. Такое понимание проблем библиографии возникало
в ее теории на протяжении всего периода развития
информационно-библиографической деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава I.
Библиография как наука
1.1 История развития библиографии
Впервые в теории российской
библиографии В.Г. Анастасевич (1811) указал на
возможность получить знаний, недоступных в литературе на основе использования
библиографических пособий, признал библиографию за «описание книги», связанное
с получением нового знания о состоянии отдельных сфер социальной деятельности.
В. Сопиков (1813) говорил также о необходимости создания таких
библиографических учебников, которые позволили бы изучать состояние и развитие
русской литературы.
Признание
исследовательской функции библиографии как области практики также относится к
началу XIX века. Прежде всего, следует обратить внимание на исследование
документооборота, отраженное в индексе «Систематическое
обозрение литературы в России за пять лет с 1801 по 1806 год»,
проведенном его составителями — А. Шторх и Ф. Аделунг. Даже тогда они призывали
не останавливаться на учете литературы, а анализировать ее для получения данных
о состоянии науки, культуры и образования. Они провели одно из первых
библиографических исследований. Авторы провели всесторонний анализ русской
литературы, а, следовательно, культурного сообщества (в том числе научного), которая
существовала в их время, характера, интересов читателей, уровня развития
некоторых областей науки, создали социологический портрет наиболее культурного
слоя российского общества — авторов публикаций, описали географию научных
исследований, эффективность или организации и т.д.[1]
Таким образом, основные
библиографы начала XIX века (времени возникновения теории библиографии в
России) рассматривали в качестве конечной цели библиографической деятельности
изучение развития культуры на основе анализа библиографических документов, то
есть приобретение новых научных знаний. Такое понимание задач библиографии
периодически возникало в ее теории на протяжении всего последующего
двухвекового развития информационно-библиографической деятельности. Однако к
концу 60-х гг. это «присутствие» выражалось только в форме отдельных
высказываний или проблемы, представленной для последующего разрешения. Подобные
идеи, пожелания, требования, вопросы можно найти в работах многих теоретиков
библиографии. Мы перечислим лишь часть известных нам работ величайших ученых
(по мере появления работ): Р. Минцлов, Л.П. Брюмер, Е.Ф. Буринский, А.Е. Яновский,
А.Н. Соловьев, А.М. Ловягин, Й.М. Лисовский, Б.С. Боднарский, Н.Ю. Ульянинский,
М.Н. Куфаев, несколько позже Н.В Здобнов, а в начале 1960-х гг. — Д.Д. Иванов
и П.Н. Берков.
В наше время эта идея
(возможность приобретения новых знаний библиографическими средствами), уже на
уровне конкретных теоретических достижений, «в полный голос» прозвучала в
работах Д.Ю. Теплова, Ю.С. Зубова, А.В. Соколова, О.П. Коршунова, Н.В. Слядневой,
В.А. Фокеева, Л.В. Астаховой и ряда других ученых.
В частности, Ю.С. Зубов определяет, библиографию «как систему свернутого
знания», А.В. Соколов — как область духовного производства, Н.А. Сляднева
вводит понятие гносеологической функции библиографии, признавая, что «исследовательские,
эвристические возможности библиографических моделей… изучены далеко не в
полном объеме, более того отданы библиографией на откуп науковедению,
информатике»[2]. В.А. Фокеев
исследует природу библиографического знания, его структуру [1] Вохрышева М.Г. Теория
библиографии : учеб. пособие для вузов / М.Г. Вохрышева. — Самара : СГАКИ,
2004. – С.124 [2] Шомпракова И.А. Всеобщая
история книги: пособие для студентов ВУЗов. – С.-П., Профессия, — 2005, — С.
158.