Курсовая теория на тему «Возрастные особенности и проблема формирования самостоятельности школьников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.
Характеристика возрастных особенностей школьников. 5
1.1
Возрастная периодизация. 5
1.2 Младший
школьный возраст. 9
1.3 Средний
школьный возраст. 10
1.4 Старший
школьный возраст. 12
Глава 2.
Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей школьного возраста
в продуктивной деятельности. 14
2.1 Понятие о
самостоятельности у школьников в психолого-педагогической литературе. 15
2.2
Особенности формирования самостоятельности у школьников. 16
2.3
Педагогические условия формирования самостоятельности у школьников 19
Глава 3. Методики и формы для
формирования самостоятельности у школьников 21
3.1 Значение самостоятельности
школьника в учебной деятельности. 21
3.2 Разные аспекты формирования
самостоятельности у школьников. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
Введение:
Множество исследований в области
педагогики, несомненно, подтверждают важность воспитания самостоятельности
личности с самого раннего (дошкольного) детства. Необходимо учить детей не
пассивно наблюдать за действительностью, а активно ее преобразовывать. В современных
концепциях воспитания детей дошкольного возраста заложены основные принципы,
благодаря которым детям прививается социальная активность и инициативность.
Тему формирования самостоятельности
рассматривали многие авторы: Година Г.Н., Хрипкова А.Г., Пидкасистый А.И. Они
проводили исследования структуры самостоятельности и взаимодействие ее
компонентов. Конкретно влияние самостоятельности на адаптацию детей в детском
саду описывала в своих работах Филютина Т.Н.
В настоящее время формирование
самостоятельности у детей остается актуальным. Сергеева Д.В. говорит, что важно
проводить активную работу по воспитанию самостоятельности нужно уже в
дошкольный период. Самостоятельность детей проявляется во всех сферах их жизни:
умение играть, культурно – гигиенические навыки, занимать себя деятельностью,
самостоятельное общение с окружающими, самообслуживание и др.
Данная проблема одна из важнейших в
настоящий момент и актуальна. В Законе Российской Федерации «Об образовании»
есть пункт: воспитание ответственного, инициативного человека, готового
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Сформировать общую культуру
личности, самостоятельности и инициативности дошкольников является одной из
задач ФГОС.
Проблема данной тему в том, что
необходимо найти педагогические условия, которые будут обеспечивать
формирование самостоятельности у детей в продуктивной деятельности.
Заключение:
Формирование самостоятельности – это залог будущего
успешного обучения в школе. Как будут заложены основы самостоятельности в
дошкольном возрасте, так и будет развиваться это качество в последующем. Задача
российской образовательной системы – это воспитание в детях самостоятельности,
инициативности и ответственности, способности ориентироваться в постоянно
изменяющихся социально – экономических условия, правильно и быстро находить
свое место в обществе.
Самостоятельность — ответственное, инициативное
поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней
помощи, собственными силами. Самостоятельность — основной вектор взросления
человека.
Учебная самостоятельность школьника является одной из
сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по
собственной инициативе, т. е. умение учить себя. Умение учиться (учебная
самостоятельность) — это умение, прежде всего, совершать рефлексивные и
продуктивные действия и операции.
Рефлексивные действия и операции необходимы для того,
чтобы определить новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и
ответить на следующие вопросы самообучения: "Чему учиться?";
"Почему имеющихся у меня средств и способов действия недостаточно для
решения этой задачи?"; "Чего именно я не знаю, не могу, не умею в
данной ситуации?" Отделение известного от неизвестного, знание о
собственном незнании обеспечивается определяющей рефлексией. Следовательно,
первое условие формирования умения учиться у младших школьников — это
целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности.
Продуктивные
действия и операции необходимы для приобретения недостающих знаний, умений,
способностей для решения второго вопроса самообучения: "Как выучиться?".
Ориентация содержания современного образования на
развитие и формирование личностных качеств учащихся, а также опыта
осуществления учащимися различных видов деятельности (учебной, познавательной,
практической, творческой), определили актуальность деятельностного подхода к
обучению. В свою очередь, реализация деятельностного подхода делает акцент на
особой значимости самостоятельной работы.
Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего
образования ставит перед выпускником задачи «использовать приобретенный в школе
опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса». В педагогический обиход
прочно входит новое понятие — компетентностный подход. Современное общество
неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное
внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений
процесса информатизации современного общества – информатизация образования,
т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования, что
способствует формированию самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые
требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.
Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая
активность — ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы.
Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы
воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности
учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя. Кроме того,
важно уметь фиксировать результаты для осуществления преемственности процесса
образования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика возрастных особенностей школьников
1.1 Возрастная
периодизация
Жан Пиаже в своих исследованиях показал качественное
своеобразие детского мышления, особую детскую логику, которая отличается от
взрослой и как мышление постепенно меняется по своему характеру на протяжении
детства и отрочества.
Основной целью мышления человека и разумного поведения
является адаптация к окружающей среде. Происходит это схемами (способами) по
мнению Ж. Пиаже. Схема – это структуру или организация действий в типичных
ситуациях. Основное понятие теории Ж. Пиаже – это операция. Она представляет
собой мысленное действие, которое обладает важным свойством – обратимостью,
заключающейся в выполнении соответствующих действий и возможности вернуть
ребенка к его началу путем совершения обратного ему действия.
Ж. Пиаже выделяет четыре стадии интеллектуального
развития детей:
— сенсомоторная стадия, которая приходит на возраст от
рождения до 18-24 месяцев (0 – 1,5-2 года). В данный период происходит ребенком
психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта
действия. У ребенка формируется понимание постоянства и устойчивости внешних
объектов; осознание того, что предметы существуют и находятся там же, где и
были, даже когда они не воспринимаются при помощи органов чувств.
— дооперационная стадия в возрасте от 18-24 месяцев
(1,5-2 года) до 7 лет. В данный период ребенок начинает использовать символы, в
том числе слова. Происходит изучение языка и представления о предметах и их
образов словами. Дети начинают использовать слова в процессе игр и подражаний. На
данной стадии ребенок еще не представляет, как другие воспринимают то, что он
видит. Но когда ребенку нужно решить конкретную ситуацию с использованием
реальных отношений людей, дети 3 лет справляются с этим, затрудняясь лишь, если
найденный путь решения нужно выразить в словесной форме.
— стадия конкретных операций происходит в возрасте от
7 до 12 лет. На данной стадии возникают элементарные логические рассуждения по
отношению к объектам и событиям. Дети усваивают представления о сохранении
числа, массы и веса предметов, классифицируют объекты по отдельным существенным
признакам. На данной стадии дети обнаруживают способности к выполнению
обратимых и гибких операций, которые совершаются в соответствии с логическими
правилами. Дети, которые достигли этого уровня развития, уже способны
переходить с одной точки зрения на
другую, дают логические объяснения действиям, которые выполняют, становятся
более объективными в своих оценках.
— стадия формальных операций, которая приходится на
возраст после 12 лет. На данной стадии у человека происходит усвоение настоящих
понятий, проявление гибкости мышления, демонстрация обратимости умственных
рассуждений и операций. Особенность стадии – это возможность рассуждать,
использую абстрактные понятия. Существенная черта стадии формальных операций –
это системный поиск решения задач, где последовательно исследуются разные
варианты решения, взвешивается и оценивается эффективность всех вариантов.
Время прохождения данной стадии детьми зависят от индивидуальных различий,
поэтому возрастные границы данной стадии определены приблизительно. [5]
По возрастной периодизации Зигмунда Фрейда главным
источником, двигателем поведения человека является бессознательное, насыщенное
сексуальной энергией. Сексуальное развитие определяет развитие всех сторон
личности и служит критерием возрастной периодизации. Под детской сексуальностью
З. Фрейд подразумевает все, что приносит телесное удовольствие (сосание,
поглаживание, опорожнение кишечника и др.). Зигмунд Фрейд выделяет 5 стадий
личностного развития, которое зависит от смещения эрогенных зон: