Курсовая теория на тему Возможность установления благоприятного психологического климата на уроках.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение……………………………………………………………..……….… 3
Глава 1. Теоретические аспекты современного урока……………………… 5
1.1. Понятие психологического климата……………………………… 5
1.2. Психологические особенности современного урока………….… 8
Глава 2. Роль и методики диагностики психологического климата на уроках16
2.1. Роль психологического климата на уроках…………………….… 16
2.2. Методики диагностики психологического климата на уроках… 29
Заключение……………………………………………………….………….… 34
Список использованных источников………………………………………… 35
Введение:
Актуальность. Федеральный закон №309 от 5 декабря 2007 года определяет: «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].
В организации процесса успешного обучения важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, моральными нормами и интересами. В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока.
Современные образовательные системы принцип психологической комфортности определяют в качестве ведущего принципа, предполагая снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая снимает чувство напряжения у детей, и позволяет чувствовать себя в безопасности.
Объект исследования: психологический климат на уроке.
Предмет исследования: возможность установления благоприятного психологического климата на уроках.
Цель исследования: изучить возможности установления благоприятного психологического климата на уроках.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие психологического климата.
2. Проанализировать психологические особенности современного урока.
3. Изучить роль психологического климата на уроках.
4. Проанализировать методики диагностики психологического климата на уроках.
Заключение:
Психологический климат – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
С позиции психологической составляющей урока современный урок должен учитывать психологическую цель, особенности организации познавательной деятельности учащихся и индивидуальные особенности.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Психологический климат представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.
Сущность психологического климата в детском коллективе можно определить через «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, определяющийся осознанностью целей и задач деятельности членами коллектива, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат определяется моральными ценностями, принятыми в данном коллективе.
Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, складывающиеся между людьми, непосредственно контактирующими друг с другом [2].
Формирование и совершенствование психологического климата – это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.1. Понятие психологического климата
Говоря и о психологическом климате, речь ведется о сложившейся за некоторый период системе отношений, однако не склонной к статичности.
Одними из первых авторов, которые дали определение психологического климата были Г.А. Моченов и М.Н. Ночевник, согласно мнению которых, «под психологическим климатом» надо понимать эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе и проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами при личных контактах между людьми. Этот эмоционально-психологический настрой появляется в результате того, что при непосредственных личных контактах людей все связи между ними (функциональные, организационные, информационные, специальные и идейно-психологические) приобретают эмоционально-психологическую окраску, определенную ценностными ориентирами, моральными нормами и интересами членов коллектива» [26,с.22].
Согласно психологическому словарю, психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [5, с.168].
В соответствии с педагогическим словарем, психологический климат — межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение [35,с.186].
Изучая психологический, отечественный ученый К.К. Платонов полагал, что этот феномен не просто общая сумма отдельных характеристик, а единая структура.
По мнению А.М. Нагимовой, психологический климат – «наиболее целостная психологическая характеристика группы, связанная с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» и «по вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений, процессов) выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата» [27,с.24].