Курсовая теория на тему Возникновение и развитие русского иконостаса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Возникновение русского иконостаса 5
2. Высокий русский иконостас 18
2.1. Иконостас 18
2.2. Устройство иконостаса 21
2.3. Праздничный ряд русского иконостаса 29
Заключение 47
Список литературы 48
Введение:
Храм, собор или церковь является одним из самых святых мест для верующих, куда они приходят на службы и литургии. Самым святым ме-стом в таком месте является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, царство Божественного бытия, постоянное присутствие Боже-ственной благодати.
Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнято-стью над базовым уровнем, на котором расположено главное здание хра-ма, где собираются прихожане. В основное помещение храма обязательно входит алтарная комната, огражденная от основного помещения для при-хожан иконостасом — перегородкой с помещенными на ней иконами.
Если алтарь олицетворяет собой мир горний, то иконостас, с которо-го на нас смотрят лики святых, выражает мир земной. Иконостас как бы соединяет два мира — небесный и земной. Иконостас – одно из самых яр-ких явлений восточно-христианской православной культуры. Получив особое развитие в России, он стал национальным символом, воплощаю-щим идею православной церкви.
Иторией возникновения и развития русского иконостаса как памят-ника культуры занимались ученые: Мусин А., Ильин М. А., Бусева-Давыдова И. Л., Бетин Jl. В., Качурин Г. Л., Красовский М. В., Щенникова Л. А., Филатов В. В.
Иконостас в том виде, в котором мы привыкли видеть его в право-славном храме, имеет долгую историю становления и развития. Первые сведения об отделении алтаря от остального пространства храма прегра-дой — резной решеткой или завесой, относятся к IV веку. В это время начал складываться определенный канон христианского богослужения. В посланиях апостола Павла ветхозаветная пелена получила новозаветное толкование и уподобилась плоти Христа, поэтому позднее на ней стали изображать крест.
Актуальность исследования состоит в том, что в нем дана попытка изучения возникновения и развития русского иконостаса как символа веры древних и современных православных христиан.
Объект исследования: русский иконостас.
Предмет исследования: история возникновения и развития русского иконостаса.
Цель исследования: изучение возникновения и развития русского иконостаса.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения русского иконостаса.
2. Выявить особенности высокого иконостаса.
3. Определить устройство русского иконостаса.
4. Обозначить особенности праздничного ряда русского иконостаса.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Практическое значение работы. Данные проведенного исследования могут стать основой для изучения становления православной веры России, символики православное веры, а также могут быть использованы в системе специального образования и в музейной работе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Иконостас в виде высокой стены, составленной из нескольких поясов икон, отделяющей алтарь — место для священнодействия — от остальной ча-сти храма, предназначенного для молящихся, является непременным ат-рибутом наших православных храмов. Приведенная выше его форма настолько распространена, что можно подумать, что она существовала в таком виде еще в глубочайшей древности. Однако научные исследования убеждают нас в том, что форма иконостасов на протяжении веков претер-певала изменения и совершенно отошла по своей форме от первобытного типа.
Существование иконостаса, но не в его нынешнем виде, а в виде не-высоких решетчатых ограждений, относится к первым векам христианства. Подобные алтарные преграды сохранились в древних «склепах» или под-земных храмах катакомб, где первые христиане совершали свои богослу-жения, скрываясь от преследований язычников.
Ограждение алтаря изначально низкими решетками было вызвано необходимостью защитить священнослужителей от напора толпы во время богослужения и чтобы его ничто не смущало.
Иконостас постепенно раскрывает пути Божественного Откровения и осуществления спасения — от предуведомления его в предках Христовых по плоти и предзнаменования его пророками. Каждый из рядов представляет собой определенный период сакральной истории, соотнесенный с вечным — ее центральным образом — вершиной подготовки и пророчества. Через видимые образы иконостас ведет к праздничному ряду – свершению при-готовленного и далее к ряду, где все устремлено ко Христу. В одной плос-кости, легко наблюдаемой с разных точек и охватываемой единым взгля-дом, иконостас раскрывает и историю человека, и образ Триединого Бога, и путь Бога в истории.
Фрагмент текста работы:
1. Возникновение русского иконостаса
Иконостас (от «икона» и греч. stasis — место стояния) — преграда (перегородка), представляющая собой сплошную стену, составленную из икон, и отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. XIV — нач. XV вв.
В первых русских храмах, как известно, иконостасов не было, так как их не было и в византийских церквах, в которых алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой, то есть невысокой решет-кой или балюстрадой, имевшей против середины алтаря дверцу одинако-вой высоты с оградой или более высокую. Вне всяких сомнений, алтарная преграда устраивалась первое время и у нас, и из нее мало-помалу создал-ся иконостас, вылившись в ту законченную, современную нам форму, в ко-торой он освящен многовековым преданием. Вероятно, что это превраще-ние произошло на основе обычая привешивать жертвуемые в храм иконы к решетке алтарной преграды или так прикреплять их к ее поручню, что они возвышались над ним. Обычай приносить иконы в дар храму был очень распространен, поэтому икон скопилось много, и со временем они перестали помещаться через преграду в один ряд; возникали второй и по-следующие ряды, и более чтимые иконы приближались к дверям ограды или даже висели на них, а остальные находились дальше или выше их. Та-ким образом образовывались не только ярусы иконостаса («оклады»), царские врата и диаконские (северные и южные) врата, но и строго опре-делялись места икон в иконостасе в зависимости от их священных обра-зов.
Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской культуры. Его формирование имеет свою длительную исто-рию. Первые три столетия преследуемые христиане не имели возможности строить храмы; они совершали службы в домах или в захоронениях, например, в катакомбах. При этом Святые Дары во время богослужения находились в том же помещении, где находились молящиеся. В 313 году император Константин Великий даровал всем жителям Римской империи свободу вероисповедания, после чего началось массовое строительство христианских храмов. Первые храмы имели форму базилики (от слова «царский», «государственный», то есть здание для гражданских собраний) — продолговатого здания с рядом разделяющих его на нефы колонн.
Алтарное пространство, символизирующее Гроб Господень, было отделено невысокой перегородкой. На христианском Востоке уже в ран-нем Средневековье существовала тенденция к закрытию алтаря, что при-вело к появлению иконостаса. В ранневизантийском храме алтарная пре-града представляла собой мрамор в виде четырех колонн, на которые опирался архитрав, греки называли его «темплон» или «космитис». По-русски его название стало звучать как «табло». Так как русские храмы в основном строились из дерева, то и барьеры стали деревянными, а тябло превратилось в полку для икон.
Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозавет-ных скинии и Иерусалимского храма. Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дерева ситтим, обложенными золотом и поставленными на серебряные ножки; на этих столбах висела завеса. За за-весой, во Святом Святых, куда только раз в году входил первосвященник, стоял ковчег со скрижалями Завета. Храм в Иерусалиме также разделялся перегородкой из кедрового дерева на два помещения: внешнее — Святое и внутреннее — Святая Святых. Дверь со створками из оливкового дерева, украшенная изображениями херувимов, пальм, цветов, обложенных золо-том, представляла собой вход в Святая Святых. Перед этим входом висе-ла, как и в скинии, завеса из искусно сделанной разноцветной ткани.
В катакомбных храмах сохранились черты древнего алтарного стро-ения, и в этом отношении они могут служить первичным типом христиан-ского алтаря. В усыпальнице святой Агнессы алтарь занимал целое поме-щение — кабину и был отделен от двух других решетками, линия которых обозначена полуколоннами из туфа, выбитыми у входа в кабину и слу-жившими опора для решеток и пограничная линия между местом для ми-рян и жертвенником-ремом.
Древнейший литературный источник, сообщающий о существовании алтарной преграды, принадлежит Евсевию Кесарийскому (ок. 260-340 гг.). Он говорит о том, что в храме, построенном в Тире в IV в., алтарь был от-делен от остального пространства резной оградой. Архитрав обычно украшался резьбой с изображением виноградных лоз, павлинов и других символических изображений; над воротами ставили резной или скульп-турный крест. Значительно древним, по мнению многих исследователей, является использование тканого покрывала (катапетасмы), которое дерга-лось и отодвигалось в определенные моменты богослужения. По аналогии с завесой ветхозаветного храма она отделяла «святая святых» церкви — жертвенник — место совершения Таинства. В посланиях апостола Павла ветхозаветная пелена получила новозаветное толкование и уподобилась плоти Христовой, в связи с чем на ней стали изображать крест, ставший впоследствии составной частью алтарных преград..
Отделяя алтарь от наоса, завеса, преграда, а позднее иконостас слу-жили границей между двумя мирами: верхним и нижним, видимым и неви-димым и были призваны выражать их неразрывную связь. Материальная преграда символизировала существование «невещественного иконостаса», понимаемого в православной традиции как собрание святых, небесных свидетелей, возвещающих миру то, что «по ту сторону плоти». Священник Павел Флоренский, а после него многие исследователи, например. Л. Успенского, было приложено немало усилий, чтобы доказать духовную полезность иконостаса. В частности, Флоренский пишет: «Иконостас есть явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти. Иконо-стас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидете-лей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы. Вещественный иконостас, не прячет что-то от верующих — любопытные и острые тайны, … напротив, указывает нам, полуслепым, на тайны алтаря, открывает нам, хромым и увечным, вход в иной мир. Но вещественный иконостас не заменяет собою иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а — лишь как ука-зание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них. Направ-ленность же внимания есть необходимое условие для развития духовного зрения. Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной; иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла, мы видим, по крайней мере, можем видеть, происходящее за ними — живых свидетелей Божиих…». Семантика иконостаса действительно стройна и последовательна, и главная цель всего этого сооружения — проповедь Царства Божия.