Курсовая теория на тему Воспитательная деятельность классного руководителя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
I. Роль классного руководителя в организации воспитательной деятельности
учащимися. 6
1.1
Классный руководитель в школе, специфика его работы.. 6
1.2.Планирование
воспитательной деятельности. 11
Выводы
по I главе. 17
Глава II.
Взаимодействие классного руководителя с педагогами и родителями 19
2.1.
Взаимодействие классного руководителя с педагогами. 19
2.2.
Взаимодействие классного руководителя с родителями. 22
Выводы
по II главе. 29
Заключение. 32
Список
использованных источников. 34
Введение:
Современная школа за последние годы претерпела
существенные изменения, постепенно усиливая воспитательный развивающий
компонент в обучении и воспитании детей. Одним из основных
структурных элементов деятельности школьных учреждений является укрепление корпуса
классных руководителей, т.к. требования к их работе существенно
отличаются от традиционной деятельности как по личностным качествам,
так и по профессиональным навыкам и умениям, проявляющимся через
демонстрацию управленческих и педагогических свойств учителя. В связи
с этим появляется необходимость повышения уровня компетентности классных
руководителей.
Деятельность классного руководителя предполагает:
способность ориентироваться в современных педагогических и
психологических подходах к воспитательному процессу; владение
технологическими умениями; знание социальных тенденций и личностных
запросов школьников.
Основными задачами, которые он решает в процессе
профессиональной деятельности, являются: создание комфортной среды общения
в системе «ученик – ученик», «ученик – учитель»,
«ребенок – родитель», «учитель – родитель»; формирование
у учащихся представлений об окружающей среде, социуме, образе жизни;
воспитание ценностного отношения к природе в процессе учебной
созидательно-продуктивной деятельности, внесение корректив в систему
воспитания учащихся и т.д.
Актуальность вопросов воспитания будущего поколения
подтверждается интересом к этой проблеме многих ученых в разные
времена (А.Г. Асмолов, Ш.А. Амонашвили, А.А. Вербицкий,
Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов и др.). Великий педагог К.Д. Ушинский,
например, подчеркивал, что «в воспитании все должно основываться
на личности воспитателя, потому что… без личного непосредственного
влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее
в характер, невозможно» [29].
Воспитание как социальное явление предполагает совокупность
взаимодействий и взаимоотношений общества и человека, обеспечивающее
передачу социального опыта старшим поколением младшему поколению
в пространстве жизни человека.
Объектом исследования
является воспитательная деятельность, а его предметом – воспитательная деятельность классного руководителя.
Цель исследования
— проанализировать процесс воспитательной
деятельности классного руководителя.
Заключение:
Современная Российская школа переживает сложный этап
структурной и содержательной перестройки, успех которой невозможен без опоры на
гуманистические и культурные ценности, общую демократизацию системы образования
и укрепление взаимодействия на всех её уровнях. Успех перестройки школы и
повышение качества образования связаны в значительной мере с развитием
воспитания детей и расширением ее гуманистического пространства.
Воспитание личности подрастающего поколения – одна из
приоритетных задач современной школы. Целью воспитания и социализации школьника
является социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную. Это аксиома, которую легко озвучить, сложнее
реализовать. Если обратимся к Примерной программе воспитания и социализации
школьников, то среди принципов, способствующих достижению цели этой программы,
увидим следующие: принцип следования нравственному примеру; принцип
диалогического общения со значимыми другими; принцип идентификации; принцип
совместного решения личностно и общественно значимых проблем; принцип
системно-деятельностной организации воспитания.
Современный классный руководитель остается главной фигурой
организации воспитательного процесса в школе. Он выполняет целый спектр
значимых для взросления и развития ребенка функций: является посредником между
социумом и воспитанником в приобретении последним социального опыта, в становлении
его гражданской позиции, в постижении основ человеческой культуры,
общечеловеческих ценностей и смыслов; является организатором коллективной и
индивидуальной деятельности в классе; осуществляет индивидуальную поддержку
особым детям (дети ОВЗ, одаренные и проблемные дети). Одновременно он
организует и поддерживает доверительные и открытые межличностные отношения
внутри классного коллектива, благоприятный психологический климат; учитывает и
использует благоприятный потенциал школы, культурно-образовательной среды
микрорайона и города, региона. И, главное, он ведущий координатор усилий всех
субъектов воспитательного пространства школы: администрации, учителей
предметников, детского и педагогического коллективов школы, родителей, социума
– всего комплекса воспитывающих сил и влияний социума, направленных на
воспитание, взросление и развитие личности ребенка.
В воспитательной работе со школьниками важно стимулировать и
поддерживать в них процесс самоопределения во всех жизненных направлениях, их
стремление делать осознанный выбор, формировать свою жизненную позицию. В
основе самоопределения (во всех сферах) лежит осознание значимых для себя
жизненных гуманистических ценностей, именно это и является главной задачей
педагога в проведении классного часа. Выделим возможные этапы проведения
проблемного классного часа: эмоциональный настрой на тему классного часа;
совместное формулирование темы; прояснение выбранной темы; постановка задач на
совместную работу; групповая работа по теме; презентация своих проектов группами;
финальный рефлексивный этап.
Фрагмент текста работы:
На сегодняшний день классный руководитель должен быть
человеком, успевающим во всём, идущим на много шагов впереди тех, кого он
воспитывает и направляет. В нем сочетается многое: интересная личность,
владение знаниями по психологии, умениями в разных областях культуры: музыка,
театр, живопись, литература. Отлично, если классный руководитель умеет
рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, пользоваться интернетом
и его возможностями.
Уважением у ребят пользуются духовно богатые учителя.
Ученики очень ценят справедливость, принципиальность, умение встать на защиту
своего класса. По моим наблюдениям, одним из важных качеств, ребята считают
чувство юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, вовремя оказать
педагогическую поддержку. Классный руководитель должен стараться принять
каждого ребенка, найти к нему подход.
Задачей современного классного руководителя является
организация системной работы с коллективом класса и каждым учеником. Работа
должна быть направлена на становление и проявление неповторимой
индивидуальности. В то же время классный руководитель заботится о позиции и
месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Все это
требует от классного руководителя больших энергетических затрат, и крепких
нервов. Поэтому, по признанию А.С.
Макаренко, эта работа наиболее
сложна, требует постоянной самоотдачи и самосовершенствования [14].
Во время своей деятельности, учитель проводит различные
диагностики, выступая в роли психолога. Ведь каким бы квалифицированным
специалистом не был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный
подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации
будут носить общий характер.
У классного руководителя очень много обязанностей и ролей.
Он должен делать всё, что касается обучения, в рамках своего предмета или
предметов, воспитания всесторонне и гармонично развитой личности. Согласно методическим рекомендациям
по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных
учреждениях, педагог должен
осуществлять контроль практически над всей жизнью каждого из своих обучающихся,
анализировать психологическое состояние детей [16]. Зачастую классный
руководитель знает гораздо больше о ребёнке, чем его родители. На учителя
возлагается обязанность руководить детьми не только на уроках, но и во всё
остальное время нахождения ребёнка вне школы. На этом его деятельность не заканчивается.
Педагог после окончания рабочего дня общается с родителями в «телефонном»
режиме.
Быть классным руководителем — важная миссия учителя
начальных классов. Первый учитель играет важную роль в жизни ребенка, в
становлении его личности и развитии его творческих возможностей. Роль классного
руководителя заключается в организации, стимулировании и координации всех
методов воспитания и обучения. Классный руководитель в своей деятельности
осуществляет комплексный подход к воспитательной работе со своими учениками: он
заботится о всестороннем развитии обучающихся, укреплении дисциплины и порядка
в своем классе, о повышении качества знаний, умений и навыков.
Специфика работы классного руководителя заключается в том,
что педагог для школьников является не просто формальным учителем, а
наставником и другом. Классный руководитель также является непосредственным и
основным организатором и координатором учебно-воспитательного процесса.