Курсовая теория на тему Возрастная периодизация психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I КОНЦЕПЦИИ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ.. 5
1.1Взгляды Выготского. 5
1.2Взгляды Эльконина. 7
1.3Взгляды Петровского. 8
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ВОЗРАСТА 10
2.1Младенческий возраст. 10
2.2Детство и подростковый период. 11
2.3Взрослая жизнь. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
Введение:
Одной из основных проблем
возрастной и дифференциальной психологии-классификации периодов жизни —
первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому
развитию человека, который способствует детальному изучению его качественных
характеристик, психологических механизмов и внутренних детерминант.
Практическое значение
структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных
связей, что позволяет целенаправленно управлять динамикой возраста и определять
показатели чувствительности в отдельные периоды жизни.
В возрастной и дифференциальной
психологии решаются три группы задач: исследовательские, диагностические и
корректирующие.
Исследовательские задачи
рассматривают предмет науки на разных уровнях: на уровне общих моделей и
факторов развития и на уровне их конкретного проявления в отдельные периоды
жизни.
Более конкретный уровень включает
рассмотрение проблем возрастной динамики отдельных сторон психики
(психофизиологических функций, процессов, свойств), а также их отношений в
течение жизненного цикла человека. Исследовательские задачи по возрасту и
дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понимание
объекта и предмета науки.
Решение диагностических задач
дает возможность распознать и оценить степень зрелости индивидуальных,
социальных, личных характеристик человека на разных стадиях его развития,
скорость отклонения различных видов в умственном развитии у лиц разного
возраста, определить потенциальные возможности психического развития. При этом
диагностические задачи могут быть решены вместе с прогностическими в периоды
раннего онтогенеза и периода взрослой жизни и геронтогенеза.
Психология развития занимается
изучением проблем психического развития в онтогенезе, трансформацией и
организацией отношений между различными отраслями психологических знаний.
Цель работы – изучить возрастную
периодизацию психики человека.
Задачи, которые необходимо решить
для достижения поставленной цели.
1)Изучить концепцию возрастной
периодизации Выготского.
2)Рассмотреть концепцию
возрастной периодизации Эльконина.
3)Охарактеризовать концепцию
возрастной периодизации Петровского.
4)Изучить особенности психики
человека в младенчестве.
5)Выявить специфику психического
развития человека в период детства и подросткового периода.
6)Рассмотреть психику человека во
взрослом периоде жизни.
Объект исследования – психика
человека.
Предмет исследования – психика
человека в различные возрастные периоды.
Актуальность исследования
заключается в том, что эта тема очень важна для улучшения организации обучения
людей, а также поможет справляться людям с возрастными кризисами.
Заключение:
Многие отечественные ученые
пытались съесть проблему периодизации психического развития. Среди них ЛС
Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский и многие другие.
Таким образом, Выготский в
качестве критерия периодизации возраста рассматривал психические
новообразования, характерные для определенной стадии развития. Он выделил
"стабильные" и "нестабильные" (критические) периоды
развития. Определяющее значение придавало кризисный период-время, когда
происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В те же
периоды происходят значительные изменения в развитии личности ребенка. По
словам Л. С. Выготского, переход от одного возраста к другому происходит
революционным образом.
Критерием периодизации возраста
Эльконина являются ведущие действия. Развитие ведущих видов деятельности
обусловливает основные изменения психических процессов и психологических
особенностей личности ребенка на данном этапе развития. Дело в том, что, как и
любое новое поколение, каждый человек, принадлежащий этому поколению, уже готов
к знакомым условиям жизни. Они позволяют тому или иному содержанию его
деятельности.
А. В. Петровский для каждого
возрастного периода выделяет три этапа вступления в справочное сообщество:
адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходит развитие и
перестройка структуры личности.
Реально, возрастная периодизация
каждого отдельного человека зависит:
— из условий его развития,
— из особенностей созревания
морфологических структур, ответственных за развитие,
— из внутреннего положения самого
человека, которое определяет развитие на более поздних стадиях онтогенеза.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I КОНЦЕПЦИИ ВОЗРАСТНОЙ
ПЕРИОДИЗАЦИИ
1.1Взгляды Выготского
Периоды максимальных возможностей
и условий развития у детей определенных черт психики и восприимчивости к
приобретению знаний и навыков.[1]
1,5-3 года. Период яркого
восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень
восприимчив к изучению иностранных языков. Он также благоприятен для развития
двигательных навыков, манипулирования объектами, восприятия порядка;
3-4 года. Этот период наиболее
благоприятен для ознакомления с знаковым обозначением цифр и букв, подготовкой
к написанию. Развивается сознательная речь и понимание собственной мысли,
происходит интенсивное развитие сенсорных органов;
4-5 лет. Этот период был отмечен
развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в
восприятии письма, цвета, формы, размера объекта, происходит интенсивное
социальное развитие;
5-6 лет. Наиболее благоприятный
период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для развития
социальных навыков и поведения ребенка;
8-9 лет. В этот период языковые
способности являются вторичными по отношению к пику. Это также имеет большое
значение для развития воображения и культурного образования.
На стабильной стадии развития
характерно плавное, без резких изменений и изменений поведения ребенка. Это
может быть даже незаметно для его окружения. Но эти изменения накапливаются и в
конце периода дают качественный скачок в развитии.
Стабильные фазы чередуются с кризисными.
Кризисные периоды не длятся долго (от нескольких месяцев до 1-2 лет в
зависимости от мудрости педагогов и ритма родителей). Чаще всего это короткие,
но бурные фазы. [1] Выготский, Л. С. Детская
психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. — М.:
Говорящая книга, 2017. С 456