Русский язык и литература. Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему В.П.Аксёнов: жизнь и творчество

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ВАСИЛИЯ ПАВЛОВИЧА АКСЕНОВА 5

1.1. Ранние годы жизни писателя 5

1.2. Начало литературной деятельности 8

Вывод к главе 1 16

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ВАСИЛИЯ ПАВЛОВИЧА АКСЕНОВА 17

2.1. Художественный мир В.П. Аксенова 17

2.2. Комический дискурс в малой прозе В.П. Аксенова 23

2.3. Повествовательная специфика прозы В.П. Аксенова 26

Вывод к главе 2 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

В настоящее время в литературоведении активизируется интерес к литературному процессу шестидесятых-семидесятых годов. Предпринимается попытка охарактеризовать явления современной литературы, которые начали зарождаться в шестидесятые годы, формируется новый взгляд на исторические, культурные события периода “оттепели” и феномен «шестидесятничества».

Творческий путь В. Аксенова типичен для прозаиков начала шестидесятых годов, которые начинали авторскую карьеру в русле «молодежной» прозы. Но, тем не менее, в плеяде «шестидесятников», чьи писательские судьбы схожи, именно В. Аксенова называют «летописцем поколения», «лидером движения».

Проза В. Аксенова представляет несомненный интерес для исследователей. Этот автор, возможно, единственный из всей плеяды «молодежных» прозаиков (А. Гладилин, В. Максимов, В. Войнович, А. Кузнецов, А. Рекемчук, В. Липатов и др.) остался верен идеалам шестидесятничества. В сущности своей персонажи В. Аксенова остаются «вечными юношами», даже когда из «звездных» превращаются в «престарелых мальчиков».

Актуальность исследования вытекает из недостаточной изученности аксеновских произведений этого периода. Не случайно в настоящее время проза В.П. Аксенова, отражающая особенности советской эпохи, вновь заинтересовала исследователей. Писателю вручена Букеровская премия, экранизирована его «Московская сага», создается экранная версия романа «Остров Крым».

Объект исследования – творческий и жизненный путь писателя.

Предмет исследования – становление творчества Василия Павловича Аксенова.

Цель работы – теоретически рассмотреть жизнь и творчество Василия Павловича Аксенова.

Задачи:

— рассмотреть ранние годы писателя;

— рассмотреть начало литературной деятельности В.П. Аксенова;

— проанализировать художественный мир В.П. Аксенова;

— изучить комический дискурс в малой прозе В.П. Аксенова;

— проанализировать повествовательную специфику прозы В.П. Аксенова.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:

● Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);

● Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);

● Интерпретационный метод.

Теоретическую основу составили работы по теории и истории литературы, труды по философии, культурологии таких исследователей, как М. Бахтин, А. Генис, Б. Гройс, Н, Ефимова, Л. Гинзбург, И. Ильин, В.; Жирмунский, В.; Курицын, Н. Лейдерман, М. Липовецкий, Н. Маньковская, Г. Нефагина, Г. Поспелов, В. Руднев, И. Скоропанова, Б. Соколов, И. Сухих и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятия.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводы к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 30 страниц, список использованной литературы включает 23 наименования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Биография Василия Аксенова, известного не только в России, но и во всем мире, невероятно богата событиями. Кажется, что он прожил не одну, а несколько жизней. Книги Василия Аксенова вот уже несколько десятилетий пользуются небывалой популярностью у думающих читателей. Среди них есть совершенно разные произведения: жесткие и романтичные, правдивые и утопические. Поэтому каждый человек может найти что-то для себя в творчестве Василия Павловича.

В студенческие годы Аксенов был трудолюбивым, но преподаватели относились к нему с недоумением: он был также свободолюбивым представителем субкультуры стилей (советские битники; «аперсы стиля»), слушал современный американский джаз и открыто восхищался западными писателями, такими как Моравия, Бёлль, Хемингуэй, Фолкнер и Сэлинджер. Хоккей с мячом, традиционный русский зимний вид спорта, его не интересовал, навязчивой идеей Аксенова был баскетбол.

Его первая работа, повесть «Коллеги», опубликованная в 1960 году, имела мгновенный успех. «Билет к звездам», опубликованный годом позже, сделал его одним из ведущих писателей страны. Воодушевленный своим ранним успехом, Аксенов опубликовал серию романов, пьес и рассказов. Многие его произведения были опубликованы в журнале «Юность», в котором он несколько лет работал штатным автором.

Одна из его самых значительных работ «Остров Крым» — переосмысление истории, в которой Крым сопротивлялся большевистской революции 1917 года и стал изолированным форпостом демократии — была написана во время этого вынужденного десятилетнего молчания. Несмотря на запрет на публикацию, некоторые из его работ просочились и были опубликованы за границей, что привело к поездке в Соединенные Штаты и лишению его гражданства.

Работы Аксенова быстро стали воплощением нового духа свободы в художественном выражении и образе жизни. После поездки на Дальний Восток в 1961 г. Аксенов опубликовал «Апельсины из Марокко» (1963 г.), в которой рассказывалось о молодых рабочих острова Сахалин. Каждая глава была написана с точки зрения другого рассказчика. Его рассказы «На полпути к Луне» (1962) и «Папа, что это значит?» (1962) подверглись нападкам со стороны консервативных обозревателей. Наряду с другими писателями, такими как Евтушенко и Андрей Вознесенский (1933-2010), Аксенов стал мишенью властей, напуганных вестернизацией российской молодежной культуры.

Автор более 20 романов, Аксенов был сослан в 1980 году после того, как его заклеймили как «антисоветчика». Его самые известные прозаические произведения, в том числе «Ожог», «Остров Крым» и «Московская сага», известная в США как «Поколения зимы», часто включали в себя его опыт в России и Соединенных Штатах, где он прожил более двух десятков лет. Он преподавал литературу в ряде американских университетов, в том числе в USC, Университете Джорджа Мейсона в Вирджинии и Колледже Гучера в Мэриленде. Он также работал журналистом на Радио Свобода.

Аксенов много ездил за границу в начале 1970-х, в Аргентину, Японию, Париж, Рим, Дели, Польшу, Чехословакию и Югославию. В 1975-76 годах Аксенов был приглашенным профессором Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Во время путешествия по Франции он познакомился с 91-летним художником Марком Шагалом, принявшим себя за Ивана Аксенова, члена кружка Маяковского. К концу 1970-х большая часть работ Аксенова осталась неопубликованной, потому что власти считали их опасными. Однако многие его тексты незаметно распространялись в самиздатовских изданиях или ввозились в страну контрабандой в изданиях на иностранных языках. Не имея возможности жить за счет своего таланта романиста и автора рассказов, Аксенов главным источником дохода приносил сценарии.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ВАСИЛИЯ ПАВЛОВИЧА АКСЕНОВА

1.1. Ранние годы жизни писателя

Василий Павлович Аксенов (родился 20 августа 1932, Казань, Россия, СССР — умер 6 июля 2009, Москва, Россия), русский писатель и новеллист, один из ведущих литературные представители советского поколения, достигшего зрелости после Второй мировой войны.

Аксенов родился в 1932 году в Казани в семье председателя городского совета и преподавателя известного в городе педагогического вуза. Он стал третьим ребенком в семье, но первым общим сыном Павла и Жени. Первые годы жизни мальчика были счастливыми и радостными. Родители его очень любили и старались проводить с ним все свободное время. Отец по вечерам играл с Васей в настольные игры, водил его на рыбалку и в лес за грибами. Правда, счастливое время длилось недолго.

Когда будущему писателю было 4 года, его родителей по очереди арестовали и отправили в сталинские лагеря на 10 лет. Всего мать Василия провела в ссылках и тюрьмах 18 лет. Именно об этом она позже написала автобиографическую книгу, которая популярна и сегодня.

Брату и сестре младшего Аксенова после заточения родителей повезло несколько больше. Алексея и Майю забрали к себе родственники семьи. Интересно, что воспитывать Васю хотели бабушки малыша, но им это было запрещено. В итоге мальчик попал в приют для сыновей и дочерей каторжников, который располагался в Костроме. Через два года его оттуда забрал дядя по отцовской линии. Андреяну пришлось приложить немало усилий, чтобы найти племянника. С этого времени и на протяжении всей войны Василий жил у родственников.

Как только мать мальчика вышла из тюрьмы, она тут же стала добиваться разрешения на совместное проживание с сыном … В итоге Аксенов-младший переехал к ней на Колыму. Здесь она была как изгнанница. Кстати, о детских годах в этих краях писатель расскажет в будущем в одном из своих романов.

В детстве Василию приходилось учиться в самых разных школах. Он никогда не был отличником, но очень любил получать новые знания. У мальчика была особая склонность к гуманитарным наукам. Правда, его родители тогда и представить себе не могли, что, в конце концов, младший Аксенов станет писателем. Получив школьный аттестат, юноша поступил в Ленинградский медицинский институт. На этом настаивали его родственники, которые считали, что прокормить парня может только профессия врача. После окончания учебы он по распределению успел поработать в разных местах [2]:

1. В столичной туберкулезной больнице;

2. На Крайнем Севере (карантинным врачом);

3. В Карелии (общий специалист).

Кстати, к моменту получения Василием диплома его родители уже были на свободе и полностью реабилитировались.

Несмотря на то, что по настоянию родителей юноша получил медицинское образование, профессия врача никогда не вызывала у него особого интереса … Он очень хорошо знал свое дело и с первых месяцев работы был известен среди коллег как настоящий профессионал, но душа его тосковала по литературе.

Первой женой Аксенова стала К. Менделеева, подарившая мужчине долгожданного сына (писателю на тот момент было 28 лет). Его бывшая жена до сих пор жива и работает художником-постановщиком в одном из столичных театров. Правда, с Кирой у Василия не получилось построить крепкую семью даже ради ребенка. Василий Павлович почувствовал себя счастливым в любви только после знакомства с М. Кармен … Ради него женщина ушла от известного кинодокументалиста Романа Кармена. Сразу после знакомства между писателем и его новой возлюбленной возникла настоящая страсть.

Майя была далека от творчества (специалист по ВЭД), но готова была следовать за мужем хоть на край света. Вместе с писателем она переехала в США, где также стала преподавать русский язык. У пары не было совместных детей. Василий и Майя воспитывали дочь от первого брака. Именно ко второй жене Аксенов испытал настоящую страсть и любовь.

Алексей, сводный брат, погиб во время блокады Ленинграда, поэтому Василий его практически не знал. И вот сестра по отцовской линии Майя — стала для писателя очень близким и родным человеком. Когда после освобождения родителей семья воссоединилась, девушка охотно поддерживала связь с младшим Аксеновым и часто помогала ему в трудных жизненных ситуациях. Их общение не прекратилось и после того, как Василий Павлович переехал в штаты. Майя стала учителем-методистом и издала множество учебников по русскому языку, которые до сих пор активно используются специалистами.

Аксенов увлекался исторической литературой, особенно его, интересовал XVIII век. Он прочитал много книг по истории парусного флота. Со студенческих лет увлекался джазом. Его спортивные увлечения включали бег трусцой и баскетбол. Василий Павлович не был лишен мелких человеческих слабостей. Курение было его вредной привычкой. Писатель этого не скрывал, в одном из своих многочисленных интервью он сказал: «Я выкурил трубку в 22 года, когда представлял себя Хемингуэем. Но сигарета всегда была лучше. Позже Марина Влади подарила мне крутую трубку. Ходил я с ней очень долго» [5, c. 65].

Об Аксёнове писали, что именно он в 1960-х «первым ввел в русский язык слово «джинсы» и сделал их своей униформой». «Он шел, такой джинсовый и такой джазовый», — вспоминала Белла Ахмадулина. А писатель Евгений Попов, поздравляя писателя с днем рождения, отмечал: «Вся современная русская литература вышла из аксеновской джинсовой куртки, как гоголевская «Шинель».

«Он был замечателен своей удивительной силой, и без него наша литература определенно была пуста», — считал писатель Дмитрий Быков. — А главное, он был хорошим человеком, чего у нас почти не бывает. Прежде всего в Аксенове меня поразила его способность к эксперименту, потому что я не знаю ни одного молодого писателя, который мог бы написать такое смелое эссе, как «Московская ква-ква», такой поразительный по смелости, совершенно платонический эксперимент. »

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы