Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Возникновение права: современные подходы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………………….. 5

 1.Характеристика различных теорий
происхождения права……………………. 7

 2.Современная наука о причинах возникновения
права………………………… 17

3.Формы возникновения права у
различных народов……………………………. 21

Заключение……………………………………………………………………………………….. 28

Список использованных источников……………………………………………………. 30

  

Введение:

 

устанавливающих права и обязанности участников общественных
отношений. Это универсальное средство регулирования общественных отношений.
Такие свойства права, как общеобязательность, установление в формальных
нормативных актах, издаваемых органами государства, наличие мер принуждения по
отношению к лицам, не исполняющим нормы права, позволяют упорядочивать
общественные отношения, придавать им стабильность и определенность. Право в
виде совокупности норм издается, санкционируется и защищается государством,
поэтому государство и право тесно связаны друг
с другом. Государство и право возникли тогда, когда появилась необходимость в
урегулировании усложнившихся общественных отношений. Однако процесс
возникновения права не может быть определен достоверно, поэтому в теории
существует множество теорий возникновения, как государства, так и права.

Вопросы причин и процесса возникновения права всегда интересовали
теоретиков.  При этом необходимо
отметить, что теории возникновения права нередко рассматривались в тесной связи
с теориями возникновения государства, поскольку эти два явления неразрывно
связаны между собой. В различное время были высказаны различные теории
возникновения государства и права, которые говорили о влиянии тех или иных
факторов на этот процесс. Исследование теорий происхождения права является
актуальным, поскольку позволяет глубже понять суть этого явления, определить
факторы, сыгравшие основополагающую роль в процессе возникновения права.

Объектом работы является право, как универсальный социальный
регулятор.

Предметом работы являются особенности возникновения права.

Целью работы является рассмотрение основных теорий происхождения
права, выделяемых в юридической литературе.

Для достижения указанной цели в процессе исследования должны быть
выполнены следующие задачи: проанализировать различные теории возникновения
права, рассмотреть современные представления о происхождении права,
охарактеризовать формы возникновения права у различных народов.

В работе будут использованы следующие методы: исторический,
логический, системный, сравнительный, формально-юридический.

Теоретическую основу исследования оставляют работы следующих авторов:
Абдуллаев Н.И., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С. и др.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и
списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1.Характеристика различных теорий
происхождения права Необходимо учитывать, что теории
возникновения права в целом сходны с теориями возникновения государства,
поскольку два этих явления неразрывно связаны между собой.

Так, наряду с теологической теорией возникновения государства
существует теологическая теория происхождения права, которая все нормативные
установления считает происходящими от Бога. Наиболее известными представителями
этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов
Ф. Аквинский (1225 — 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития
государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Теория естественного права связана с договорной теорией
происхождения государства и развивает идею существования естественных,
неотъемлемых прав человека, которые даны ему природой. Договорная теория
происхождения государства была разработана в XVII-XVIII веках. Эта теория была
сформулирована в работах Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж.
Руссо, А.Н. Радищева и др.  По этой
теории до появления государства люди находились в естественном состоянии
которое разными авторами понималось по-разному (неограниченная свобода, война
всех против всех, всеобщее благоденствие). При этом отмечается что люди в то
время обладали естественными правами, которые вытекают из законов природы и не
создаются людьми или государством. Естественные права связывали также с идеей
справедливости, нравственными началами. Каждый человек согласно этой теории
обладает естественными и неотчуждаемыми правами, к которым относятся право на
жизнь, свободу и др. на определенном этапе развития общества права людей
вступают в противоречие друг с другом, всеобщий порядок нарушается. Чтобы
обеспечить охрану своих прав люди заключают общественный договор о создании
государства и передают ему часть своих прав, с тем, чтобы государство
обеспечивало порядок в обществе.

Таким
образом, представители естественной теории происхождения права считали,
что существует естественное право, которое возникло еще до появления
государство и оно выражается в предоставлении всем свободы и равенстве
граждан.  Естественное право даровано
каждому от рождения. После же появления государства возникло позитивное право,
которое исходит от государства и устанавливает для граждан различные права и
обязанности. «Они различают два вида права: естественное — предшествовало
появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное
— возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением
естественного права в реальных условиях»[1].

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с
позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее,
"естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные
от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью,
собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению
представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как
справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой
правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в
самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от
Бога.

Как можно увидеть данная теория содержит достаточно своеобразное
представление о праве.  Вопреки
достаточно устоявшимся современным концепциям о том, что право — это прежде
всего продукт деятельности государства, сторонники естественно-правовой теории
считали право понятием отличным от норм, издаваемых государством. Под
правом они понимали определенные явления, связанные с общими принципами
справедливости, идеи, выработанные самой природой. Данная теория имеет как свои
достоинства, так и недостатки. Достоинства состоят в формировании особого
взгляда на право, нестандартного, связывающего понятия права и морали,
справедливости. Данная теория говорит о том, что право не является порождением
государства, что государственные органы не должны быть основным источником
правил поведения в обществе.  Законы,
изданные государством, могут быть как правовыми, так и неправовыми, что
означает, что нормы, издаваемые государством, могут и не соответствовать общим
идеям справедливости, которые входят в понятие права. Недостаток данной теории
в том, что она понимает право, как абстрактную ценность, которая не имеет
четких внешних проявлений.  Отсюда бывает
сложно разграничить критерии правового и неправового, уяснить какие именно
модели поведения будут соответствовать праву. Право в понимании естественно
правовой теории не имеет формально определенного источника, которым по мнению
сторонников данной теории является человеческая природа или бог. Понятие
человеческой природы достаточно абстрактно, вопросы религии не всегда
состыкуются с вопросами праве [1] Мелехин А.В. Теория государства и
права: Учебник. М.2017. С.41

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Характеристика различных теорий
происхождения права Необходимо учитывать, что теории
возникновения права в целом сходны с теориями возникновения государства,
поскольку два этих явления неразрывно связаны между собой.

Так, наряду с теологической теорией возникновения государства
существует теологическая теория происхождения права, которая все нормативные
установления считает происходящими от Бога. Наиболее известными представителями
этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов
Ф. Аквинский (1225 — 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития
государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Теория естественного права связана с договорной теорией
происхождения государства и развивает идею существования естественных,
неотъемлемых прав человека, которые даны ему природой. Договорная теория
происхождения государства была разработана в XVII-XVIII веках. Эта теория была
сформулирована в работах Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж.
Руссо, А.Н. Радищева и др.  По этой
теории до появления государства люди находились в естественном состоянии
которое разными авторами понималось по-разному (неограниченная свобода, война
всех против всех, всеобщее благоденствие). При этом отмечается что люди в то
время обладали естественными правами, которые вытекают из законов природы и не
создаются людьми или государством. Естественные права связывали также с идеей
справедливости, нравственными началами. Каждый человек согласно этой теории
обладает естественными и неотчуждаемыми правами, к которым относятся право на
жизнь, свободу и др. на определенном этапе развития общества права людей
вступают в противоречие друг с другом, всеобщий порядок нарушается. Чтобы
обеспечить охрану своих прав люди заключают общественный договор о создании
государства и передают ему часть своих прав, с тем, чтобы государство
обеспечивало порядок в обществе.

Таким
образом, представители естественной теории происхождения права считали,
что существует естественное право, которое возникло еще до появления
государство и оно выражается в предоставлении всем свободы и равенстве
граждан.  Естественное право даровано
каждому от рождения. После же появления государства возникло позитивное право,
которое исходит от государства и устанавливает для граждан различные права и
обязанности. «Они различают два вида права: естественное — предшествовало
появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения); позитивное
— возникает с государством, формулируется им и является логическим продолжением
естественного права в реальных условиях»[1].

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с
позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее,
"естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные
от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью,
собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению
представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как
справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой
правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в
самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от
Бога.

Как можно увидеть данная теория содержит достаточно своеобразное
представление о праве.  Вопреки
достаточно устоявшимся современным концепциям о том, что право — это прежде
всего продукт деятельности государства, сторонники естественно-правовой теории
считали право понятием отличным от норм, издаваемых государством. Под
правом они понимали определенные явления, связанные с общими принципами
справедливости, идеи, выработанные самой природой. Данная теория имеет как свои
достоинства, так и недостатки. Достоинства состоят в формировании особого
взгляда на право, нестандартного, связывающего понятия права и морали,
справедливости. Данная теория говорит о том, что право не является порождением
государства, что государственные органы не должны быть основным источником
правил поведения в обществе.  Законы,
изданные государством, могут быть как правовыми, так и неправовыми, что
означает, что нормы, издаваемые государством, могут и не соответствовать общим
идеям справедливости, которые входят в понятие права. Недостаток данной теории
в том, что она понимает право, как абстрактную ценность, которая не имеет
четких внешних проявлений.  Отсюда бывает
сложно разграничить критерии правового и неправового, уяснить какие именно
модели поведения будут соответствовать праву. Право в понимании естественно
правовой теории не имеет формально определенного источника, которым по мнению
сторонников данной теории является человеческая природа или бог. Понятие
человеческой природы достаточно абстрактно, вопросы религии не всегда
состыкуются с вопросами праве [1] Мелехин А.В. Теория государства и
права: Учебник. М.2017. С.41

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ, ПРИЧИН И
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА.. 5

1.1. Сущность права и современные подходы к
правопониманию.. 5

1.2. Современная наука о причинах и
закономерностях возникновения права  9

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ И СОВРЕМЕННЫХ ПОДОХОДОВ
К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПРАВА.. 14

2.1. Основные теории возникновения права. 14

2.2. Особенности современных подходов к
возникновению права. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ   28

  

Введение:

 

Изучение происхождения
государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и
политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу
государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать
причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить
свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее
установить их место и роль в жизни общества и в политической системе. Среди теоретиков
государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в
отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного
вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие общеизвестные
исторические факты, как то, что первыми государственно-правовыми системами в
Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие
государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней
России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства.
Исторически первыми здесь возникли не рабовладельческое, а феодальное право. Не
оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения
государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда
речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и
права

Итак, право является
системой общих обычаев и правил поведения, установленных и охраняемых от
нарушения государством. Проблема происхождения права делится на два различных
друг от друга вопроса: о появлении права и о его совершенствовании, как в
целом, так и непосредственно в сфере исполнения обязанностей субъектами права.
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что право, как основная категория
правоведения традиционно используется в совершенно разных значениях. Проблема
образования права – это вопрос о том, как появилось в обществе то явление,
которое сегодня именуется правом. Выяснение данной проблемы необходимо из-за
того, что ни в мировой, ни в российской юриспруденции не существует единых
взглядов на происхождение права.

Таким образом, изучение
основных подходов к истории возникновения права представляет большой интерес на
сегодняшний день. Все это определяет актуальность темы курсовой работы.

Благодаря активной работе
достаточно крупных ученых и теоретиков, а также историков философии, историков
этической и правовой мысли, в последние годы были опубликованы работы,
посвященные философии права. Они выполняются на высоком методологическом и
теоретическом уровне.

Среди них можно выделить
труды С.С. Алексеева, В.А. Бачинина и Ю.Я. Баскина, а также работы В.В.
Бобровского, Г.Б. Власовой и Д.В. Бугая, Д.А. Керимова, К. Е. Ливанцева и
других.

Целью работы является глубокое
исследование вышеуказанных проблем, отражение существующих подходов к их
пониманию, анализ их различий.

В соответствии с целью необходимо
решить следующие задачи:

— 
охарактеризовать сущность понятия права и современные подходы к
пониманию права;

— изучить позиции современной науки
относительно причин и условий возникновения права;

— рассмотреть наиболее
распространенные теории возникновения права;

— проанализировать особенности
современных подходов к причинам возникновения права.

Объектом исследования являются
общественные отношения, соответственно составляющие основу спорных проблем, а
предметом являются государство, власть, право, закон.

Структурно работа включает в себя
введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из изложенного,
можно сделать соответствующий вывод, что теории происхождения права всегда
взаимно связаны с теориями происхождения государства. Вопросы происхождения
права рассматриваются в единстве с вопросом его природы, сущности, значения и
правового регулирования.

Сущностью права считается
конкретно общая воля (воля всех), а не комплекс волей конкретных индивидов.
Общая воля – это результат взаимодействия и борьбы отдельных лиц за собственные
конкретные интересы. Общая воля является результатом достигнутого общественного
компромисса. В разные исторические периоды, у различных народностей воля всего
общества может быть подчинена воле конкретных социальных групп. Однако это
всегда считалось временным отступлением от основной природы права и
исследовалось обществом как несправедливость. Сущность права – это
государственная воля общества.

Социальное значение права
с точек зрения сторонников общего социального подхода содержится в выражении и
обеспечении всех интересов общества, согласовании потребностей разных
социальных групп, в защите интересов конкретных индивидов, разрешении
появляющихся противоречий и конфликтов. Право – это инструмент достижения
социального компромисса, согласия и примирения. Рассматривая основные подходы к
определению сущности права нельзя не сказать, что смысл всякого явления – это его
главная сущность, которая отражается в воле, лежащей у его основания.

Вопросы сущности права
стремительно дискуссируются в правовых науках. Это главная проблема понимания
права. В зависимости от ответа на него решаются все остальные вопросы
понимания, содержания и эффективности применения права. Тем не менее,
своевременность изучения сущности права связана не только со сложностью
структурного теоретического исследования самого явления, его явно заметным
политическим значением, но и динамикой смысла, ее перевоплощением относительно
различных исторических условий.

Иначе говоря, сущность
права имеет многозначный характер. Она не сводится лишь к классовым и общим
социальным принципам. Таким образом, в природе права относительно исторических
условий на первый план могут выступать различные из перечисленных принципов.

В конечном итоге мы
выяснили, что все подходы имеют право на существование. Все подходы имеют и
положительное, и отрицательное. Классовый подход носит определенный характер.
Однако в данном случае не стоит утверждать идеалы справедливости, потому как
право выступает инструментом насилия меньшинства над большинством.

Право, как явление
общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих
взаимоотношениях, сформулировано раньше, чем государство. С его возникновением,
оно приобретает лишь новое качество. Оно становится правом, охраняемым
государством, его принудительной силой. Право не теряет при этом своих
объективных признаков, как регулятора общественных отношений, но приобретает
новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

Таким образом, право –
это один из ключевых регуляторов отношений в обществе. Оно представляет собой
структурированную систему формально-определенных, общеобязательных и
гарантированных страной норм поведения. При помощи этих норм осуществляется
непосредственное регулирование общества.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ, ПРИЧИН И
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА

1.1. Сущность права и современные подходы к
правопониманию

Понятие права — важнейшая категория правоведения, поскольку в
зависимости от того, как мы определяем сущность права, зависят и иные правовые
категории, а вместе с тем отраслевые понятия юридических наук.

Сущность понятия права обладает не просто чисто научным
значением, а и практическим смыслом, поскольку от понимания права находится в
зависимости законодательная деятельность, ориентированность юридической
практики, понятие права оказывает влияние на правосознание людей.

Право – явление не простое, от того или другого понимания
права зависят человеческие интересы, они оказывают влияние на подход общества к
праву. Право в разных обществах и отдельных случаях выражает себя различно. На
понятие права оказывают влияние не только исключительно научные усилия, а и
обстановка в том или другом государстве.[1]

Общего правопонимания в теории не существует. Единое во всех
теориях права то, что они характеризуют право, во-первых, в качестве
социального института, в качестве элемента социальной структуры, а, во-вторых,
право характеризуется в качестве средства регламентирования поведения, в
качестве института, укрепляющего порядок в социуме, порядок во взаимоотношениях
между людьми.

Всё многообразие вариантов правопонимания сводится к трем
главным типам (концепциям правопонимания):

1. нормативное правопонимание;

2. нравственное;

3. социологическое.

Данные концепции и характеризуют сущность понятия права.

С позиции нормативного правопонимания право — это совокупность
норм, совокупность общеобязательных норм поведения, которые устанавливаются
государством. Данное правопонимание более всего распространенно в связи с его
простотой, с формальным подходом к праву. Данное понимание ориентировано на
юридическую узкопрофессиональную деятельность. В такой ситуации право
характеризуется согласно внешним критериям: все то, что проистекает от
государства, можно считать правом. В рамках данного правопонимания право и
закон равны.

С позиции социологического подхода право укореняется в
природе социальных отношений. Право является той стороной социальной жизни,
которая проявляется в поступках и действиях людей, то есть во внимание
принимается так называемое "живое", действительное право. Право в
этом случае характеризуется в качестве формы и порядка социальных отношений.[2]

В нормативном правопонимании исходной клеткой права является
правовая норма, а в социологическом правопонимании ей являются правовые
отношения (отношения между людьми, которые устанавливаются посредством взаимных
обязанностей и прав).

Сущность социологического правопонимания может сводиться к
следующему: в ходе собственной обыденной жизнедеятельности люди вступают в
разнообразные отношения, первоначально являются правовыми. Типичные социальные
отношения становятся правовыми нормами.[3] Таким
образом, социологическое правопонимание определяется разделением закона и
права, что становится значительным достоинством данного подхода. Право было еще
до закона, помимо него. Право тут понимается, в первую очередь, в качестве субъективного
права, т. е. возможностей, которые имеются у одного лица, мерой его возможного
поведения.

Право является системой нормативных,
общеобязательных правил и предписаний поведения, устанавливаемых и реализуемых
государством.[4]

Право отражает интересы социума, регламентирует наиболее значимые
социальные интересы, возлагает юридические обязанности и предоставляет
субъективные права.

Раскрывая сущность понятия права, требуется назвать его признаки:

1) государственно-волевой характер, характеризующий право в качестве
выразителя государственной воли социума, обусловленной природными,
национальными, духовными, экономическими и прочими условиями его
жизнедеятельности;

2) нормативность. Право реализуется в качестве государственной воли в
правовых требованиях, проявляющихся в реальной жизни в форме системы  юридических норм, официально признанных,
действующих в государстве;

3) взаимозависимость государства и права, обнаруживаемая как при
использовании мер государственного принуждения в установленных правом случаях,
так и при становлении гарантированности государством норм права;

4) общеобязательность – проявляется в том, что все принимаемые в
государстве нормы права ориентированы в адрес неустановленного количества лиц и
являются обязательными для исполнения всеми под угрозой наказания за их не
соблюдение;

5) формальная определенность. Право в качестве социальной воли
осуществляется в форме официальных юридических актов, устанавливаемых
государственной властью, и включают предписания, которые устанавливают рамки
свободы правовых субъектов.

6)  иерархичность и системность,
заключающаяся в том, что нормативные акты используют не изолированно, а в
системе [1] Альбов А.П., Николюкин
С.В. Теория государства и права. Учебник и практикум. Серия: Бакалавр.
Прикладной курс. – М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2015. – С.
27 [2]
Кузнецов О.С. Право как регулятор общественных отношений / О.С. Кузнецов //
Вестник Челябинского государственного университета, 2013. — № 21. – С. 24 [3] Дубовицкая
О.Н. Сущность права в теории правогенеза // Вестник ТГУ. 2011. №10. – С. 23. [4] Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и
права в 2-х т. Учебник. 3-е издание. Серия: Бакалавр. Академический курс. – М.:
Российский Университет дружбы народов, 2015. – С. 32

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы