Курсовая теория на тему Время и пространство в повестях Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки» — II часть)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты пространственно-временной организации текста. 5
1.1. Связь пространства и времени в мире художественного текста. Понятие «хронотоп» в литературоведении. 5
1. 2. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»: фантастика и реальность. 9
ГЛАВА 2. Особенности хронотопа повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя (ч. II) 17
2.1. «Свое» и «чужое» пространство и категория времени в повести «Ночь перед Рождеством». 17
2. 2. Двоемирие повести «Страшная месть». 23
2.3. Реализм в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»: конкретность пространства и времени. 28
2.4.Анализ хронотопа рассказа «Заколдованное место». 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Художественное произведение отличается метафоризацией всех его элементов. В эстетическом мире все может иметь значение, от детали до пейзажа. Особым элементом всех литературных произведений является наличие в них временного и пространственного континуума. При этом он является фиктивным, пространство гоголевского Петербурга, например, нельзя считать реально существующим Петербургом. В русских повестях и романах существует художественный образ этого города, отражающий авторский замысел, он включен в эстетический мир и действует в нем наряду со всеми другими смысловыми элементами. Таким же образом существуют в литературе исторические лица, эпохи и географические наименования.
Повести в цикле объединены образом издателя Рудого Панька, а повествование ведется от разных лиц. Автор устраняется от повествования, чтобы придать художественному миру народный колорит, сказовую форму, которую осуществляют представители мира Диканьки.
Ключевой особенностью пространственно-временной организации раннего цикла повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» исследователи 20 века, называли «чисто гоголевское переплетение мира фантастического с реальным, при котором они гармонически сливаются в одно поэтическое целое» . Этот цикл представляет собой удивительное сочетание мотивов религиозных, мифологических, сказочных и с ними связаны различные хронотопы, пересекающиеся друг с другом.
Пространство и время, оформляя повествование, при этом имеют и свое содержание в художественной реальности. Они не только части формы, но и неотъемлемые сюжетные компоненты, которые иногда являются действующими субъектами. Можно предположить, что в художественном мире Гоголя, основанного на сосуществовании в одном целом реальности и фантастики, хронотоп играет особую, сюжетоогранизующую роль.
Целью работы является рассмотрение художественных особенностей пространства и времени в повестях второй части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Выделяются следующие задачи:
1. Ознакомление с теоретической литературой по вопросу пространственно-временной организации текста;
2. Анализ пространства и времени в повестях Н. В. Гоголя;
3. Выявление общих черт хронотопа во второй части цикла;
Актуальность настоящей работы представлена тем, что проблема пространственно-временной организации повестей второй части «Вечеров» недостаточно разработана в теоретической литературе.
За методологическую основу курсовой работы приняты труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. В. Томашевского в области теории литературы, В. Шмида в области нарратологии.
Работа состоит из введения, 2 глав и заключения.
Заключение:
Таким образом, понятие «хронотоп» в литературоведении – это не просто пространство и время, описываемые в художественном мире, это переосмысленные автором эстетические категории, значимые для сюжета. Литературоведческое понятие, введенное М. М. Бахтиным, как «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» сейчас является одним из объектов анализа текста. Анализ хронотопа, интерпретация его функций в произведении дает основу для снятия разноуровневых смысловых пластов текста. Хронотоп в произведении обладает значимостью, организующей силой сюжета, так как любые события, являющиеся первоосновой повествования, должны разворачиваться во времени. Пространственные характеристики рассматривались в соответствии с оппозиционными структурами, выделенными Ю. М. Лотманом: свое – чужое, статичное – динамичное, бытовое – волшебное, открытое – закрытое.
Изучение теоретических источников позволило провести дальнейший анализ повестей Н. В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», а именно категорий пространства и времени в них. Особенности цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоят в том, что мотивами он уходит корнями вглубь веков, в мир, где рождались волшебные сказки на основе представлений о нечисти и соотношении иного мира и своего. При анализе повестей были выявлены оппозиции «свой» мир – «чужой» мир, реальность – фантастика, городская жизнь – жизнь хутора. В текстах «Вечеров» можно найти устойчивые типы хронотопа: дорога, заколдованное место, родной дом, фантасмагорический Петербург, идиллическая малая родина как центр мира. Кроме того, Н. В. Гоголь продуктивно использует в повестях восходящие к традициям волшебной сказки пограничные пространства: двери, окна в доме, реку. Кроме того, можно найти новые, введенные Гоголем границы – шлагбаум в «Ночи перед Рождеством», печная труба в доме как вход и выход для нечистой силы. Чужие пространства воплощаются в замке колдуна («Страшная месть»), шумной столице («Ночь перед Рождеством»), заколдованной области у дороги («Заколдованное место»), а в одном из случаев разрастаются до всего мира за пределами своего собственного существования («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»).
Взаимодействие фантастического и реального в одном художественном целом – одна из черт романтического направления в искусстве. Внимание к фольклорным традициям, верованиям, мифологическим представлениям – романтическая черта ранних повестей Н. В. Гоголя.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод об эстетической значимости пространственно-временной организации. С одной стороны, это конкретная географическая отнесенность происходящих во времени событий, с другой – это важная смысловая структура, которая помогает в интерпретации художественных произведений. Хронотоп в художественном мире повестей «Вечеров» несет в себе и социально-исторический аспект (делегация во дворце в Петербурге: «Ночь перед Рождеством», сопоставление былого и нынешнего в жизни народа: «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»), и элементы фантастики (все повести, даже нахождение Шпоньки во сне как в ирреальном пространстве), и бытовые характеристики (жизнь малороссийского хутора), и религиозную тематику (пространство церкви, защита от иного мира с помощью креста).
Пристальное внимание Гоголя привлекали не сами по себе фольклор и этнография, его глубоко интересовала народная жизнь. Мысль его обращалась к народу, его быту, его поэзии. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» в изображении жизни украинского народа ярко отразились демократические начала творчества Гоголя. Народная жизнь для Гоголя не была миром экзотики, народ был подлинным героем его повестей, носителем высоких и благородных стремлений.
Фрагмент текста работы:
1.1. Связь пространства и времени в мире художественного текста. Понятие «хронотоп» в литературоведении.
Искусство обладает такой чертой, как эстетичность. Художник, автор всегда преломляет окружающую действительность в соответствии со своими представлениями о красоте и эстетике. Художественный мир, то есть изображаемая реальность, связана с материальным миром, он в какой-то степени является его проекцией. Но даже если литературное произведение исторично, повествует о реально существовавших людях, содержит географические наименования, оно не равно физической действительности. Художественный мир отличается особым языком. Это язык искусства.
Для эстетической знаковой системы характерна значимость всех ее элементов, язык метафоризируется , детали становятся художественными, а пространство и время — эстетической категорией.
Мир художественного произведения литературы часто воспринимается читателем как реально существующий. Мы анализируем поступки вымышленных героев так, словно они совершались на самом деле. Это объясняется тем, что автор «бессознательно, не придавая этому художественного значения, переносит в создаваемый им мир явления действительности или представления и понятия своей эпохи».
Эстетическое целое литературного произведения – это творческая работа писателя над преломлением реальности в соответствии со своим замыслом. Проекция жизни в художественном произведении во многом организована при помощи взаимосвязанных друг с другом пространственных и временных категорий.
Изображаемое в литературе время – это течение времени, при котором происходит сюжетное развитие, оно имеет начало и конец в соответствии с началом и завершением произведения. Оно может идти линейно и тогда «события в сюжете предшествует друг другу и следуют друг за другом, встраиваются в сложный ряд, и благодаря этому читатель способен замечать время в художественном произведении, даже если о времени в нем ничего специально не говорится ». Время может быть динамичным в повествовании о поступках героев, передаче диалогов и статичным в пейзажных, портретных характеристиках, в философских отступлениях автора. Время может течь хронологически от начала до конца по порядку изложения событий, а может прерываться, идти в обратном направлении, когда герой возвращается к моментам прошлого. Может быть дан короткий временной отрезок в малых формах литературы, а может описываться десятилетие или несколько десятилетий в эпических формах романа и эпопеи.
В литературоведении принято разграничивать пространственно-временную категорию изображаемого мира и реального . Биографический автор и читатель – субъекты эмоционального отношения к художественному миру, они воспринимают и пространство, и время в нем как категории, имеющие границы. В. Шмид указывает на важный признак эстетического пространства: оно «не обозначает точки на пространственной оси реальной системы временно-пространственных координат» , то есть фиктивно, так же как и художественное время.
Носитель авторского сознания (повествователь, нарратор, рассказчик) тоже фиктивен, то есть является частью изображаемого мира и может существовать в нем по-разному : эксплицитно или имплицитно, быть единым или рассеянным, вездесущим или находящимся в определенном пространстве. Вездесущий автор не имеет ограничений в пространстве, он находится над эстетическим миром. При этом, даже если автор является частью изображаемого мира (повествует от первого лица), время в эпических произведениях, относящееся к изображаемому миру, не совпадает с актом рассказывания