Курсовая теория на тему Возрастные особенности развития памяти в онтогенезе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы возрастных
особенностей развития памяти в онтогенезе. 5
1.1. Природа памяти в научном исследовании. 5
1.2. Развитие
памяти в раннем и позднем онтогенезе. 12
ГЛАВА
2.Особенности развития памяти в онтогенезе. 19
2.1. Проблемы
и актуальные вопросы в сфере развития и утраты памяти в связи с возрастными
особенностями. 19
2.2.
Практические рекомендации по развитию памяти в разном возрасте. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Память считается
одним из важнейших когнитивных процессов. Однако можно сказать, что память —
это основа всего познания, ее работа определяет функционирование психической
сферы в целом. История
изучения памяти в психологии давняя и начинается с работ Г. Эббингауза. Именно
этот ученый поставил задачу экспериментального изучения памяти, разработал
методы измерения мнемонических процессов и установил в своих опытах ряд важных
закономерностей в работе памяти.
Советские
ученые внесли большой вклад в проблему филогенетического и онтогенетического
развития памяти — П.П. Блонский, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн. В
своих работах эти авторы исходили из идеи памяти как специфически
человеческого, культурно обусловленного явления. В частности, в опытах Л.С.
Выготского и А. Леонтьева была подтверждена гипотеза об интериоризации
мнемонических средств, изначально имеющих материальную форму и участвующих в
общении взрослого и ребенка.
В настоящее
время исследования памяти в рамках когнитивной психологии получили широкое
распространение. В этом направлении психологии под памятью понимается
совокупность процессов получения, преобразования, хранения и извлечения
информации. В проблемах
памяти ставится большое количество вопросов, но наиболее важными из них в
прикладном смысле являются вопросы, касающиеся развития памяти на разных этапах
онтогенеза. Таким образом, актуальность данной работы определяется
необходимостью учитывать развитие памяти в онтогенезе с целью задействования
этой информации в практике педагогической, лечебной работы и в других областях.
Объект –
процесс развития памяти.
Предмет —
возрастная динамика в развитии памяти.
Методологической
базой работы являются представления о памяти как высшей психической функции,
разрабатываемые в отечественной и зарубежной психологической традиции (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Джекобсон, Г. Эббингауз). При работе
над данной проблематикой использовались теоретические и практические методы и
шесть тестов исследования и анализа памяти.
Цель работы:
Выявление и анализ особенностей развития памяти в онтогенезе.
Задачи
курсовой работы (основные вопросы):
1. Изучить
литературу по вопросам развития памяти в течение индивидуального развития.
2. Провести
анализ теоретических основ развития памяти в раннем и позднем онтогенезе.
3.
Исследовать проблемы и актуальные вопросы в сфере развития и утраты памяти в
связи с возрастными особенностями.
4.
Разработать практические рекомендации по развитию памяти в разном возрасте.
Методы
исследования: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.
Заключение:
Память играет большую роль в нашей жизни. Это позволяет нам вспомнить
навыки, которые мы изучили, или восстановить информацию, которая хранится в
мозгу, или вспомнить драгоценный момент, который произошел в прошлом. Память
также организует информацию таким образом, что, когда мы извлекаем ее, мы можем
применить эту информацию в надлежащем контексте и использовать ее в текущей
деятельности, в которой мы участвуем. В общем, мы используем кратковременную
память, чтобы вспомнить информацию, которую мы узнали совсем недавно.
Долгосрочная память используется для запоминания информации, которую мы узнали
в любое время в недавнем прошлом в детстве. В нейробиологии есть несколько
увлекательных исследований о типах памяти, к которым мы имеем доступ.
Память-это основная человеческая способность, которая позволяет нам
вспоминать прошлые события и знания. Это
концепция, важность которой проистекает из того факта, что наше понимание
времени-одно направление, вперед, и все наши текущие действия зависят от
прошлых знаний и будущих ожиданий. Память-это то, что позволяет нам выполнять задачи и помнить прошлые
события, и именно эти прошлые события помогают формировать нас. Именно благодаря нашей памяти мы можем
вспомнить нашу собственную личную историю, историю нашего общества и таким
образом примириться с нашим местом в обществе.
Понимание того, что процесс памяти происходит естественным образом в
человеческом разуме, вполне современно и противоречит классическому убеждению,
что память-это искусство. В то время как
современные психологи пытаются понять, как мозг сортирует получаемую
информацию, бессознательно удерживая определенные фрагменты без какого-либо
контроля или причины, память, как она была задумана в древности, была
спланирована и контролировалась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. Теоретический анализ проблемы возрастных особенностей развития памяти в онтогенезе
1.1.
Природа памяти в научном исследовании Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга во время
восприятия, не исчезают бесследно. Они хранятся в памяти. По словам известного
психолога П.Блонского, "проблема памяти является ровесницей психологии как
науки".
Память — когнитивный (познавательный) процесс сохранения информации
для дальнейшего использования. Память свойственна и человеку, и животному.
Однако пользоваться памятью может лишь человек, ибо только она умеет
рассуждать. Итак, память — это образы в коре головного мозга.
Термин "память" происходит от имени греческой богини
Мнемозины, матери девяти муз. Вот почему мы иногда употребляем словосочетание
"мнемические действия", "мнемическая деятельность",
"мнемическая техника". При мнемической деятельности мы запоминаем,
сохраняем и воспроизводим информацию с целью совершенствования окружающей среды
и самосовершенствование [3, c.452].
"Воротами памяти" является выборочная внимание. Наши
потребности и интересы обеспечивают успешность запоминания, является его
стимулом.
Значение памяти — неоценимо. Она — основа нашей жизни. Испанский
кинорежиссер Л. Бонюэль отмечал: "Достаточно лишь хоть частично потерять
память, чтобы понять, что память — это именно то, что и составляет понятие
жизнь". Человек без памяти перестает быть личностью, не ориентируется во
времени и пространстве, все воспринимает так, словно видит впервые.
И. Сеченов отмечал, что без памяти человек находился бы вечно в
положении новорожденного. Вот пример, который ярко демонстрирует важность
памяти для личности. К. Паер из США была прекрасной студенткой, пока в 25 лет
по ошибке не выпила успокоительные таблетки своего отца. Она находилась в коме,
в течение пяти минут ее мозг был без кислорода. Сегодня ее памяти хватает лишь
на десять минут. Невероятное усилие воли и помощь медиков Калифорнийского
университета вернули ее к более — менее нормальной жизни. До этого она знала
три языка, готовилась стать переводчиком. Сейчас записывает все, что делает. Ее
силе воли удивляются даже врачи.
Понятными становятся слова известного психолога С.Рубинштейна:
"Не обладая памятью, мы были бы "калифами на час". Наше прошлое
было бы мертвым для будущего". Память — это ориентир в окружающем мире,
это наше богатство. Оно является основой любого познания. Ни один из
психических процессов не происходит без памяти. Чем богаче память, тем ярче
личность.
Благодаря памяти каждое поколение имеет возможность передавать свои
знания и опыт следующему. А без знаний невозможна плодотворная деятельность.
Каждый из нас накапливает память поколений.
По мнению Аристотеля, память является социальной наследницей, нашим
бесценным духовным богатством и силой. Созвучной Аристотелевы есть мнение
английского философа Джона Локка (1632-1704) о том, что память является
сокровищницей идей, без которой общественный прогресс был бы невозможен [10].
Память тесно сопряжена с мышлением и речью. Эту связь отмечал
П.Блонский: "…память, поднимаясь благодаря разуму, все более и более
приближается к мышлению в конце концов настолько близко, что даже в
повседневной жизни в определенных случаях без разницы употребляются слова
"вспомнил" и "подумал"…
Одним из важнейших и загадочных аспектов изучения памяти является
исследование процесса кодирования и сохранения информации в мозге. Большинство
психологов пришли к выводу, что введение новой информации оставляет в мозгу
"следы" (физические изменения). Во время исследования этих
"следов" перед учеными стоят две большие проблемы: идентификация
участка или участков мозга, которые, возможно, участвуют в возникновении процесса
памяти; и вторая — определение, раскрытие природы изменений в мозге в процессе
памяти. Ключом к решению этих проблем является изучение мозга людей с
расстройствами памяти.
Памятью и эмоциями управляют одни и те же участки головного мозга
(амигдаловое тело и гипокампус). Мы скорее можем воссоздать эмоциональный
материал, чем неэмоциональный, сухой. Эту зависимость объясняют в своих
исследованиях Б.Милнер, С.Коркин, Г.Тойбер.
Практика свидетельствует, если поврежден левый промежуточный участок
(промежуточный мозг), то нарушается словесная память (запоминание рассказов,
имен, слов). Если же поражен правый промежуточный участок, то человек теряет
способность вспоминать невербальную информацию (рисунки, лицо, мелодию и тому
подобное).
Заслуживают внимания экспериментальные исследования французского
философа А.Бергсона и австрийского психолога К.Бюлера, которые выделяли две
формы памяти: низшую, или ассоциативную, которая является следствием
деятельности мозга, и высшем, что является следствием генного кода. Запоминание
и воспроизведение, в которых принимает участие высшее память, происходят в виде
чисто духовных актов, независимо от образований и сохранений нервных связей в
мозге (генная память).
Механизмы сенсорной памяти, связанные со следовыми потенциалами в
нейронах коркового представительства анализаторов. То есть в нейронах
анализаторов, которые были активированы вследствие возбуждения рецепторов, еще
можно зарегистрировать изменения электрической активности [12,c.90].
Продолжительность хранения информации в сенсорной памяти составляет от
250 мс до 4-х сек. Ее объем 12-20 элементов. Длительность сохранения информации
в кратковременной памяти около 12 сек. Ее объем -7±2 элемента. Долговременная
память характеризуется длительным сохранением информации и ее большим,
практически неограниченным объемом.