Курсовая теория Гуманитарные науки Музеология

Курсовая теория на тему Временная выставка в малом музее как форма презентации культурного наследия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО МУЗЕЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА 6
1.1. Тенденции развития современных музеев 6
1.2. Брендинг локальной территории как одна из специфических функций регионального музея 17
ГЛАВА 2. МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО МУЗЕЯ ГОРОДА 29
2.1. Продвижение историко-культурного наследия региона временных выставок 29
2.2. Выставка как способ взаимодействия с местным сообществом 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

  

Введение:

 

Актуальность темы. Сохранение исторической памяти и культурного наследия имеет огромную значимость для развития общества и государства. В этой культурно-образовательной задаче ведущую роль играют музеи, число которых в последние десятилетия неизменно растет.
В музейную деятельность в силу общественных, социальных, научных и экономических изменений активно проникают различные новшества, которые становятся предметом дискуссий. В рамках форумов, семинаров, конференций и круглых столов многократно поднимается вопрос о том, как должен развиваться современный музей, что он должен предлагать социуму. Так, в апреле 2003 года в рамках семинара для финалистов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который состоялся в Нижнем Новгороде, была проведена дискуссия о миссии музея, о его взаимодействии с социумом. В ходе выступления директора Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева (г. Владивосток) В.А. Шалая прозвучали слова о том, что в музейной деятельности «наступило время людей. Не вещей, историй, а людей. И ничего, кроме интересов этих людей, живущих рядом с музеем, в городе, где находится музей, по большому счету нас интересовать не должно» [31]. Однако классическая концепция музея, которая сохранялась вплоть до первых десятилетий XX века, не подразумевала такой социальной направленности и мало учитывала интересы общества.
В современном мире, требующем от учреждений культуры постоянного стремления к саморазвитию, создание выставок становится качественным показателем деятельности любого музея. При этом, если выставки из фондовых коллекций позволяют каждому музею выработать свою систему их создания и организации, то выставки с привлечением сторонних фондов и партнеров каждый раз нуждаются в поиске определенных методик по работе с теми людьми, учреждениями, организациями, которые откликаются на работу и взаимное сотрудничество с музеем. Особую ценность взаимодействие с местным сообществом приобретает в деятельности малых и краеведческих музеев.
Степень изученности проблемы.
Вопросам места музея в сфере формирования имиджа территории посвятили свои исследования М.А. Беляева и В.А. Самкова [3], К. Динни [9], В. Дубейковского[9], А.А. Нещадина и Н.И. Горина [31], М.С. Шилехина [45] и др.
Теме культурного наследия в провинциальном городе посвящены работы Г.К. Белугиной [2],Т.В. Галкиной и Т.В. Рудницкого [7], М.Е. Каулена [14], В.А. Кутырева [21], Е.Н. Мастеницы [25; 46].
Вопросы музейной педагогики и культурно-образовательного пространства музеев освещены в работах Г.П. Бутикова [6], М.А. Галагузовой [7], Н.И. Ильинской [12], А.А. Сорокина [37; 38], Б.А. Столярова [38].
На необходимость взаимодействия музеев с местным сообществом обращают внимание в своих исследованиях Ю.В. Зиновьева и Ю.Ю. Мацкевич [11], Г.К. Ольшевская [33], А.В. Тиховодова [41] и др.
Вопросы музейной коммуникации рассматриваются Ю.Э. Комлевым [17], Е.Б. Куксиной [20], И.В. Логунцовой [23], О.С. Сапанжа [35].
Объект исследования: музей в культурном пространстве малого города.
Предмет исследования: временная выставка как форма презентации культурного наследия.
Целью исследования является выявление роли малых музеев в системе социально-культурных коммуникаций региона.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть функции, задачи, деятельность музеев;
— рассмотреть социокультурную функцию малых музеев;
— рассмотреть продвижение историко-культурного наследия посредством временных выставок;
— проанализировать выставку как способ взаимодействия с местным сообществом.
Методология исследования данной работы опирается на междисциплинарный подход, который обусловил применение различных методов исследования. В качестве основного был выбран структурно-функциональный метод, позволяющий выявить виды деятельности музея как социокультурного института и рассмотреть функции интересующего нас направления — выставочной работы. Метод теоретического анализа позволил выявить основные подходы к организации выставок как способу взаимодействия с местным сообществом, исследовать границы и актуальные возможности организации временных выставок в пространстве малого музея. Методы культурологического анализа позволили рассмотреть процессы взаимодействия современного музея с местным сообществом в рамках социокультурной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Миссия сохранения, накопления и трансляции историко-культурного наследия определяет особую роль музея в информационном пространстве современного общества и способствует новому позиционированию музеев в культурном пространстве города, региона, страны.
Необходимость обновления и развития коммуникаций краеведческих музеев малых городов с потенциальным потребителем продиктована существующей экономической ситуацией и обретает новые смыслы.
Малые музеи – часть практики музейного дела, в большинстве случаев они созданы «снизу», по инициативе культурных общин, национальной интеллигенцией либо энтузиастами. В ряде случаев малые музеи и по сей день исполняют роль центров городских общин.
Малыми музеями всегда осуществлялся поиск своей миссии в обществе, осознание значения накопленных памятников духовной и материальной культуры, понимание необходимости глубокого научного обобщения собранного материала.
Сегодня перед малым музеем стоит задача, типичная для музеев России, – быть конкурентоспособным на рынке предоставления культурных услуг. Он вынужден реагировать на изменения в социальной политике страны, округа, города. Проводить модернизацию в сфере своих услуг и усовершенствовать техническую базу учреждения. Удовлетворять постоянно возрастающие потребности горожан в новом культурном продукте. В этой ситуации введение новых форм культурно-просветительской деятельности и использование интерактивных методик могут способствовать решению многих задач. Однако в погоне за посетителем важно осознавать, что музейная услуга специфична. Если посетитель пришел в музей, значит, ему нужна уникальная информация, подлинный предмет, музейная историко-культурная среда. И основным критерием оценки работы музея являются положительные впечатления посетителя, его желание прийти снова.
Поэтому в систему медиакоммуникаций музеев современности встраиваются новые технологические проекты, которые основываются на цифровых технологиях.
Данное исследование показало, что музейно-выставочная деятельность не теряет своей актуальности для различных групп населения.
Поэтому экспозиционная работа в современном малом музее базируется на осознании диалектической взаимосвязи двух форм: временных выставок и периодически обновляемой постоянной экспозиции.
Опыт организации и проведения временных выставок дает нам возможность обобщить способы взаимодействия краеведческого музея с местным сообществом:
• фиксирование и анализ устных и запечатленных на различных носителях воспоминаний о происходивших когда-либо событиях. Отдельное внимание следует уделять городским легендам, связанным с судьбами города и горожан, так как в данном случае легенды и предания являются неотъемлемой частью нематериального культурного наследия;
• изучение судеб горожан в условиях разных временных эпох. Выставки позволяют представить посетителям хронику развития событий в городе, сопоставить условия жизни в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, сравнить достижения разного времени;
• применение информационных технологий. На основе предоставленных материалов краеведческий музей может организовать показ фильмов о земляках и их достижениях;
• комплектование фондов музея предметами, отражающими быт и труд людей, живущих в городе.
Возникает новый способ взаимодействия музея с местным сообществом, когда в пространстве города «посредниками» по передаче наследия потомкам становятся как музейные сотрудники, так и сами жители, которые являются непосредственными носителями городского наследия. Таким образом, актуализация городского наследия возможна только при включении горожан в работу музея, а также при создании условий для их активной деятельности в музейном пространстве.
Малый музей является центром культурной жизни города и активно включен в процесс его брендинга. Но, чтобы музей смог привлечь внимание посетителей и, тем более, стать визитной карточкой территории для жителей и гостей города, надо использовать весь потенциал музейных коммуникаций в работе с местным сообществом, в том числе посредством временных выставок.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. МЕСТО МУЗЕЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

1.1. Тенденции развития современных музеев

Музеи открываются для посетителей и живут до тех пор, пока востребованы у публики. Каждый город обладает своим культурным пространством, самобытным, уникальным культурным климатом, историко-культурной основой, за которой просматривается городская среда, формирующаяся благодаря деятельности многих поколений городских жителей, запечатлевшая в себе опыт жизни обычных горожан, разнообразных общин, организаций, объединений, социальных групп.
Во всех регионах России созданы музеи на государственном, региональном, муниципальном уровнях, среди них значительную долю занимают краеведческие – отражающие историю и культуру местного населения. Но несмотря на единое направление деятельности, ни один из краеведческих музеев не похож на другой: у каждого своя экспозиция – уникальная и по внешнему оформлению, и внутреннему содержанию, и особенности коммуникации с посетителем. Экспозиция как человек: сначала привлекает посетителя своим внешним обликом, а затем вызывает зрителя на взаимодействие. Поэтому важно построить экспозицию, способствующую популяризации исторических знаний и вызывающую интерес к конкретным историческим событиям: истории города, истории края, истории страны.
Современный музей является социально-культурным элементом общества. В настоящее время музеи открываются миру и активно участвуют в культурной жизни, сочетая в своей работе идеи просвещения, обучения и развлечения: «музей – это общедоступное общественно-культурное учреждение, хранящее в виде материальных и духовных раритетов память прошлого, способствующее … социализации как отдельной личности, так и всего общества» [17, с. 113-114].
Современная музейная действительность характеризуется высокими темпами распространения и внедрения в социокультурную среду многочисленных инноваций, являющихся результатом интеллектуальной деятельности людей. Сам термин «инновация» происходит от латинского слова «novatio», что в переводе обозначает «обновление», «изменение», а с добавлением приставки «in» приобретает смысл «в направлении изменений». В научную литературу термин проник в XIX веке и стал активно применяться в исследованиях и публикациях. Под инновацией понимается не любое изменение, а только то, которое является принципиально новым и модернизирует действующую систему. Инновации внедряются практически во все сферы жизни социума, оказывают влияние на ситуацию в науке и культуре.
В музее, как в одном из учреждений, которое транслирует опыт прошлого и задает ракурс осмысления современной действительности, для модернизации работы внедряются многочисленные нововведения, которые усиливают его коммуникационные возможности. Инновации направлены на привлечение внимания различных категорий посетителей к деятельности данных учреждений, к созданным и представленным на их территории выставкам и экспозициям. В тоже время процесс информационно-технического обновления ведет к формированию новой социокультурной среды.
В рамках классической концепции музей ограничивал некоторые социальные группы в их возможностях познавательного и эстетического взаимодействия с артефактами культуры и искусства, закрывая музейные вещи в своих стенах. Экспонаты и музейные коллекции тщательным образом охранялись от излишнего внимания. Вследствие соблюдения норм хранения и требований к экспонированию была сформулирована знаменитая установка: «Руками трогать нельзя». Она означала, что возможен лишь визуальный способ познания предметов и документов, другие органы чувств не задействуются.
Также долгое время данное учреждение культуры не воспринималось, как открытая для всех слоев общества площадка для коммуникации и приобщения к культурному наследию. Музей в большей степени являлся институтом культуры, а не социума. Обращение этого учреждения к общественному, к потребностям различных социальных групп происходит лишь на протяжении XX века вместе с ростом числа общедоступных музеев, рассчитанных на более широкую аудиторию, в том числе и на учащихся общеобразовательных учреждений.
В XXI веке музей должен отвечать на возрастающий поток социально важных запросов и потребностей, быть максимально ориентированным на разные социальные группы, на их возможности. Листвина Е.В. отмечает, что в современном обществе вследствие глобализационных процессов происходит «усреднение потребностей, интересов, образа жизни, нивелировка внешнего и внутреннего наполнения повседневного бытия. И одновременно нарастающая с ней тенденция к усилению своего специфического, локального, проявляющегося в региональном, этническом» [43, с.30].
Современный музей представляет собой не столько сокровищницу антиквариата и предметов искусства, сколько центр современной духовной жизни, использующий эти ценности в качестве средства патриотического и эстетического воспитания, базы стимулирования творческой и интеллектуальной активности разных групп населения.
Одной из важных задач музея как социального института является организация разнообразных форм проведения свободного времени, создание условий самореализации в сфере досуга. Для многих обращение к наследию является приятным и привлекательным, посещение музеев дает не только положительный эффект релаксации от такого проведения свободного времени, но и эффект активизации и вдохновения, полученный от общения с объектами культуры [43, с. 218–227].
Таким образом, культурное достояние может помочь в решении одной из актуальных проблем современного общества – проблемы организации досуга. Содержание и формы проведения досуга зависят от множества факторов: уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста, индивидуальных склонностей и интересов. В нашей стране специалисты все чаще отмечают низкий уровень организации досуговой деятельности населения.
Музей как учреждение культуры не только обязан хранить культурное достояние, но и повышать с его помощью общекультурный уровень населения. Музей XXI в. должен заниматься и организацией свободного времени в пространстве музея в соответствии с потребностями музейной аудитории.
Инновации в музее представляют обе стороны современной действительности: новые технологии, как стремление к унификации, и уникальные культурные проекты, реализующиеся на их основе. Например, возможность взаимодействовать с музейной экспозицией посредством инновационных технологий, где можно и даже нужно все трогать руками и активно включаться в познавательный процесс. Важно в современном музее учитывать, что необходимо предоставлять тем, кто не может визуально знакомиться с музейными предметами, их достоверные копии, с которыми можно взаимодействовать напрямую, а не через стекло витрины. Также музей должен включать в свою работу все больше интерактивных моментов: сотрудники должны уметь взаимодействовать, как с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, так и с взрослыми индивидуальными группами. Традиционная экскурсия-лекция заменяется экскурсией-беседой, экскурсией-игрой. Разнонаправленность работы музея становится привычной, охват всех слоев населения, всех возрастов и представителей различных профессий является одной из первоочередных задач данного социокультурного института. Это является причиной того, что в работе музея максимальное внимание обращается к социальной действительности, к человеческой деятельности, которая являет себя в различных социальных процессах и закономерностях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы