Курсовая теория на тему Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава1.
Теоретические основы формирования звуковой стороны речи у детей дошкольного
возраста. 5
1.1. Понятие
звуковой культуры речи, её значение для развития личности ребёнка. 5
1.2.
Классификация звуков речи, их артикуляционные и акустические свойства. 9
Глава 2.
Организация развивающей работы по воспитанию звуковой культуры речи с детьми
дошкольного возраста. 19
2.1. Основные
задачи педагогической работы по воспитанию звуковой культуры речи. 19
2.2. Методы и
приёмы по воспитанию дошкольников правильному звукопроизношению на занятиях и
вне занятий. 24
Заключение. 35
Список
литературы.. 37
Введение:
Одним из важных условий
всестороннего полноценного развития детей является грамотная речь. И чем она богаче, правильнее, тем легче ребёнку
высказывать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь содержит
важную функцию в жизни человека, является как средством общения, так и средством
обмена мыслями, информацией между людьми. Сложно было бы представить общение,
взаимодействие людей, без речи. Как организовать совместную деятельность или
добиваться взаимного понимания. Это остановило бы развитие человечества в
целом.
Воспитание речи у детей
дошкольного и младшего школьного возраста, включает важные аспекты: умение
четко произносить и различать звуки, владеть артикуляционным аппаратом,
правильно строить предложения и связное высказывание. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем
легче ребёнку выразить свои мысли, тем шире его возможности в познании
действительности, полноценнее и содержательнее взаимоотношения со сверстниками
и взрослыми, как следствие: активнее происходит его психическое развитие.
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста возможно
только при условии создания полноценной речевой среды.
Систематическая работа над развитием звуковой культуры
речи поможет ребёнку ещё до поступления в школу в совершенстве овладеть
фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно
влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной,
Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у
дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально
говорящих детей. Следовательно, ребёнок с недостатками речи обычно не в
состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.
Заключение:
Основная
цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование
устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным
языком своего народа [1].
Сегодня
вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Это связано с тем, что
дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с техническими средствами, чем
друг с другом. Так же влияет здоровье ребёнка, нарушение работы центрального
органа речевой функции. С каждым годом возрастает число неговорящих детей. Детей
5-7 лет относят к сенситивному периоду, как к наиболее благоприятному для
развития речи, формирования культуры речевого общения. Формирование
лингвистических способностей- трудоёмкая работа, требующая не только терпения
от педагога, но и подбора действенных методов обучения.
Одно
из таких средств-игра, которая является ведущей деятельностью ребёнка
дошкольного возраста. Речевые игры – залог успешного формирования правильной
устной речи у детей.
В
дошкольном возрасте происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он
овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава
языка. Это период ознакомления дошкольника с его смысловой, фонетической
стороной. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок
воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального
внимания, наблюдения и изучения.
Для
быстрого и легкого понимания друг друга мы должны правильно говорить: учитывая
нормы, правила произношения.
Работа
по воспитанию звуковой культуры речи должна включать систематичность, и
осуществляться на специальных речевых занятиях.
От
педагога зависит грамотный подбор методов при проведении занятий с
дошкольниками, для успешного усвоение правильной, красивой, четкой речи. Очень
важно помочь детям войти в мир слов и звуков и помнить, что знакомство со
звуками – очень важная тема, имеющая прямое отношение к чтению.
В
процессе обучения звуковому анализу слова речь впервые становится для ребёнка
предметом изучения, предметом осознания.
Важно
понимать, что работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей
навыки закреплялись и становились более прочными; работа должна вестись
поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, даёт возможность
определить, где именно возникают трудности у ребёнка.
В
процессе работы над звуковой культурой речи важно использовать методы наглядности
— показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Подводя
итог вышесказанному, можно сделать вывод, что формирование у детей
грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна
из важнейших задач в общей системе обучения ребенка дошкольного возраста
родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения
грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию
фонематического восприятия.
Таким
образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую
систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без
специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей
задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень
трудно бывает изжить.
Фрагмент текста работы:
Глава1. Теоретические основы формирования звуковой стороны
речи у детей дошкольного возраста. 1.1. Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития
личности ребёнка Процесс овладения
звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан в
работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е.
И. Радионовой. На первом году жизни, когда ребёнок овладевает своими речевым и
слуховым аппаратами он изучает первые звуки. Освоение артикуляции звуков речи —
достаточно сложная задача, и, хотя ребёнок начинает «упражняться» в
произнесении звуков уже с полутора-двухмесячного возраста, ему требуется
три-четыре года, чтоб овладеть звуковой культурой речи. Из иследований многих
специалистов, было подмечено, что характер речевого развития у детей неравномный,
даже скачкообразный.
Звуковая культура речи, по мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной —
понятие широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие
звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой
выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные
средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого
общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки
в процессе разговора).