Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Возрастные особенности половых стереотипов подростков и юношей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

            ВВЕДЕНИЕ………………………………………………… 
Стр. 3-6
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОВЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ…………

Стр. 7-15
1.1. Гендерные стереотипы подростков………………………. Стр. 7-15
1.2. Подходы к изучению проблемы половых стереотипов в современной психологической науке…………………….
 
Стр. 11-15
II.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЛОВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……. 
Стр. 16-25
2.1.Родительские ролевые предпочтения в контексте индивидуально-психологических особенностей современной молодежи……………………………………

Стр. 16-19
2.2. Среда формирования гендерной культуры……………….
Стр. 19-25
           ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стр. 26-28
           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . Стр. 29-31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы данного исследования определяется значимостью изучения половой идентичности подростков как одного из важнейших личностных образований психики.
В качестве базовой характеристики личности половая идентичность является одним из регуляторов поведения человека. Позитивная половая идентичность повышает адаптационные возможности личности, облегчает процесс социализации, что положительным образом сказывается на взаимодействии человека с окружающим миром. В свою очередь, неправильное формирование половой идентичности приводит к появлению внутриличностных конфликтов, нарушению психического здоровья, дисгармонии в отношениях с другими людьми, что порождает отклоняющееся поведение.
Исследование возрастных особенностей половых стереотипов подростков и юношей позволит расширить представление об особенностях половой идентичности в целом, а также о специфике полоролевой структуры у подростков.
Степень научной разработанности проблемы. Половая идентичность является сложным биосоциальным феноменом и возникает как результат взаимодействия биологических и социальных факторов в онтогенезе. В настоящее время, наряду с работами, исследующими отдельные аспекты половой идентичности, в отечественной психологии начинает складываться система изучения возрастных особенностей половой идентичности.
Изучение гендерных характеристик в современной зарубежной и отечественной психологии имеет долгую историю. Сначала в рамках психологии пола (в XIX–XX вв.), а затем в контексте гендерной психологии (в XX–XXI вв.) изучались различные аспекты формирования гендерной идентичности, ее связи и влияния на другие компоненты личности. В современном обществе гендерная идентичность личности – это одна из наиболее изучаемых тем. Проблемы идентичности представлены в классических трудах Е. Гофмана, У. Джеймса, Дж. Тэрнера, Э. Фромма, З. Фрейда, Э. Эриксона, а также в работах отечественных учёных Л.С. Выготского, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Вопросы личностной и социальной идентичности, как результат внутренней самореализации и внешнего контекста, рассмотрены в трудах зарубежных (Э. Гидденса, Б. Шеффера, Б. Шледера, Э. Эриксона) и отечественных (В.С. Агеева, О.Н. Павловой, А.К. Толмасовой) исследователей.
Некоторые особенности развития половой идентичности в дошкольном возрасте рассмотрены JI.B. Ильиченко (1995), М.В. Колясниковой (1999), Т.А. Крыловой (2002), Н.В. Плисенко (1985) и др. Проблеме изучения половой идентичности младших школьников посвящены работы В.В. Абраменковой (2000), В.Е. Кагана (1991), Н.П. Ковалевой (2011), Н.Ю. Флотской (2010). Исследование половой идентичности в подростковом возрасте представлено работами H.H. Крыгиной (1993), Т.В. Моисеевой (2006), И.В. Романова (1998), Н.Ю. Рымарева (2006), И.Ю. Шилова (2000) и др.
Методологическую основу анализа гендерных аспектов конструирования современных идентичностей составляют работы таких зарубежных классиков и современников, как Х. Абельс, З. Бауман, К. Гиллиган, Р. Коннелл, И. Сэджвик, а так же отечественных учёных: Ю.В. Градсковой, Е.А. Здравомысловой, И.С. Клёциной, Е.Ю. Мещеркиной, Л.Н. Ожиговой.
Цель исследования: выявить возрастные особенности половых стереотипов у подростков и юношей.
Объект исследования: средние (12-13 лет) и старшие (14-15 лет) подростки.
Предмет исследования: возрастные особенности половых стереотипов у подростков и юношей.
Задачи исследования:
 провести анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме гендерных стереотипов и половой идентичности у подростков;
 раскрыть сущность основных подходов к изучению проблемы половых стереотипов в современной психологической науке;
 описать родительские ролевые предпочтения в контексте индивидуально-психологических особенностей современной молодежи по результатам психологических исследований;
 раскрыть особенности среды формирования гендерных стереотипов и определить место феномена половой идентичности в общей структуре психологических свойств подростков.
Теоретической и методологической основой работы являются основополагающие концепции отечественной психологии личности Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна; системный подход Б.Ф. Ломова, Э.Г Юдина; современные исследования в области психологии развития И.А. Баевой, Т.А. Барышевой, Г.И. Вергелес, Л.А. Головей, Е.П. Ильина, Е.П. Кораблиной, ЕЛО. Коржовой, В.Х. Манёрова, В.Л. Марищука, Ю.Т. Матасова, Д.А. Медведева, Л.А. Регуш, B.В. Семикина, В.Л. Ситникова, Э.С. Чугуновой; концептуальные положения в области психологии пола С. Бем, Е.П. Ильина, И.С. Клециной, И.С. Кона, 3. Фрейда; современные исследования проблем половой идентичности Н.В. Дворянчикова, А.И. Захарова, В.Е. Кагана, И.В. Романова, НЛО. Флотской; теоретические подходы к исследованию личности подростков А.Е. Личко, A.A. Реана, Л.А. Регуш, Д.И. Фельдштейна; ключевые положения психологии девиантного поведения Е.Г. Дозорцевой, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, Л.Б. Шнейдер.
Методы и методики исследования. В качестве организационного метода выступил сравнительный метод исследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем основные выводы.
В общественном сознании сформировалось несколько групп гендерных стереотипов.
К первой относят стереотипы маскулинности – феминности (стереотипы мужественности и женственности). Так сложилось, что
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Термин «стереотип» был заимствован из типографского дела и Уолт Липпман впервые применил данный термин в гуманитарных науках при построении им концепции общественного мнения. Социальный стереотип – прочно сложившийся, постоянный образ социального объекта (групп, людей, событий), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и представлений, принятых в обществе. Главное в стереотипе – убежденность в истинности, отличительной особенностью убежденности, сопутствующей стереотипу, является ее устойчивость, прочность. Действительно, в представлениях обыденного сознания обычно мы пользуемся стереотипическим мышлением в ситуациях, в которых у нас недостаточно информации, времени, либо для экономии наших сил, а также при недостатке жизненного опыта, что характерно для юности. Стереотипы мы приобретаем от той социальной группы, к которой принадлежим, от людей с уже сложившимися стереотипами, а также от средств массовой информации.
Исторически сложилось различное отношение к мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам. Причины этих различий связаны со сложившимися социальными нормами, связанные с особенностями конкретной культуры, экономического развития, религии и права.
Гендерные и половые стереотипы возникают в достаточно раннем возрасте и формируются поэтапно.
В подростковом возрасте складываются половые и гендерные ауто- и гетеро-стереотипы, «я как мужчина», «я как женщина» в собственной внешности, поведении, личностных качеств и внешности, поведения и качеств лица противоположного пола, возможна гиперболизация представлений о людях своего и противоположного пола.
В юности человек через рефлексию стремится к идентификации с собой, сверстниками, происходит стабилизация половых и гендерных стереотипов и гендерная и половая самоидентификация.
Следовательно, мальчики и девочки в поведении и деятельности практически не отличаются друг от друга до определённого возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Соответственно девочки психологически становятся феминными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности.
Маскулинность и феминность являются социально конструируемыми понятиями.
Представления о мужественности и женственности различаются в культурах, это накладывает отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. Напротив, в традиционных культурах, особенно, в странах с мусульманской религией, поведение женщины в обществе строго регламентировано.
Действительно, в научных работах чаще подчеркивается негативный аспект стереотипов, связанных с существующими половыми и гендерными различиями. Возможно, это связано с тем, что стереотипы называют «подсознательными конструктами, создающими основу для предрассудков».
Представления о мужественности и женственности различаются в культурах, это накладывает отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. Напротив, в традиционных культурах, особенно, в странах с мусульманской религией, поведение женщины в обществе строго регламентировано. Основа всех этих взглядов – полоролевые стереотипы, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетенцией, независимостью, логикой, притязаниями и т.д. В реальном межличностном взаимодействии компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором: высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин.
Таким образом, стереотипы поведения мужчин и женщин рано усваиваются и изменяются с большим трудом, так как они сильны. Стереотипные представления об образе мужчины и женщины распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от индивидуальных особенностей и возраста. Стереотипы разделяемы и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Гендер – это сложная базовая характеристика человека, которая несет в себе отпечаток социальных стереотипов и эталонов, которые должны быть осмыслены, поняты и приняты личностью для решения задачи выбора, конструирования и манифестации своего социально-психологического пола. Гендерные индивидуумы не только ведут переговоры о своей идентичности в общественных институтах, но эти же социальные образования порождают те самые различия, которые мы принимаем в качестве особенностей отдельных лиц, при этом сохраняя гендерную толерантность .
Таким образом, степень, в которой женщины и мужчины выполняют различные социальные роли и задачи, сильно влияет на то, в какой степени оба пола будут развиваться и проявлять свои личностные и поведенческие характеристики . Личность подростка проходит очередной кризисный период переинтерпретации представлений о себе в целом и в большей степени о себе как о мужчине или женщине.
Подростковый период – это последний этап в половом (биологическом) созревании, когда физиологические изменения тотальны, во многом неконтролируемы, требуют от личности особой гендерной компетентности – умения осознать степень принятия ею (личностью) гендерных стереотипов, готовности к адаптивному пониманию образцов маскулинного или фемининного поведения .
Современное общество, как сложная динамично развивающаяся система подвергает представления мужественности и женственности постоянной переоценке и расширению. Сегодня получили распространение и признание новые гендерные сценарии, которые ещё в недалёком прошлом рассматривались как девиантные или были неактуальны. Посредством институтов социализации транслируется большое количество разнообразных гендерных моделей, предъявляются часто весьма противоречивые требования к «современному мужчине» или «современной женщине», образ которой определяется как ещё достаточно устойчивыми традиционными представлениями, так и новыми, рождающимися в процессе развития идей преодоления гендерной асимметрии.
Биполярные (противопоставляющие) модели гендерной социализации сменились андрогинными (ориентированными на сочетание мужских и женских качеств), а иногда уже мультиполярными моделями гендерной социализации, когда личности предоставляется самой определить (категоризировать) свои гендерные качества как мужчины или женщины .
Таким образом, важно отметить, что личность подростка, уже имеющая определенные представления о себе как о мужчине или женщине, решает задачу переосмысления своих гендерных характеристик, в основе которых лежат социокультурные представления о маскулинности и фемининности. Часть этих представлений к подростковому возрасту имеет устойчивый для личности характер и, в свою очередь, влияет на другие аспекты личности и жизни подростка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы