Курсовая теория на тему «Воспитание у восточных славян в V-IX вв»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Особенности восточнославянского
государства V – IX века как основа воспитания
1.1. Общая
характеристика общества восточных славян 1.2. Внешние
условия, влияющие на развитие государства
Глава 2. Специфика образования и
воспитания у восточных славян в V – IX веках 2.1. Особенности воспитательной системы
восточных славян
2.2. Особенности образования у восточных
славян в V – IX веках
Заключение
Список литературы
Введение:
Проблема воспитания у восточных славян представляет собой одно из
наиболее важных направлений в изучении особенностей жизни славян. Вместе с тем
оно относится и к наименее изученным. Как правило, изучение воспитания в
славянской среде V
– IXвека
реализовывалось в соотнесении со стратификацией и государственной историей.
Относительная роль
внешних и внутренних факторов в генезисе восточнославянской государственности
была ключевым вопросом в дореволюционной российской историографии. Советские
историки интерпретировали проблему политогенеза с точки зрения
классообразования, акцентируя внимание на глубоких внутренних процессах
общественного развития. Со второй половины 1930-х гг. Наметилась тенденция
недооценки, а иногда и отрицания роли внешних факторов.
Новые подходы к проблеме
возникли во второй половине 1960-х годов, когда ряд исследователей поставили
под сомнение преобладающее представление о государстве как о продукте
классового общества. Что касается Древней Руси, то произведения И.Я. Фроянова,
показавшего доклассовую природу древнерусского общества и предложившего новую
концепцию восточнославянского политогенеза. Фроянов также обратил внимание на
роль внешнего: «консолидацию племен на «земле русской» невозможно
осознать без учета внешних факторов». Образование Киевской Руси было
результатом «завоеваний полянов».
Анализируя переход
общества к раннефеодальному состоянию,
современные исследователи склонны рассматривать совокупность как внутренних,
так и внешних факторов. Среди внутренних ключевую роль следует отвести
производственной экономике, допускающей излишек, что, в свою очередь, допускает
разделение труда, эксплуатацию человека, расслоение общества и определенное
развитие потестарных структур. В целом влияние ряда факторов зависит от
экономического уровня, но не определяется исключительно им. Например, сложное
стратифицированное общество с последующим переходом в состояние требует
определенной численности и плотности населения. Говоря о последнем, окружающая
среда также может играть важную роль в воспитании молодого поколения, наряду с
экономикой. Наконец, идеология, «которая объясняет и оправдывает иерархическую
административную организацию и социально-политическое неравенство», является
важной предпосылкой для создания и развития государства.
Комбинация только этих
условий уже совершенно исключительна, но и этого недостаточно «для развития воспитания
в государстве; также нужна какая-то причина, которая запускает события».
Наиболее важные внешние
факторы — это война, удаленная торговля и распространение культур.
Сельское хозяйство (и
древние общества, получившие статус государства, являются преимущественно
сельскохозяйственными) «само по себе не создает автоматически излишков
продовольствия», если отсутствуют необходимые социальные механизмы. Но для того
чтобы они вышли на сцену, экономика должна иметь возможность производить
излишки, если это необходимо. Эта потребность могла быть вызвана желанием
обменять продукцию на какой-либо другой товар или необходимостью платить дань
сильному врагу. Здесь мы подходим к жизненно важным факторам войны и дальней
торговли.
Справедливо задаться
вопросом, были ли внешние факторы всего лишь «спусковым крючком» для
возникновения государства и системы воспитания в нем. Кажется, что ответ
зависит от конкретной ситуации, а именно от готовности общества
трансформироваться в государство. Факторы воспитания образно можно сравнить с
пересадками: один легко приживается в бедной почве (достаточно полить один-два
раза), а другой требует тепличных условий. В одном случае они могут быть
настолько развиты и полны жизненных сил, что им понадобится лишь небольшой
толчок, чтобы прорасти. В другом случае они могут быть слабыми и неразвитыми и
требовать специального лечения; т. е. внешний фактор. Но в любом случае
необходимо некоторое внешнее влияние[4, с. 236–238].
Исследователи отмечают
совершенствование сельскохозяйственного инвентаря, ассортимент и убранство
которого с VIII по X вв. Приближается к древнерусскому. Некоторые авторы,
однако, считают, что использование железных лемехов восточными славянами в VIII
– IX вв. Не доказано, и предполагают, что земледелие было мотыгой. Оба взгляда
кажутся крайними.
Исследованием вопросов
воспитания у восточных славян занимались такие исследователи как А. Г. Асмолов,
А.Г. Харчев, Ю. П. Азаров и др.
Объект исследования
– процесс воспитание у восточных славян.
Предмет исследования
– специфика воспитания у восточных славян.
Цель исследования
– выявить особенности воспитания у восточных славян.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности политогенеза у
восточных славян.
2. Выявить влияние культуры на воспитание у славян.
3. Определить специфику воспитания в
зависимости от среды.
Для достижения поставленной цели мы
использовали следующие методы: исследование теоретического материала, систематизация
и классификация материала, анализ исторических документов.
База нашей работы –
спектр научных трудов, посвященный восточным славянам в V–IXвеке.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Воспитание детей у
восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в.
осуществлялось через включение подрастающего поколения в трудовую,
хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Среди
ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с
почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения
к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших
и родителей.
В период матриархата,
когда воспитание детей было обязанностью всех членов родовой общины, оно
выстраивалось в определенной последовательности: в раннем возрасте – до 4–5
лет, иногда до 7–8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем
мальчики переходили в дом мужчин и усваивали там навыки охоты, собирательства,
трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству
и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные
возрастные этапы, которым соответствовало содержание воспитания.
Ребенок до 6 лет
назывался «молодым», от 7 до 12 – «чадом», от 12 до 15 – «отроком». Как и в
других древних культурах, в восточнославянской существовал обряд «инициации»,
знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. С периода позднего
матриархата у славян организовывались дома молодежи. В их деятельности важное
место занимала подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились
охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы,
наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину
и выносливость.
Специфика содержания и
форм воспитания зависела также и от того, к какой социальной группе относился
ребенок. Традиционно у восточных славян выделялись земледельцы, ремесленники,
дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном
в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение
умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки
учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию.
Наработки воспитания у
славян можно было бы использовать и в настоящее время. Идеал воспитания детей
ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но
реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в
мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку
нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика.
Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание
мифологии и обрядов.
Но самым положительным
образованием для воспитания славян было все же объединение общества для
формирования максимально правильного члена общества. Семьи не были нуклеарными
и всецело зависели от общества. Служение во имя общего блага – та часть
русского воспитательного пространства, которая все больше утрачивается и
возвращение к ней было бы прекрасным способом возрождения национальной идеи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности
восточнославянского государства V – IX века как основа воспитания 1.1. Общая характеристика общества восточных
славян По мнению некоторых
ученых, уровень «развития техники обработки почвы» в южной части
восточнославянского ареала вместе с палеоботаническими данными может указывать
на «двух- и трехполевую систему» [5, с. 108]. Даже если это правда, не следует
забывать, что залежные земли в этих местах, учитывая наличие свободных земель,
были более эффективными и продолжали широко использоваться и в более поздние
времена, даже в Новороссии XIX
века, когда существовала достаточно свободной земли [8, с. 40–42]. На Севере
было распространено сменное возделывание земли.
При наличии земельных
ресурсов и преобладании крупных общин «экстенсивные» формы землепользования
(залежь и сменная обработка земли) были достаточно эффективными и позволяли при
необходимости получать значительный прибавочный продукт. Конечно, такая
утомительная система не побуждала членов сообщества производить излишки
продукта только в определенном количестве (удовлетворялись только текущие
потребности и необходимость в дополнительных запасах на случай чрезвычайных
ситуаций). Однако у него был определенный потенциал для роста, который был
вызван подъемом системы полиудии.
Ремесла были важным
ресурсом, компенсирующим неблагоприятные условия экономики восточных славян. До
воздействия внешнего фактора (внешняя торговля, необходимость платить дань) они
были направлены на удовлетворение насущных потребностей общества и мало влияли
на окружающую среду.
В земледелии и
скотоводстве славяне значительно уступали салтовцам Хазарского каганата. В то
время как потребность в мясе покрывалась за счет охоты (от 1/3 до 2/3 «добычи,
добытой по отношению к домашним животным», в то время как у салтовцев была
потребность в 1/10 этой суммы), большое отставание в коневодстве разведение
сделало восточных славян значительно менее продуктивными в сельском хозяйстве и
менее подготовленными к войне.