Клиническая психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Возрастная динамика познавательной сферы при умственной отсталости.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Графомоторные навыки как элемент развития познавательной сферы при умственной отсталости 6
1.1. Умственная отсталость, ее возрастные особенности 6
1.2. Графомоторные навыки и их особенности 7
1.3. Особенности овладения умениями и навыками рисования 11
Глава 2. Возрастные особенности познавательной сферы при умственной отсталости 16
2.1. Особенности психического дизонтогенеза 16
2.2. Рисование как основной элемент овладения умениями и навыками при умственной отсталости 22
Заключение 27
Список литературы 29

  

Введение:

 

Одной из важнейших задач обучения учащихся русскому языку в специальной коррекционной школе является формирование у них навыков грамотного письма.
Грамотное письмо – это основа письменной речи, без которой невозможен процесс успешного школьного обучения.
Многие, умственно отсталые учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют ошибки в их письменных работах.
Одной из наиболее распространённых групп ошибок в письме умственно отсталых детей являются звуковые, или фонетические ошибки: замены на письме одних букв другими, а также пропуски, перестановки, добавление букв и слогов.
Причины искажения состава слов при письме у умственно отсталых школьников разнообразны: недоразвитие фонематического слуха, слабость зрительной ориентировки, недостаточная координация движений.
Специальное исследование недостатков речи и письма у умственно отсталых школьников обнаруживает следующие факты: «Овладение грамотным письмом, наряду с другими навыками, предполагает умение производить разложение речи на звуки, её составляющие, и улавливать, узнавать в слитном звучании слов их звуковой состав. Учащийся должен уметь производить выделение любого звука из слова и слога, он не должен смешивать твёрдых с мягкими, звонких с глухими, слитных согласных с простыми и т.д.. Дети с неправильным произношением чаще других затрудняются выделить звук из слова и отличить его от соседних звуков, что создаёт трудности в овладении грамотой, а затем и правильным письмом» [17, с. 98-99]
Оптимизация развивающей работы среди детей с психофизическими недостатками – одна из основных задач, пытаются решить дефектологи, педагоги и психологи, которые работают с ними. По данным Минздрава РФ умственной отсталостью в мире страдает около 3% населения. В нозологической структуре психических расстройств, первое место принадлежит именно умственной отсталости.
Медико-психологическая реабилитация детей с умеренной умственной отсталостью предусматривает тесную взаимосвязь медицинских, психологических, педагогических и социальных воздействий. Большое значение в комплексе реабилитационных мероприятий для детей с умеренной умственной отсталостью имеет психологическое сопровождение.
Вопросами возникновения нарушений интеллекта задавались ещё с глубокой древности. Гиппократ и Аристотель рассматривали причины речевых расстройств. Ещё в 3-ем веке нашей эры философы и ученые того времени делали попытки понять причины возникновения слабоумия. Правда, в те времена такие дети уничтожались. Однако в дальнейшем общество пыталось помогать таким детям. В России такими вопросами занимались И. B. и E. X. Маляревские, E. K. Грачева и др. После революции 1917 ответственность за судьбу таких детей взяло на себя государство. Однако вся помощь заключалась в простой изоляции умственно отсталых людей от общества, практических действий по их социализации не предпринималось.
При обучении умственно отсталых школьников фонетически правильному письму важно ввести в процесс письма детей регулирующее начало, которое давало бы возможность контролировать себя при осуществлении соотнесения букв со звуками записываемых слов.
«Активная работа речедвигательного анализатора обеспечивает в этот период лучший анализ звукового состава слов, способствует выделению отдельных компонентов слова, обозначению их последовательности и более точному соотнесению звуков с определёнными буквам».
Одной из важнейших задач обучения учащихся русскому языку в специальной коррекционной школе является формирование у них навыков грамотного письма.
Цель работы – анализ возрастной динамики познавательной сферы при умственной отсталости.
Объект – состояние познавательной сферы при умственной отсталости.
Предмет – возрастная динамика познавательной сферы при умственной отсталости.
Задачи исследования:
— изучить и описать возрастную характеристику людей с ограниченными возможностями;
— изучить и описать возрастные особенности людей с умственной отсталостью;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.
Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.
Особенно часто нарушенное поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Значительная часть поведенческих отклонений легко умственно отсталых социально-психологического генеза. Агрессия в этих случаях может быть отражением пренебрежительного, отвергающего, а то и издевательски истязающего поведения воспитателей.
Во многих случаях этиология нарушенного поведения – те же последствия органических повреждений головного мозга, которые вызвали и интеллектуальную неполноценность. Аффективная возбудимость у многих умеренно и тяжело умственно отсталых лиц именно такого происхождения.
К числу умственных действий, которые ребенок выполняет, на разных этапах создания рисунка относятся:
— осмысление изобразительных задач и результата предстоящей работы;
— осознание различного рода инструкций;
— осмысление особенностей наглядного восприятия объекта (образца или натуры); планирование изобразительной деятельности; реализация контроля над собственной работой;
— самооценка и результаты изобразительной деятельности.
Стоит подчеркнуть, что своевременная помощь умственно отсталому ребёнку младшего школьного возраста в овладении средствами и оборудованием рисования, имеет большое значение, поскольку от того, насколько рано ребенок получит возможность учиться рисовать, пользоваться соответствующими материалами, зависит его умственное развитие. Рисунок для умственно отсталого ребенка – возможность устанавливать свой контакт с окружающим миром, языком рисунка – передавать свои чувства.
Итак, рисование для умственно отсталых детей выступает своеобразным аналогом языка.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

1.1. Умственная отсталость, ее возрастные особенности

Психическое недоразвитие – это тип дизонтогенеза, для которого характерно раннее поражение мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме аномалии развития – интеллектуальный, обязательным признаком является недоразвитие высших форм мыслительной деятельности: абстрактного мышления, образования понятий, низкий уровень обобщений [2].
Возрастная динамика психического развития детей с умственной отсталостью отличается медлительностью развития высших психических функций. На первом году жизни проявляется недоразвитие моторных функций, в свою очередь тормозит развитие интерсенсорных связей «Рука-глаз», «глаз-ухо». Много позже появляются у этих детей эмоциональные реакции на различные внешние стимулы. В раннем возрасте недостаточное развитие познавательной сферы проявляется в их поведении. В структуре психофизического дефекта наблюдаются психомоторные расстройства, недоразвитие речи, навыков опрятности, несформированность предметной деятельности, низкий уровень познавательной активности.
В раннем возрасте у детей с умственной отсталостью развитие моторики происходит со значительным опозданием. Их движения еще не скоординированы, походка неустойчива, плохо координированная с несогласованными движениями. Трудно выявить доминирующую руку. Развитие предметных действий также происходит с задержкой, в этом возрасте у детей с психическим недоразвитием появляются только манипулятивные действия (отметим, что у здоровых детей эти действия возникают уже во втором полугодии первого года жизни). Дети с умственной отсталостью не умеют подражать действия взрослого, то есть они самостоятельно не овладевают основным способом усвоения общественного опыта.
Указанные выше признаки оказывают негативное влияние на развитие восприятия и таких его свойств как предметность, константность, обобщенность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы