Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Восстание рабов в Риме во II-I вв до н.э.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕРВОЕ СИЦИЛИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ РАБОВ (136-132 ГГ. ДО Н. Э.) 6
1.1 Положение рабов на Сицилии во II в. до н. э. 6
1.2 Ход восстания 9
1.3 Итоги и последствия восстания рабов 13
ГЛАВА 2. ВТОРОЕ ВОССТАНИЕ РАБОВ НА СИЦИЛИИ в 104-100 ГГ. ДО Н. Э. 15
2.1 Предпосылки и особенности второго восстания рабов на о. Сицилия 15
2.2 Расстановка сил и развитие событий 17
2.3 Поражение восставших 21
ГЛАВА 3. ВОССТАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ СПАРТАКА(73-70 ГГ. ДО Н. Э.) 22
3.1 Причины восстания гладиаторов 22
3.2 Создание боеспособной повстанческой армии под руководством Спартака и ее поражение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

  

Введение:

 

Общественное устройство античных государств базировалось на рабовладельческом способе производства, которое имело в своей основе подневольный труд рабов и мелких производителей, которые имели статус свободных римлян. Римская республика II-I в. до н. э является ярким подтверждением подобного хозяйственно-экономического строя. Естественно, он обладает целым рядом отличительных черт, но все же основные свойства рабовладельческой формации ему присущи. Основным свойством формации является антагонизм между рабовладельцами и рабами.
Наиболее остро данный антагонизм проявляется в процессе восстаний рабов, которые постоянно вспыхивали в Римском государстве. Самые крупные и кровавые из них оставили свой след в античной истории. К самым известным и масштабным восстаниям республиканского периода Рима относятся два восстания на острове Сицилия, которые произошли во II в. до н.э. Кроме того необходимо вспомнить еще одно восстание, которое произошло немного позже в 74(73)г. до н.э. под предводительством Спартака. Комплексное рассмотрение и анализ данных восстаний представляют собой цель настоящей работы. Среди основных задач, которые необходимо решить в процессе работы, можно выделить такие:
– выявление причин восстаний и целей их участников;
– рассмотрение хода восстаний, личностей их лидеров;
– анализ причин поражения восстаний, а также их влияния на историческое развитие Римского государства.
Объект исследования – общественные отношения в Римской республике II-I вв. до н. э.
Предмет исследования – восстания рабов в Римском государстве на стыке тысячелетий.
В каждом отдельном случае хронологические рамки работы будут определены нами применительно к каждому отдельному восстанию, поскольку датировка восстаний вызывает в научных кругах определенные дискуссии. Что касается восстаний на Сицилии, то можно с точностью говорить лишь о втором из них, которое произошло в 104-99 гг. до н. э. и то что ареной обеих восстаний стал остров Сицилия.
Что касается методологии работы, то мы будем придерживаться подхода, который представлен в отечественной исторической науке, т.е. классового подхода к общественным явлениям.
По обозначенной проблеме наиболее информативным и ценным источником является труд Диодора Сицилийского «Историческая библиотека». Необходимо отметить, что указанный труд сохранился не полностью, в том числе не сохранились и книги XXXIV-XXXVI с описанием Сицилийский событий. Но все же даже та часть, что сохранилась содержит большое количество информативного материала по интересующему нас вопросу
Труд Диодора, даже при творческом к нему подходу, дает нам описание хода восстаний и его лидеров, позволяет составить представление о его причинах его возникновения. Сам Диодор придерживался того мнения, что причинами восстания стала жестокость отдельных рабовладельцев, он утверждав вслед за Посидонием, «что господа, обладавшие многочисленными рабами и жестоко с ними обращавшихся, рано или поздно ужасно за это поплатятся»
Конкретизировать упоминания о Сицилийских восстаниях помогает нам и работа Аппиана Александрийского «Римская история», которая также дошла до нас частично (из 24 книг сохранилось лишь 17).
По указу Августина был написан труд Павла Орозия (рубеж IV-V вв. н. э.) «История против язычников» в 7 книгах, который охватывает события с древнейших времен и до 417 г. н. э. В нем раскрывается информация о влиянии первого сицилийского восстания рабов на общественно-политическую жизнь Рима.
История первого и второго Сицилийский восстаний привлекала к себе внимание многих исследователей. Среди них Анри Валлон, который жил на рубеже XIX-XX вв. в работе «История рабства в античном мире», А. П. Дьяконов в монографии «О хронологии первого восстания рабов в Сицилии», С. И. Ковалев в «Истории Рима», А. В. Мишулин в своей работе «Спартак», И. Ш. Шифман «Рабство в Сицилии и Великой Греции», статья С. А. Жебелев «Источники истории рабских восстаний в древнем мире», работах В. Е. Чиркина «О государственности восставших рабов и крестьян», и Е. М. Штаермана «Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике»
Таким образом, на основе рассмотрения исторических источников, а также трудов отечественных историко по данной теме мы попробуем прийти к разрешению поставленных целей и задач по проблематике восстаний рабов в Римском государстве в II-I вв. до н.э.
Работу составляет введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и список использованной литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из выше сказанного можно сделать вывод, что рабство это фактор, который приводит не только к развитию государства, но и к его упадку. Яркий пример этому Римская рабовладельческая республика, которая от начала и до конца носила рабовладельческий характер. Рабовладельческий способ производства вобрал в себя два совершенно противоположных фактора – положительный и отрицательный. Так, в частности рабовладение повлияло на выход Римского государства из обременительных первобытнообщинных отношений, существование которых задерживало развитие Римского государства в первую очередь с экономических позиций. Поскольку первобытнообщинный строй был отсталым, он не мог быстро и качественно приспособиться к новым социально-экономическим отношениям, тормозил движение природных вещей, сопровождавших течение времени. Поэтому он не мог обеспечить Римское государство тем необходимым, на что указывал время. Рабовладение способствовало не только выходу Римского государства с «первобытнообщинной ямы», но и питало ее на протяжении многих веков существования. Рабовладельческий способ производства в отличие от первобытнообщинного характеризовался гибкостью, приспособленностью к качественно новым общественным отношениям. Рабовладельческий способ производства мог легко реагировать на любое изменение в сфере социально-экономических отношений, которые существовали или могли существовать в то время, что собственно и обеспечивало стабильность развития Римского государства.
Но наряду с положительными факторами, которые присутствуют в сущности рабовладения, существуют и его негативные стороны. Именно рабство способствовало формированию разделения римского общества на свободных и рабов, оно стало основой социальных противоречий между рабовладельцами и рабами. Жестокое обращение, беспощадная эксплуатация рабов со стороны рабовладельцев сопровождали в течение почти тысячелетней истории существование Римского государства и в частности в период республики, когда рабство достигло своей вершины. Весь период функционирования рабства, оно считалось нормальным явлением с точки зрения римлян, однако совершенно противоположная мысль была в рабов, хотя и они в некоторой степени считали рабство естественным.
Рабы долгое время сдерживали свою ненависть внутри, но, в конце концов, ее накопилось так много, что ее сдерживание стало невозможно. Ненависть направлялась на борьбу против своих угнетателей, сначала нерешительно, а потом все более предсказуемо и жестоко. Волна ненависти рабов воплотилась в форме грандиозных восстаний, которые охватывали отдельные хозяйства, а то и целые провинции. Здесь следует отметить, что для всех рабских восстаний в Риме, характерно то, что они не пытались ликвидировать рабовладельческий строй в целом, а в основном возникали для того, чтобы отомстить рабовладельцам за жестокое обращение, как это было во время восстания на о. Сицилия в 136 г. до н.э. Или же целью восставших было возвращение на родину, как во время восстания Спартака в 74(73) г. до н.э.
Восстание Спартака можно считать поистине грандиозным, поскольку такого ощутимого удара Римской республике не наносило еще одно восстание рабов, которые к тому времени вспыхивали в Риме. Это восстание во многом поколебало основы римской республики, и в будущем отразилось на падении республиканского строя.
Но все же многочисленным восстаниям рабов не привели непосредственно к падению рабовладельческого строя, поскольку корни рабовладения настолько вросли в основы Римского государства, что все надежды на это в то время были бесполезны и пусты.
Все социальные противоречия, которые переполняли и расшатывали Римскую республику, коренились именно в рабстве, поскольку рабство и войны приносили обогащение меньшинству, которое за счет своего богатства стремилось еще и к власти. Эти факторы становятся причиной борьбы, богатых за власть в государстве, а рабов за освобождение от рабства.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПЕРВОЕ СИЦИЛИЙСКОЕ ВОССТАНИЕ РАБОВ (136-132 ГГ. ДО Н. Э.)
1.1 Положение рабов на Сицилии во II в. до н. э.
С момента возникновения государства в Риме и до его гибели римское общество было рабовладельческим. На ранних этапах развития Римского государства рабство носило патриархальный характер. Это означает, что рабы в этот период были немногочисленными, проживали в семьях хозяев, вместе с ними работали. В это время их даже называли famulus – слово происходит от лат. familia, что означает «семья». Однако начиная с III в. до н.э. в результате постоянных завоевательных войн число рабов увеличивается, и их труд используется с каждым разом в больших масштабах. Рабы в период республики превращаются в наиболее угнетенный и эксплуатируемый класс. В этот период максимального уровня достигает эксплуатация рабов, которые превратились в основных производителей материальных благ. Рабовладельцы прибегают к самым жестоким методам эксплуатации рабов, заставляя работать их до полного истощения. Раба не считают за человека, его владелец имел над ним право жизни и смерти. Лишенные элементарных условий существования, рабы полуголодные и полуголые работали с раннего утра до позднего вечера, а за малейшую провинность терпели жестокие наказания. Раба можно было продать и за бесценок купить. Когда раба выгоняли – это не означало для него его свободу, а лишь изменение хозяина, поскольку раба, как и любую вещь, выброшенную на улицу, мог подобрать любой.
Большинство римлян относили рабов к разряду «говорящих орудий» в хозяйстве. По мнению Варрона (I в. до н.э.) орудия труда различают: а) неодушевленные; б) живые, не умеют говорить; в) живые, обладающие человеческим языком, то есть рабы . Теперь на смену термину famulus приходит другое понятие – instrumentum vocale (орудия, которые разговаривают). Без рабов уже не могли обходиться нигде: ни в гостиной, ни в мастерских, ни на полях; при этом их ненавидели и боялись. Поскольку были случаи, когда рабы убивали своих хозяев. Так Тацит приводит пример, когда рабами был убит префект города Педания Секунда в результате чего были казнены 400 рабов. «Сколько рабов столько и врагов» – говорили римляне. Когда рабы пытались бежать или бунтовали, к ним не знали пощады: Их клеймили, бросали хищным зверям, пытали и распинали на крестах» .
С юридической точки зрения слуга не был субъектом, а лишь объектом права. За ним не признавалось правоспособности, ни в публичной, ни в частной сферах. Рабы не могли служить в римских легионах, не платили повинностей, поскольку не были собственниками имущества, не могли иметь семью. Связь раба с равной, а между тем и с любой женщиной, не признавался браком и не порождал никаких правовых последствий. Раб считался только вещью и не более. Конечно, как и любая вещь, раб выступал предметом любого частно-правового правочина, гражданского спора. Ульпиан уточняет: «С точки зрения гражданского права рабы считаются никем». В качестве объекта собственности его можно было купить, продать, подарить, передать по наследству, отдать в залог. За причинение вреда рабу, иск на обидчика подавал не раб, а его хозяин, как за причинение вреда любой вещи» . Следует сказать, что государство в отношения хозяев с рабами не вмешивалось, никаких гарантий защиты рабов не устанавливало, а наоборот поддерживало по отношению к ним политику террора и насилия.
Рабы находились в государственной и частной собственности. Установлению рабства в Риме способствовало много факторов, среди которых:
1) военный плен, или захват человека, принадлежащего государству, которое не было связано с Римом никаким договорам. Военный плен был основным источником рабства, поскольку, как уже отмечалось, постоянные завоевательные войны способствовали захвату большого количества рабов, что пользовались спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
2) рождение от рабыни, даже если отец был свободным;
3) покупка рабов за рубежом;
4) продажа римского гражданина в рабство за совершение тяжких преступлений или неуплату долгов.
Однако раб был не просто вещью, а объектом, который имел ум, сильную волю способность к творчеству. И было бы просто неразумно использовать раба, просто как орудие для работы, пренебрегая его интеллектуальными и другими человеческими качествами. Так рабы были и учителями детей хозяина, врачами, поэтами, скульпторами, управляющими имений и доверенными хозяина.
Классическое рабство в II-I вв. до н.э. стало закономерным результатом роста производства и межклассовой борьбы в римском обществе. Войны лишь ускоряли этот процесс.
Однако увеличение величины эксплуатации рабского труда не могло не отразиться на положении раба, как с юридической точки зрения, так и с позиции его положения в обществе. Но больше всего эта болезненная проблема отразилась на отношении раба к хозяину, вследствие чего возникающие противоречия часто обостряют конфликты между рабами и рабовладельцами. Рабы поднимали грандиозные многолюдные восстания, которые свидетельствовали о неблагополучие в римском

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы