Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к техническим игрушкам.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. 6

1.1. Характеристика познавательного интереса. 6

1.2. Характеристика технических игрушек
(виды) 10

1.3. Как воспитать познавательный интерес у
детей с помощью технических игрушек  18

Заключение. 24

Список используемой литературы.. 26

  

Введение:

 

Актуальность
работы. Познавательный интерес – это избирательная
направленность личности на овладение информацией относительно предметов и
явлений окружающей действительности. Этот вектор характеризуется неизменным
стремлением к получению новых актуальных знаний, позволяющих эффективно решать
поставленные перед обучающимися задачи учебной и познавательной деятельности.

Лишь тогда, когда
некоторая область науки, изучаемой дисциплины, фрагмент воспитательного
контента или предполагаемый объект исследования становятся значимыми для
дошкольника, он будет уделять им повышенное внимание, с большей серьезностью и
ответственностью изучать их базовые аспекты, а также их корреляции с
рассматриваемыми областями знаний.

Систематическое
формирование и развитие познавательного интереса детей предполагает повышение
эффективности образовательного процесса, становится базой для положительного
отношения дошкольников к учению.

Познавательный интерес
позитивно воздействует не только на процесс воспитательной деятельности и, как
следствие, полученные образовательные результаты, но и на реализацию
психических и когнитивных процессов детей, таких как восприятие, мышление,
понимание, воображение и запоминание.

Степень
разработанности темы исследования.
Теория
познавательного интереса нашла отражение в психолого-педагогической литературе.
Ее достаточно широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И.
Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и др.; в педагогической
литературе – Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова и др.

Образовательную и
воспитательную роль игрушки отмечали многие известные отечественные педагоги:
К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Н.К. Крупская, В.С. Мухина и другие. Многие из них
утверждали, что воздействие игрушек разносторонне. Проводя определенные манипуляции
с игрушками, дети научаются элементарным бытовым навыкам. Игрушка оказывает
влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его нравственных качеств.
Однако разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а
их совокупность, соответствующий их подбор и преподнесение ребенку.

Существует большое
количество классификаций игрушек. Игрушки могут быть объединены по видам игр,
материалу, из которого они изготовлены, по способу изготовления. Различные
классификации игрушек встречаются и в педагогической литературе. На данный
момент принято выделять сюжетные или образные игрушки, технические игрушки,
строительный материал, дидактические игрушки, спортивные игрушки,
игрушки-забавы, музыкальные и театрализованные игрушки.

До настоящего времени не
существует четкого определения понятия «техническая игрушка». При этом решающим
признаком для отнесения игрушки к категории «техническая» многие исследователи
считают ее образ, имитирующий реальные технические объекты: машины, станки,
сооружения. В настоящее время известно несколько классификаций такой игрушки
(Е.А. Флерина, Г.Г. Локуциевская, И.И. Кобитина, С.Л.Новоселова), которые
относят ее, прежде всего, к разряду сюжетно-образной игрушки.

Объект
исследования – познавательный
интерес.

Предмет
исследования  – развитие познавательного интереса к техническим игрушкам.

Цель
исследования – изучить особенности воспитания у старших
дошкольников познавательного интереса к техническим игрушкам.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:

1. дать характеристику познавательному интересу;

2. дать характеристику
техническим игрушкам;

3. проанализировать особенности
воспитания
познавательного интереса у детей с помощью технических игрушек

Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, одну главу, заключение и
список используемой
литературы.

При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературы
позволяет сделать выводы о том, что интерес выступает как:

– избирательная
направленность человека на объекты окружающей действительности;

– потребность человека
заниматься именно данной областью, данной деятельностью, приносящей
удовлетворение;

– мощный побудитель
активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают
интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Интерес – это комплекс
ряда психических процессов. Ученые различают стадии его развития, которые
открывают, например, учителям и родителям секрет его последовательного
развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический
интерес. Они позволяют определить степень его влияния на личность: повышение
качества мыслительной деятельности, овладение речью, новыми способами
деятельности и др.

В самом общем виде
познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на
познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей
психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

Рассматривая техническую
игрушку, как действенное средство развития у старших дошкольников
познавательного интереса к творческой деятельности человека-изобретателя,
необходимо поэтапно знакомить дошкольников с технической игрушкой.

На первом этапе
целесообразно знакомить детей с многообразием технических игрушек. Для этого
проводятся интегрированные занятия, например вводное – «Игрушки вокруг нас»;
эвристическая беседа «Что такое техническая игрушка?», игра‐занятие
«Путешествие в страну современной игрушки», рассказы‐беседы
«Сбежали игрушки», «История технической игрушки» и т.п.

На втором этапе –
знакомство с собственно технической игрушкой и принципами ее работы – игра‐занятие
«Путешествие с куклой в ее прошлое», эвристическая беседа «Почему звонит
телефон?», рассказ воспитателя «Без чего не может жить техническая игрушка?» и
т.п. На этом этапе важное место должно занимать рассматривание принципа
действия технических игрушек: «Как работает телефон?», «Почему шагает кукла?»,
«Отчего едет машинка?»; детское экспериментирование и опыты с техническими
игрушками. Особое значение приобретает составление творческих рассказов
«Игрушка, которая выберет меня», «Моя любимая техническая игрушка»; загадок о
технической игрушке «Пойми меня»; придумывание небылиц «Разговор каких игрушек
могли услышать дети».

На третьем этапе работа
направлена на углубление интереса к технической игрушке, которая помогает
пробудить у воспитанников желание изобретать и экспериментировать. Это
совместная деятельность взрослого и ребенка по ремонту технических игрушек:
«Попробуй, почини», «Помоги малышам исправить техническую игрушку»; организация
и оформление выставки «Техническая игрушка в детском саду».

Таким образом,
современному дошкольнику необходима такая техническая игрушка, которая
развивает у него наблюдательность и любознательность, формирует
сообразительность и смекалку; открыта для фантазии ребенка, предоставляет
возможность экспериментировать, создавать что-то свое, оригинальное,
неповторимое; пробуждает интерес к творческой деятельности изобретателя

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.

1.1.
Характеристика познавательного интереса На современном этапе
развития общества в условиях глобализации и демократизация всех сфер жизни
основным стимулом к освоению и наращиванию потенциала личности становится
устойчивый познавательный интерес.

Проанализировав
содержание статей, размещенных в словарях и энциклопедиях, мы пришли к выводу,
что понятие «интерес» трактуется либо как отношение личности к предмету как к
чему-то привлекательному, либо как одна из форм познавательной потребности,
либо как главный стимул человеческой деятельности.

Анализ психологической,
педагогической и философской литературы применительно к заявленной проблеме
позволяет заключить, что существует множество подходов к раскрытию сущности
понятия «интерес»:

– одни авторы (А.В.
Петровский [6], Л.И. Божович [3] и др.) рассматривают его как
личностную активность;

– другие исследователи
(Д.А. Кикнадзе [7], Л.С. Выготский [4] и др.) – как состояние личности;

– третьи ученые (Б.И.
Додонов [5] и др.) – как свойство личности.

Так, обращаясь к понятию
«интерес», С.Л. Рубинштейн писал: «Интерес всегда принимает характер
двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит,
что этот предмет для меня интересен»

В нашей работе, опираясь
на труды Л.И. Божович, мы будем рассматривать интерес как «личностную
активность субъекта, направленную на выбор средств и способов достижения
познавательной цели» [3,
с. 5].

Под познанием
применительно к теме нашего исследования вслед за А.Е. Красильниковой мы будем
понимать «творческий процесс получения и постоянного обновления знаний,
необходимых человеку» [11].

При этом творчество,
опираясь на исследования О.В. Климовой, мы будем рассматривать «как
многостадийный процесс, позволяющий человеку полноценно существовать в
ситуациях неопределенности и непредсказуемости» [8].

Таким образом, рассмотрев
категории «интерес» и «познание» и определив их содержание, попробуем теперь
сформулировать понятие «познавательный интерес».

Проанализировав
содержание словарных и энциклопедических статей, литературу по теме
исследования мы пришли к выводу, что определение понятия «познавательный
интерес» имеет определенный дискуссионный характер:

– одни авторы определяют
познавательный интерес как мотив учения или мотивационную установку (С.Л.
Рубинштейн [15], А.Г. Ковалев [9]);

– другие ученые, несмотря
на некоторые различия, трактуют познавательный интерес как осознанную
потребность или направленность личности (Л.И. Божович [3]; Г.И. Щукина [18]);

– третьи ученые
утверждают, что познавательный интерес – это познавательное отношение личности
к действительности, расширяющее «горизонты индивидуального сознания» или
интегративное качество личности (А.Н. Леонтьев [14]; Н.Д. Левитов [12]; М.А. Шевцова [17]).

Отметим, что в нашем
исследовании, опираясь на исследования Г.И. Щукиной [18], М.А. Шевцовой [17], мы будем рассматривать
познавательный интерес как сложное отношение человека к предметам и явлениям
окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему,
глубокому изучению и познанию их существенных свойств.

Исследователи отмечают
роль совместной и коллективной учебной деятельности для развития
познавательного интереса, выделяются следующие условия развития интереса:

‒ оптимальное сочетание
различных методов обучения (Ю.К. Бабански);

 ‒ ситуации проблемного обучения (А.М.
Матюшкин; М.Н. Скаткин); ‒ специфические задачи обучения в разных возрастах
(В.С. Ильин); ‒ интенсивность обучения (В.Г. Леонтьев; Г.М. Шемякина). Опираясь
на колоссальный опыт прошлого, на специальные исследования и практику нынешнего
опыта, важно отметить условия, соблюдение которых служит формированию, развитию
и укреплению познавательного интереса у дошкольников.

Первое условие –
максимальная опора на мыслительную деятельность ребенка. Фундаментом для
развития познавательных сил и возможностей, как и для развития, так и подлинно
познавательного интереса , являются решения познавательных задач, ситуации
активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения,
столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, выявив
определенную точку зрения.

Второе условие – вести
процесс развития, обучения и воспитания на наиболее благоприятном уровне
развития детей. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с
тем, чтобы постоянно обучать учащихся, прививая им навыки и умения. При всем
разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми ребенок может
руководствоваться вне зависимости от содержания обучения. Например, умение
читать (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение раскладывать «по
полочкам» материал, выделять основную мысль, логически строить ответ, приводить
доказательства и т. д. Эти умения основаны на комплексе
эмоционально-регулятивных процессов.

Третье условие –
эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного
процесса. Благополучная атмосфера, сопряжена с двумя главными источниками
развития: с деятельностью и общением, которые рождают неоднозначные отношения и
создают тонус личного настроения ребенка. Оба эти источника постоянно
переплетаются, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно
их влияние на познавательную деятельность и интерес к знаниям.

 Благополучная атмосфера учения приносит детям
желание быть умнее, лучше и догадливей. Д.И. Писарев писал, что каждому
человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это
стремление быть лучше и не останавливаться на достигнутом, утверждает чувство
собственного достоинства, которое при успешной деятельности, приносит
глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение. Создание благоприятной
эмоциональной атмосферы познавательной деятельности ребенка–это важнейшее
условие формирования познавательного интереса и развития личности.

Четвертым условием
является благоприятное общение. Это определяется следующими отношениями:
«ребенок – воспитатель», «ребенок – родители и близкие », «ребенок –
коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности
самого ребенка, переживание успеха и неудач, его склонности , наличие других
сильных интересов и многое другое в его психологии. Каждое из этих отношений
может повлиять на заинтересованность, как в положительном, так и в
отрицательном направлении.

Соблюдение всех этих
условий служит формированию познавательного интереса детей в процессе
деятельности.

Учитывая, все
вышесказанное, следует помнить, что активизация познавательной деятельности
ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и
практически невозможна. Именно поэтому необходимо постоянно систематически
возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей, рассматриваемый
и как важный мотив учения, и как стойкая черта личности, и как очень хорошее
средство обучения и воспитания, повышения их качества.

Кроме того, особая роль в
развитии и поддержании познавательного интереса ложится на воспитателя как
организатора процесса обучения и воспитания. Ему необходимо быть внимательным к
каждому ребенку.

На основе анализа
информации по данному вопросу, можно сделать выводы о том, познавательный
интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления
окружающей действительности, которая характеризуется стремлением ребенка к
познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Основные характеристики
познавательного интереса можно обозначить следующим образом: он имеет волевую
направленность; является одним из важнейших мотивов учения; при правильной
педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной
воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка;
выступает как мощное средство познания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы