Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Всеобщее избирательное право в РФ и его гарантии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие всеобщего избирательного права 5
1.2 Реформирование российского избирательного законодательства как вектор развития гражданского общества в современный период 8
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РФ. 13
2.1 Проблема искажений волеизъявления народа при голосовании 13
2.2 Регистрация избирателей как гарантия права голоса 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЯ 31

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования связана с тем, что одной неотъемлемых законодательных основ демократического правового государства выступает разработка и утверждение механизма прозрачных честных выборов, посредством которого происходит формирование, на основе волеизъявления граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, а равно замещение законодательно поименованных должностей. Более того, в Российской Федерации в силу прямого конституционного указания именно референдум и свободные выборы признаются высшим непосредственным выражение власти народа, как единственного и основного источника государственной власти в стране. При этом исходя из обозначенной важности избирательных механизмов, а также с учетом практической сложности претворения идей о реализации активных и пассивных избирательных прав на практике, соответствующие избирательные системы и процессы достаточно часто становятся предметом научного интереса ученых-исследователей вопросов общей теории права, а также конституционного и избирательного права в РФ.
Выборы – в наше время это способ выражения воли народа для создания легитимных органов власти и местного самоуправления. Основу выборов составляет принцип учета воли большинства граджан, которые приняли участиве в голосовании.
Конституция Российской Федерации устанавливает гражданам возможность осуществления народной власти непосредственно или через своих представителей, когда они принимают участие в выборах и референдумах, тем самым участвуя в управлении государством.
Несмотря на либерализацию законодательства в части регулирования политической жизни страны и институтов гражданского общества и.совершенствования избирательного законодательства, доверие граждан к избирательной системе Российской Федерации остается низким.
Объектом исследования настоящей работы являетсяконцепция всеобщего избирательного права.
Предмет исследования образуют правовые нормы, регулирующие конституционные права граждан по участию в формировании государственных органов власти.
Цель исследования заключается в системном общетеоретическом и практическом исследовании различных аспектов института всеобщего избирательного права, а также в анализе совремнных проблем реализации избирательных прав граждан РФ.
Задачи исследования :
 провести анализ института всеобщего избирательного права;
 рассмотреть систему и структуру избирательных прав граждан в РФ;
 рассмотреть условия и механизмы защиты избирательных прав граждан, выявить достоинства и недостатки действующего законодательства, опосредующего реализацию избирательных прав граждан.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. При написании работы были использованы общенаучные (анализ и синтез) и часто научные методы (сравнительно-правовой, исторический, системный).
При написании работы использовались наиболее распространенные методы исследований: анализ и синтез законодательства, научной и учебной литературы, исторический подход, сравнительно-правовое исследование, структурное изложение материала, применение формально-юридического метода и пр.
Работа состоит из введения, 2 глав, объединяющих 4 параграфа, заключения и списка источников (библиографии). Превая глава работы раскрывает понятие всеобщего избирательного права и его развитие в РФ. Во второй главе работы проведено исследование отедблных гарантий и проблем реализации всеобщего избирательного права в избирательной системе России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Начать подводить итоги своего исследования хотелось бы с мысли о том, что в каждой стране формируется и регламентируется своя собственная процедура выборов. Она складывается согласно развитию государства и традициям избирательного права на определенной территории. В избирательном законодательстве отражаются положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, а также возможности по использованию услуг СМИ и другими источниками финансирования.
Выборы характеризуются определенными основными принципами, которые определяют эту процедуру волеизъявления граждан в качестве безусловной и демократической. Эти общепризнанные нормы имеют большую ценность и обеспечиваются избирательным правом, где важно отдать свой голос за претендента.
Обозначено несколько основных принципов избирательного права в форме выборов, которые являются формой политического участия:
• выборность;
• равное избирательное право;
• непосредственность;
• состязательность.
На конституционном уровне закрепляется сам принцип выборности. Он существует в странах с парламентской системой управления. В тексте главного закона страны указывается, что существует универсальный способ всеобщих выборов. В них могут принимать участие все граждане конкретного государства как в активном режиме в виде избирателей, так и в пассивном, где необходимо зарегистрироваться в качестве кандидата на определенную должность и представить свою политическую программу.
Существуют некоторые ограничения при участии в выборах у отдельных категорий граждан. Они должны достигнуть определенного возраста, на который поставлен избирательный ценз, а также исключаются люди с психическими отклонениями. В остальных случаях, как правило, процесс выборов проходит без дополнительных ограничений.
Еще одним принципов является из равное избирательное право. Он означает, что в парламент избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан. При этом каждый избиратель имеет одинаковую долю участия в выборах в парламент.
Принцип непосредственности выборов означает, что все избиратели имеют полное право осуществлять свое волеизъявление без участия посредников или иных представителей от его имени.
В процессе осуществления демократических выборов важным аспектом является их состязательный характер. Все конкурирующие между собой политические объединения или кандидаты-одиночки имеют право представить свою программу без ограничений и или провести дебаты в избранном формате диалога. Так уменьшается вероятность внешнего влияния на избирателей.
Любые выборы проводятся в определенные сроки, которые предварительно были обозначены в законодательных документах. Этот промежуток времени называется избирательной кампанией.
Избирательный процесс в этот период делится на ряд основных стадий:
• подготовительный этап, который готовит определенную общественно-политическую почву для непосредственных выборов;
• выдвижение кандидатов, которое завершается их регистрацией в специальных избирательных комиссиях;
• агитационно-пропагандистская кампания;
• непосредственное голосование и подведение итогов выборов.
Также сам избирательный процесс в разных странах мира может иметь свои специфические особенности. Они устанавливаются как в самой процедуре волеизъявления, так и способам подсчета результатов. В мире сложилось две основные системы подсчета голосов избирателей. Наиболее популярной и прозрачной считается процедура, где необходимо считать бюллетени простым способом. В этом случае считается каждый голос участников выборов.
Избирательная система РФ – это особый, основанный на нормах действующего национального и международного законодательства, политический институт, содержанием которого является совокупность правил и норм, направленных на определение соотношения законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе в сфере обеспечения или изъятия их легитимности.
Проще говоря, назначением избирательной системы выступает то, что посредством использования выборных механизмов происходит формирование определенной властной организации, и обеспечивается участие общества в целом и отдельных граждан страны в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
На современном этапе развития российской избирательной системы, исходя из специфики формируемого уровня власти, и положенных в этой связи, в основу правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере, особенностей избирательной деятельности, принято говорить о выделении трех основных типов избирательных систем, каждому из которых соответствует собственный избирательный процесс. При этом основными видами обозначенных систем выступают:
• Мажоритарная избирательная система, основным признаком которой выступает то, что победителем голосования признается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей (т.е. как минимум на один голос больше половины голосов всех проголосовавших лиц). С точки зрения избирательного процесса, наряду с обозначенной спецификой определения победителя голосования, еще одной процедурной особенностью выступает то, что в рамках системы мажоритарного голосования абсолютного большинства, при отсутствии победителя после первого тура (т.е. если никто из них не набрал абсолютного большинства голосов), предполагается проведение второго тура голосования с участием двух кандидатов, набравших относительное большинство голосов избирателей;
• Пропорциональная избирательная система – места в формируемом органе государственной власти распределяются исходя из количества полученных на выборах голосов по партийным спискам. Это позволяет обеспечить такое присутствие в законодательном органе, при котором каждому органу принадлежит строго определенное число мест в парламенте, складывающиеся исходя из суммарного количества мандатов, полученных партией в избирательных округах;
• Смешанная избирательная система, объединяющая с процессуальной точки зрения сильные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательной систем.
В России избирательный процесс прошел множество стадий изменения и на данный момент представляет собой обширный пласт среди законодательных актов страны. Поскольку избирательный процесс затрагивает разные аспекты жизнедеятельности людей, то и его нормативно-правовая база находит отражение в самых разных отраслях права. Однако, можно выделить основной закон на котором базируется избирательная система страны – это ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

1.1 Понятие всеобщего избирательного права

Всеобщее избирательное право — достижение современной цивилизации всего человечества, в основе которого лежит идея участия любого гражданина страны в процедуре формирования органов публичной власти.
Всеобщее избирательное право — это условие здорового и демократического общества. В наше время это право уже доступно всем людям, но так было далеко не всегда .
Из истории мы знаем, насколько жестоким и ограничивающим может быть общество в определённых условиях.
Всеобщего избирательного права добивались долго. Это наблюдалось п, что госо той причинеударство и политические системы не были приспособлены к тому, чтобы в жизни общества участвовали все слои населения. Всеобщее избирательное право — это такой принцип избирательного права, по которому все граждане определённой страны, независимо от их расы, языка, национальности, пола, происхождения, религиозного объединения, места жительства, уровня дохода, могут выбирать государственные органы власти.
Отметим, что есть определённые случаи, в которых избирательное право может предоставляться даже не гражданам страны и детям. При этом суть избирательного права имеет 2 основных стороны: это право быть избранным и избирать .
Отметим, что в историческом смысле всеобщность людей подразумевала право на голосование только для мужчин. В 1792 году Первая Французская Республика стала первой страной, которая гарантировала это право всем особям мужского пола. Также именно здесь прошло уничтожение всех ограничивающих принципов имущественного содержания касательно голосующих. В 1829 году Греция позволила всем мужчинам, которым больше 25 лет и которые работают, голосовать. В 1877 году голосовать могли даже безработные. В 1848 году Швейцария и Франция тоже разрешили своим совершеннолетним мужчинам принимать участие в выборах. Такой сдвиг произошел и в Германской империи, но только в 1871 году. В 15-й поправке к Конституции США,которую приняли в 1870 году, говорилось о том, что принято всеобщее избирательное право. При этом надо отметить, что на юге страны ограничения полностью исчезли только к 1965 году, когда был принят закон о голосовании.
Таким образом мы понимаем, что всеобщее избирательное право — это понятие довольно относительное, которое определяется страной и различными историческими событиями.
Первая страна предоставила всем людям без исключения возможность принимать участие в выборах была Новая Зеландия. Такое решение она приняла в 1893 году . Отметим, что во многих других странах такие порядки появились спустя почти 100 лет после того, как был введён закон о запрете голосовать женщинам. Но есть и некоторые исключения в Европе, которыми мы можем гордиться.
Так, во Франции женщины могли голосовать уже с 1945 года, как и в Италии. В Бельгии представительницы прекрасного пола получили такое право только в 1948 году, а спустя четыре года оно появилась из Греции. В Швейцарии свои права женщины отвоевали только в 1971 году. Отметим, что большинство стран, которые очень поздно приняли решение о том, что женщины тоже могли голосовать, были лидерами, предоставляющими всеобщее право на голосование мужчинам .
Всеобщее избирательное право — это очень старинное понятие, как мы уже выяснили. Например, в первых современных государствах человек мог голосовать только в том случае, если он имеет наличие определенной суммой или имущества. То есть мы понимаем, что право голоса имели только самые богатые мужчины. Иногда можно было наткнуться на ограничение расового и религиозного характера, что уходит корнями очень глубоко в историю и не является темой нашей статьи. Колониальное правительство очень часто не разрешало голосовать жителям своих колоний .
Возможность всеобщего избирательного права, несмотря на свою правильность и разумность, все-таки не может до конца укорениться даже в демократическом обществе. Но, тем не менее, прогресс не останавливается — уже сегодня остались ограничения исключительно формальные или рациональные. Так, некоторые страны приняли решение об ограничении избирательного права граждан, которые проживают за границей. Например, датчане не могут голосовать, если они прожили за пределами своей страны более 2 лет. Британцам разрешается голосовать на парламентских выборах только в том случае, если они проживают в стране не менее 15 лет. Интересное ограничение есть в Кувейте. Здесь ограничивается право на голосование полициейских и военных.
Введение всеобщего избирательного права не всех привело в восторг. Отметим, что вопрос избирательного права без имущественного ценза был поднят во время революции в Англии. И тогда обсуждению этой темы посвятили армейскую конференцию в Патни в 1647 году. Тогда многие высказали свои опасения, что люди, которые не имеют собственности, а их большинство, могут одобрить законы, разоряющие богатых. Именно поэтому тогда отмена имущественного ценза была отложена, уточнет Жарова А.К. .
В 20-21 веках снова возникла проблема критики этой темы. Негативно относятся к ней так называемые демократические пессимисты, которые считают, что избиратели по разным причинам, например, из-за невежества или глупости, не смогут сделать правильный выбор. Также стоит вопрос о критике этого права из-за угроз предпринимателям и их праву собственности. Есть и религиозная критика общего права, но на ней останавливаться подробно не будем.
С анализом института всеобщего избирательного права непосредственным образом связаны и такие правовые категории как, избирательный ценз, ограничения прав на участие в выборах и некоторые другие.
Законодательством закрепляется за гражданами избирательное праваю Это значит, что субъекты имеют возможность участвовать в голосовании за кандидатов в госорганы и структуры местного управления. Кроме того, при соблюдении ряда условий граждане могут сами быть избранными. Нормами разрешено участие лиц в наблюдении за голосованием, работой комиссий, в том числе в определении результатов кампаний. Граждане могут выражать свою волю в ходе референдумов и прочих мероприятий, установленных законодательством страны, юридическими актами регионов.
Законодательство разделяет избирательное право на пассивное и активное. Последнее предполагает непосредственное участие в голосовании, т. е. – выражение воли населения. Пассивное право – возможность стать кандидатом, которого будут избирать. Участие населения в голосовании является добровольным и свободным. Никто не может оказывать на людей давление для принуждения их к выражению своей воли или воздержанию от этого. Не допускается создание каких бы то ни было препятствий для свободного участия в кампаниях. Депутаты выбираются на основе равного, всеобщего, прямого, тайного голосования .

1.2 Реформирование российского избирательного законодательства как вектор развития гражданского общества в современный период

С принятием в 1993 году Конституции в России началась новая эпоха в истории государства. Основной закон Российской Федерации провозгласил, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации), наделил человека и гражданина широким кругом личных (гражданских) и политических прав.
Россия оказалась в числе тех государств, в конституциях которых нет специальных разделов об избирательном праве или об избирательной системе. Более того, российская Конституция не обладает даже развернутой группой правовых норм, регламентирующих избирательные права граждан.
Для того чтобы воля на¬рода служила основой власти правительства государства-участники проводят свободные выборы с разумной периодичностью, как это установлено законом; гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право; обеспечивают, чтобы голосова¬ние проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщения о нем были честными, а официаль¬ные результаты опубликованы; уважают права граж-дан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации; уважают право отдельных лиц и групп создавать в условиях полной свободы свои политиче¬ские партии или другие политические организации и предоставляют таким политическим партиям и орга¬низациям необходимые юридические гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти; обеспечивают, чтобы закон и государственная политика допускали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не удерживали бы партии и кандидатов от свободного изложения своих взглядов и оценок, а также не мешали бы избирателям знакомиться с ними и обсуждать их или голосовать свободно, не опасаясь наказания.
Федеральные законы, регламентирующие выборы, образуют самостоятельную систему источников избирательного права. Учитывая довольно сжатый объем конституционного регулирования избирательного пра¬ва граждан России, федеральные законы о выборах выполняют роль основных нормативных регуляторов осуществления такого права. Основу этой системы составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избира¬тельных прав и права на участие в референдуме граж¬дан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Надо отдать должное законодателям, что при реформировании избирательного законодательства, которое происходит в нашей стране регулярно, в основные институты избирательного права и избирательного процесса серь¬езных изменений не вносится; сохранился порядок формирования избирательных комиссий, избирательных округов и участков, составления списка избирателей, сбора подписей в поддержку выдвинутых кандидатов. Весомый вклад по поднятию уровня доверия населения к избирательной системе России вносит и Центральная избирательная комиссия РФ. Ею постепенно увеличивается число электронных комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), начинают применяться специальные знаки (марки) для избирательных бюллетеней, планируется внедрение комплексов для электронного голосования.
В начале 2000-х годов именно Федеральный закон №67-ФЗ довольно строго по¬дошел к вопросу защиты избирательных прав граждан, максимально исключив ограничительные цензы.
Тенденция того времени — рост количества субъектов Российской Федерации, пополняющих свои законодательные фонды избирательными кодексами, которых стало более пятнадцати, хотя Центральная избирательная комиссия РФ (далее – «ЦИК») в 1998 г. высказывала к этому свое отношение. В Постановлении ЦИК № 144/1027-II от 28 апреля 1998 г. «О практике применения Избирательного кодекса Свердловской области при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области» отмечалось, что кодификацию избирательного законодательства не следует рассматривать как ближайшую и обязательную задачу для всех субъектов Федерации.
Одна из очевидных, бьющих в глаза примет времени – широкая, прямо-таки всеобщая политизация нашего народа. Так исторически сложилось, что, с одной стороны, у нас слишком политизированное население, которое не остыло от политических баталий начала 90-х., которое строго стоит на защите вновь приобретенных свободы слова и собраний, вкладывая в эти понятия, в большей степени, свою сугубо личное мнение. Население, которое более вовлечено в обсуждение мировых проблем, не готово решать проблемы своего микрорайона. Обсуждать поведение политиков, следить как развиваются мировые конфликты гораздо эпотажней, чем обсуждать уборку прилегающей к дому территории. Лежа на диване мы готовы принимать судьбоносные решения для других, но не готовы решать свои проблемы, потому что для этого нужно встать с того же дивана, чтобы дойти до избирательного участка.
С другой стороны, нас приучили к тому, что политическая активность начинается за три месяца до даты голосования. Это касается и парламентских партий и новоиспеченных. Но по мере формирования мировоззрения избирателя у него возникают вопросы о той части политической деятельности партий, которая протекает в период между выборами. Ни одна из действующих политических партий, кроме партии «Единая Россия», не ведет активную пропаганду своей деятельности среди населения в течение пяти лет между выборами. У других политических движений мы видим выступления лидеров, которые своей харизмой должны олицетворять ту или иную партию и не более. Именно харизмой, потому что все программные цели у всей системной оппозиции одинаковые: критика Правительства и предложение себя как альтернативы партии «Единая Россия». Но ведь у нас не парламентская республика и партия, победившая на выборах, не формирует состав кабинета министров. Конечно партия, победившая на выборах, отвечает за принятие законов, которыми руководствуется в работе правительство и, конечно, отвечает в большей степени за политику государства, выступая тем самым предметом критики (критиканства) любой более-менее организованной группы. Это более соответствует политическому опыту прошлых лет, когда единственная на тот момент партия, существовавшая в СССР, реально отвечала за все, что происходило на и вне территории страны и реально руководила этими событиями. Именно противопоставляя себя партии «Единая Россия», используя только критические выпады, ничего кардинально нового не предлагая взамен, другие политические партии и стараются набрать очки в предвыборной гонке. А избиратель часто основывает свой выбор на личностных симпатиях к кандидату, не имея возможности детально воспроизвести картину политических спекуляций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы