Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Восприятие конфликтов и темперамент

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность. Совместно с активными темпами развития современного мира, изменяющимися социальными трендами и увеличением стрессовых факторов увеличивается частота возникновения и широта распространения конфликтов в общественной жизни. Являясь необходимым условием развития как отдельно взятой личности, так и общества в целом, конфликт изучается многими социальными и гуманитарными науками. Прямо или косвенно к анализу конфликта обращаются представители различных направлений психологии (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Б.И. Хасан, Л.А. Петровская, А.Л. Журавлев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, А.С. Кармин, А.А. Деркач, М. В. Афонькова, М. Дейч и др.) и, со временем, появляется все больше научных работ, посвященных данной тематике, что и объясняет ее актуальность [6]
А.Я. Анцупов. определяет конфликт как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающихся негативными эмоциями. Способ поведения человека в конфликтной ситуации называют индивидуальной стратегией поведения (связанной со стабильным аспектом личности по Б.И. Хасан) в конфликте, реализуемой через совокупность приемов воздействия (эффективно подходящих для той или иной конкретной ситуации) на оппонента. Разработка данного понятия осуществляется в работах Е.А. Климова, А.В. Либина, Б. М. Теплова, В.Д. Шадрикова и других [18]. Стратегия представляется как привычный способ поведения по отношению к участнику конфликта и рассматривается как относительно устойчивая модель конфликтного взаимодействия, характеризующаяся особенностями динамики, спецификой реализуемых функций и своеобразием проявления формы данного взаимодействия[10].
В научной литературе имеются работы, ставящие своей задачей проанализировать и выявить индивидуально-психологические и социально-психологические детерминанты стратегий конфликтного поведения (А.Я. Анцупов, Т.В. Бендас А.С. Кармин, Л.А. Петровская, А.И. Шипилов и др.). Личностные особенности рассматриваются как ресурсы преодоления сложных жизненных ситуаций и являются предметом исследования многих зарубежных и отечественных авторов. Анализ публикаций показывает, что к таким ресурсам в первую очередь относят темперамент[4] .
Проблема темперамента интересует человечество на протяжении долгого времени. И несмотря на большое количество подходов к его изучению, все они признают, что темперамент представляет собой биологический фундамент личности, специфика которого состоит в неслучайном сочетании свойств личности, образующих определённую психическую организацию.
Темперамент является психодинамической характеристикой личности, которая рано проявляется в жизни и определяет ее психическую активность, моторику и эмоциональные проявления, что, в свою очередь, влияет на успешность взаимодействия с другими людьми, обучения и профессиональной деятельности. Таким образом, темперамент выполняет адаптивную функцию личности, определяя типичный для нее способ реагирования на внешние воздействия.
Целью данной курсовой работы является изучение восприятия конфликтов в зависимости от темперамента личности. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятия «восприятие» и «конфликт»;
2. Рассмотреть виды темперамента и способы его диагностики;
3. Выявить взаимосвязь особенностей темперамента и стратегий поведения личности в конфликте;
4. Проанализировать взаимосвязь стилей поведения в конфликте с темпераментом.
Объектом данной курсовой работы являются особенности восприятия конфликтов, предметом – стили поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от темперамента.
Методологической основой исследования являются фундаментальные философские и общепсихологические принципы научного познания: детерминизма, личностного подхода, системности Б.Ф. Ломова, единства сознания и деятельности C.JL Рубинштейна, единства общения и деятельности А.Н. Леонтьева.
Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конфликт как социально-психологическое явление имеет ряд существенных признаков. Во-первых, в конфликте всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их. Во-вторых, конфликт обладает предметом (объектом) столкновения. В-третьих, по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента. В-четвёртых, конфликт характеризуется наличием личностного смысла для каждого из субъектов. Согласно наиболее известной классификацией конфликтов, все они делятся на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные, которые, в свою очередь, тоже имеют свои виды. В психологии «конфликт» раскрывается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций и межличностных взаимодействий или межличностных отношений индивидов или групп людей, связанных с отрицательны-ми эмоциональными переживаниями. Таким образом, стороной, которая считает, что ее интересы, потребности, ценности не удовлетворены, может выступать как отдельная личность, так и группа.
Теория психологических типов К.Г. Юнга возникла примерно в одно время с учением И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности [17]. Как известно, Юнг предложил различать людей в зависимости от степени выраженности каждой из четырех основных психических функций (ощущение, интуиция, мышление, чувство) в контексте их экстра- и интровертности. На основе типологии Юнга исследователи К. Бриггс и И. Майерс разработали глубоко продуманный и оригинальный опросник для идентификации 16 различных типов характера и поведения. При диагностики темперамента определяются экстраверсия и интроверсия индивида, его ощущение, интуиция, мышление и чувство, а также суждение и восприятие.
Анализ особенностей проявления темпераментных черт позволяет предположить наличие их связи с особенностями адаптационного поведения личности в конфликтной ситуации. А именно предполагается, что каждому типу темперамента свойственно делать выбор в пользу определенных стратегий поведения в конфликте. Если люди слишком различаются между собой по типам темпераментов и не учитывают этого, то возникновение конфликтов очень вероятно, даже если у людей нет антагонистических интересов. Таким образом, для успешного разрешения конфликтов, индивид должен, прежде всего, глубоко проанализировать причину конфликта и возможности оптимального выхода из него. Кроме того, следует тщательно подготовиться к разговору со каждым участником конфликта, используя при этом невербальные средства общения.
В любом случае, наиболее эффективным способом разрешения конфликта является сотрудничество, которое предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-методологический анализ подходов к пониманию роли темперамента в поведении личности в конфликтной ситуации
§1.1. Восприятие и конфликт

Феномен конфликта — неотъемлемое явление объективной реальности. В диалектической философии конфликтом называется наличие всякого рода противоречий. А противоречия, в свою очередь, рассматриваются как источник развития. Следовательно, конфликт также является фактором развития.
Конфликт как социально-психологическое явление имеет ряд существенных признаков. Во-первых, в конфликте всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их. Во-вторых, конфликт обладает предметом (объектом) столкновения. В-третьих, по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента. В-четвёртых, конфликт характеризуется наличием личностного смысла для каждого из субъектов [2].
Рассматривая конфликт в контексте противоречия как закономерного явления жизни, мы определяем данный социально психологический феномен следующим образом: конфликт — это тот момент во взаимоотношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между ними в силу обстоятельств возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов. Это столкновение осуществляется за счёт того, что оба субъекта осознают свои интересы и желают их реализовать в данный момент.
Вследствие существования разнообразных теорий, зависящих от точки зрения авторов на природу человеческих отношений и других критериев, существуют и разнообразные подходы к классификациям конфликтов [1].
Наиболее известной является классификация, основанием для которой служит объем социального взаимодействия или стороны- участники конфликта. Согласно данной классификации все конфликты делятся на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные, которые, в свою очередь, тоже имеют свои виды. В своей работе мы особое внимание уделяем межличностным конфликтам. В психологии «конфликт» раскрывается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций и межличностных взаимодействий или межличностных отношений индивидов или групп людей, связанных с отрицательны-ми эмоциональными переживаниями. Таким образом, стороной, которая считает, что ее интересы, потребности, ценности не удовлетворены, может выступать как отдельная личность, так и группа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы