Курсовая теория на тему Воспитательная система образовательных учреждений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫШКОЛЫ 6
1.1 Сущность воспитательной системы школы.. 6
1.2 Развитие
воспитательной системы на современном этапе. 14
2. ПРОБЛЕМЫ, НАХОДКИ, ПОИСК В ПОСТРОЕНИИ И РАЗВИТИИ
ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 18
2.1.Изучение теоретических вопросов инновационных процессов в
воспитательной системе. 18
2.2. Современные требования к управлению воспитательным
процессом в образовательной организации. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 29
Введение:
Современная педагогика занимает уникальное
место в системе наук о человеке. Она изучает и решает проблемы воспитания,
обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его
жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического
развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования
и воспитания.
Предметом педагогики является целостный
гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально-активной
личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом
общественно-экономической обстановки в стране.
Объектом изучения и исследования в
педагогике является реальный процесс передачи новому поколению
социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его преумножения,
гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его
жизни, формирование общественных и межличностных отношений.
Личность в процессе воспитания — это
человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, это член
общества, подвергающийся воздействию среды, и сознательно выстраивающий свои
отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознанности
различна у каждого человека, но личностью он становится постольку, поскольку
функционирует как некая автономность в социуме и отдает себе отчет в своих
отношениях.
Воспитание растущего человека как
формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного
общества.
Наличие объективных условий само по себе
еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация
систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей
развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей
формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса
образовательных учреждений состоит в том, чтобы каждого растущего человека
сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития
детей, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и
развития образа мышления, развития отношений, взглядов, развития многообразных
способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом
общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально
необходимой деятельности.
Для того, чтобы понять глубинный смысл
воспитания, следует воспитать нравственность, ибо, не сделав этого, невозможно
будет обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.
Именно образовательные учреждения, как
целостные воспитательные системы, должны стать сегодня ячейками испытания
передовых технологий воспитания и развития, внедрение которых в практику
позволит преодолеть узкую зацикленность на предметах и мероприятиях, повысить
уровень общего развития и воспитанности обучающихся. Однако в наше время
снижается воспитательная роль образовательных учреждений. До сих пор повышение
их роли в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных
документах, не находя практической реализации в работе образовательных
учреждений. Сегодня целью воспитания учеников должно быть создание условий для
формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально
активной, гуманной. Воспитание в каждом учащемся человечности, доброты,
гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему
живому, охрана культуры своего народа — вот ведущие ценности, которыми должен
руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная
система.
Актуальность моей курсовой работы состоит
в том, что в формировании каждого человека как отдельной личности играет
огромную роль постоянное и осознанно организуемое совершенствование системы
общественного воспитания в различных образовательных учреждениях, которая
требует от себя организации процесса формирования личности на высоком уровне
познания мира, различных культурных и нравственных ценностей, в ходе которого
каждый ребенок мог максимально входить в контекст социальной жизни.
Предмет исследования — формы, содержание,
методы, организационные основы и технологии воспитательных систем в
образовательных учреждениях различного вида деятельности и их роль в развитии
личности на разных этапах формирования. Объект исследования – воспитательные
системы образовательных учреждений.
Исходя из актуальности и степени
изученности проблемы, обозначилась цель настоящей работы.
Цель работы — выявить особенности
содержания и организационные основы воспитательных систем различных
образовательных учреждений, изучить теоретические основы построения и
моделирования воспитательных систем, определить актуальность используемых
методов и пути и способы применения в развитии и совершенствовании современной
педагогической науки.
Для достижения поставленной цели
исследования в ходе работы решались следующие задачи:
— изучение и анализ
психолого-педагогической и научно-
методической литературы по проблеме развития воспитательных систем
образовательных учреждений;
— рассмотрение понятия воспитательной
системы;
— выявление особенности основных
компонентов системы воспитания и развития воспитательной системы школы;
— изучение методики и технологии создания
воспитательной системы в образовании;
— обоснование педагогических условий для
формирования различных
способностей в воспитательной системе образовательного учреждения.
Заключение:
Таким
образом, я прихожу к выводу, что для того чтобы понять, что такое
образовательное пространство и в чем заключается его особенность важно изучить
информацию, представленную во многих научных источниках. Каждый источник
раскрывает это понятие по-своему, но сопоставление полученных данных позволяет
ответить на все вопросы, которые вас интересуют и понять основную суть.
Важное
значение, для управления воспитательным пространством имеет обоснование целей
воспитательной деятельности, которые определяют функции всех ее значимых
компонентов. В России, как и в других странах мира, сложилась система
воспитания, которая основывается на самобытности русского народа.
Сейчас,
опираясь на глубинные национально-воспитательные традиции народа, постепенно
возрождается национальная система воспитания, которая учитывает такие
особенности настоящего, как переход России к рыночным отношениям, возрождение
всех сфер жизни украинского общества и процесс развития независимого
государства.
Движущей
силой развития и совершенствования целостного учебно-воспитательного процесса
являются противоречия. Основное противоречие возникает между многообразием
жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью абсолютного охвата всей
детской жизни педагогическими влияниями. Постоянные изменения в общественной
жизни, возникновение новых отношений, требований к детям делают невозможным
создание раз и навсегда данной и неизменной педагогической системы, абсолютно
совершенной педагогической целостности[6].
Учебный
процесс это система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе
которой – органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен
на достижение целей обучения и
воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также
планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все
виды обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся.
Учитывая
современные реалии развития нашей страны, процессы, происходящие в
образовательном пространстве, которые очень быстро глобализируются думаю, что
содержание понятия учебно-воспитательного процесса и его целостности
углубляется, приобретает новые признаки и качества. Ведь образование как
система — явление динамичное, она постоянно претерпевает изменения, реагируя на
вызовы общественного прогресса.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫШКОЛЫ
1.1 Сущность
воспитательной системы школы Образовательная
система школы — это совокупность взаимосвязанных компонентов (образовательные
цели, люди, которые их реализуют, их деятельность и общение, отношения,
жизненное пространство), составляющих целостную социально-педагогическую
структуру школы и служащих мощной и постоянно действующей фактор воспитания [2].
Образовательная
система представляет собой целостный социальный комплекс, возникающий в
процессе взаимодействия основных компонентов образования, который включает
цель, идеи, деятельность, отношения и среду.
Образовательная
система школы — это педагогическая концепция образования, охватывающая весь
педагогический процесс, объединяющая образовательную деятельность, внеклассную
жизнь детей, различные виды деятельности и общение, влияние социальных,
предметно-эстетическая среда.
Образовательная
система школы представляет собой открытую систему, способную к
саморегулированию и контролю, постоянно развивающуюся, которая имеет сложную
структуру и состоит из компонентов, скрепленных системными связями [16].
Под
образовательной системой образовательного учреждения понимается
организационно-функциональная структура, возникшая в ходе успешной деятельности
единого образовательного коллектива, учреждение для реализации общих целей по
основе среды, освоенной вузом, характеризующаяся такими интегративными
качествами, как установки и школьная культура.
Образовательная
система — это сложная, неравновесная, открытая система, которая не может
плодотворно развиваться изолированно. Чтобы сделать школу средой, развивающей
личность, необходимо добиться ее собственного развития. Это возможно только при
взаимодействии системы с окружающей средой.
Появление
понятия «образовательная система» в педагогике связано с влиянием на теорию и
практику воспитания идей системный подход, широко распространенный в
современной науке, менеджменте и технологиях. Это понятие сейчас получает все
большее распространение, и есть все основания полагать, что в ближайшие годы
оно станет ключевым в российской педагогике. На это есть несколько причин.
Одна из
них — недовольство учителей результатами своей работы, осознание того, что
значительная часть практикующих делает ставку на «чудодейственное лекарство»,
на «волшебную палочку», которая какие-то новые технологии, не могут кардинально
изменить учебный процесс.
А.С.
Макаренко на заре новой школы критиковал логику единичных средств в организации
учебного процесса. Не техника, не метод, не метод, какими бы заманчивыми они ни
казались, но система является ключевым понятием в педагогике будущего [9,c.87].
Вторая
причина связана с наличием в педагогическом составе хороших идей, опыта работы,
позволяющего создавать авторские образовательные системы.
Третья
причина связана с тем, что идея создания образовательной системы плодотворна.
Об этом можно судить по результатам I регионального конкурса школьных
образовательных систем: большое количество образовательных учреждений было
задействовано в создании образовательных систем.
Минобрнауки
России утвердило «Программу развития образования в системе образования России
на 2002–2004 годы». Первоочередной задачей для ее реализации было формирование
образовательная система, включающая целостный образовательный процесс,
повышение образовательного потенциала обучения, эффективности обучения. Это
означает, что государству не безразлична судьба образования, а значит, оно
понимает необходимость совершенствования методов реализации и условий
образовательного процесса [11].
Среди
понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной
работы» особое место занимает «воспитательная система» последней. Это самое
широкое понятие, которое включает в себя три предыдущих в качестве своих
компонентов. Принимая это во внимание, необходимо рассмотреть само понятие
«образовательная система» как особая педагогическая категория, связанная с
другими, а также определить функции реально существующей образовательной
системы школы в решении педагогических задач, выявить закономерности его
становления и развития, пути и условия совершенствования [4,c.137].
Если под
воспитанием понимать управление процессом развития личности через создание
благоприятных для этого условий, то система воспитания выглядит иначе и не
сводится только к педагогической системе. С одной стороны, эта система является
психологической и педагогической, с другой — социально-педагогической, и она
влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей,
уроки, учебники, домашние задания, часы занятий), но и как социальный фактор (через
вовлечение в среду, через отношения, которые складываются между детьми,
учителями, родителями, начальниками; через психологический климат, позволяющий
детям и взрослым объединяться в рамках этого учреждения). Таким образом,
педагогическая система является более узким понятием, чем система образования,
но она является ее основой [8,c.321].
Под
системой воспитательной работы, как правило, понимается система взаимосвязанных
учебных мероприятий (кейсов, действий), ведущих к поставленной цели.
В педагогике давно признано понятие «дидактическая
система». Дидактическая система школы включает цели в области обучения,
содержание обучения, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное
заведение выполняет как учебную, так и воспитательную функции. Он призван
вооружить подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навы