Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста (СДО) Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Воспитание трудолюбия у дошкольников в условиях ДОО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 5

1.1 Особенности психологического развития ребенка дошкольного возраста 5

1.2 Общая характеристика трудовой деятельности дошкольника 10

1.3 Анализ методических основ формирования трудолюбия как качества личности ребенка 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 25

  

Введение:

 

Актуальность исследования:

В теоретической и методической литературе возраст дошкольного детства рассматривается, как период интенсивного формирования всех психофизиологических процессов. Педагоги-практики подчеркивают необходимость своевременного начала воспитания и обучения, как условия полноценного развития ребенка. Начинать формирование активной личностной позиции, творческого отношения к деятельности, самостоятельности и трудолюбия необходимо уже в дошкольном возрасте.

Под термином «трудовое воспитание» принято понимать приучение детей к доступным им видам труда, знакомство с различными свойствами материалов и предметов, овладение навыками работы с простейшими инструментами, формирование элементарных представлений о различных видах профессиональной деятельности.

Результатом трудового воспитания дошкольников должно стать формирование у них системы нравственных ориентиров, формирование такой черты как трудолюбие, ответственность, понимание полезности труда. Трудовая деятельность имеет существенное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, его познавательных процессов, речи, кругозора, в конечном счете, мировоззрения.

Формирование трудолюбия является немаловажной задачей гармоничного, всестороннего развития личности. Особая роль в этом процессе принадлежит детскому саду, воспитателям, семье. Их действия должны быть системны, последовательны, поэтапны, согласованны, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Решение данной задачи будет проходить более эффективно, если формировать трудолюбие в игровой форме в спокойной, ненавязчивой обстановке.

Объект исследования: процессы воспитания и развития ребенка в ДОО.

Предмет исследования: особенности формирования трудолюбия в дошкольном детстве.

Цель исследования: выявить методы, формы, приемы формирования трудолюбия в дошкольном детстве в условиях ДОО.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности психологического развития ребенка дошкольного возраста.

2. Определить сущность трудолюбия как личностной характеристики.

3. Проанализировать методические подходы к формированию трудолюбия у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

4. Обобщить и систематизировать результаты теоретического исследования.

5. Подвести итог результатов выполненной работы.

Методологические основы исследования: изучением формирования трудолюбия занимались П.И. Пидкасистый, Г.А. Балл, А.Г. Хрипкова, Ю.Н. Дмитриева, Т.Г. Гуськова, Г.Н. Година, З.В. Елисеева, А.А. Люблинская, Н.С. Кривова, К.П. Кузовкова Т.И. Горбатенко, Н.А. Цыркун, Д.В. Ольшанский, Т.Н. Филютина и др.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, которая включает три параграфа, заключения и списка использованной литературы. Общий объем курсовой работы составляет 27 страниц.

Список использованной литературы содержит 29 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из проведенного анализа теоретической и методической литературы можно сделать вывод, что, говоря о дошкольном возрасте, имеют в виду период от трех до шести-семи лет, существенными новообразованиями которого являются:

— Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения.

— Появление первичных этических представлений.

— Формирование иерархии, соподчиненности мотивов

— Произвольность поведения, то есть опосредованность его определенным представлением.

— Появление личного сознания.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте способствует интеллектуальному, физическому, нравственному, эстетическому развитию ребенка, формированию его эмоционально-волевой сферы, личности в целом. Результатом трудового воспитания должно служить формирование такого личностного качества, как трудолюбие, то есть желания трудиться, позитивного отношения к труду.

Трудолюбие одно из ключевых качеств личности. Его формирование должно осуществляться систематично, последовательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с помощью наглядных, словесных и практических методов, широким использованием игры, в единстве с семьей ребенка.

В результате выполнения данной курсовой работы мы достигли поставленной цели путем решения исходящих из нее задач.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО

1.1 Особенности психологического развития ребенка дошкольного возраста

Говоря о дошкольном детстве имеют в виду период с 3 до 6–7 лет. В этот время происходит изменение социальной ситуации: ребенок начинает выходить за границы семьи, сталкивается с социумом, его нормами, правилами. Как правило, в этом возрасте большинство детей начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, некоторые начинают заниматься в кружках и секция. Фигуристов и гимнасток, например, начинают тренировать с трех лет, хоккеистов с четырех.

Д.Б. Эльконин писал о том, что все интересы ребенка в дошкольном возрасте связаны с познанием мира взрослого человека, его деятельностью, функциями, взаимоотношениями. Противоречие этой ситуации Эльконин видел в том, что ребенок хочет действовать как взрослый, но не может в силу недостатка знаний, умений, навыков, несформированности психических функций. Разрешением этой ситуации является сюжетно-ролевая игра. В которой ребенок способен смоделировать взрослый мир, попробовать интересующие его роли и модели поведения .

Таким образом, игра становится ведущим видом деятельности, сутью которой является воспроизведение основных смыслов человеческой деятельности и освоение различных форм отношений. В игре появляются предметы-заместители («Пусть эти листики будут деньги»), а реальные действия сокращаются («Как будто я уже сварила суп, давай кормить кукол»).

В дошкольном возрасте своего максимального развития достигает сюжетно-ролевая игра. Д.Б. Эльконин описывал игру, как символико-моделирующий тип деятельности, в котором операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.

Важным приобретением является то, что в процессе игры формируется внутренний план действий: чтобы отразить в игре систему взаимоотношений людей, ребенку надо внутренне «пережить, прочувствовать» действия своего персонажа (роли) и последствия этих действий, что возможно лишь при создании внутреннего плана действий. Так же в игре осуществляется развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов.

В дошкольном возрасте проходит большой путь развития от «игры рядом» с минимум ролей и действий до много ролевой, с несколькими развернутыми сюжетами, с богатым выбором тем и предметами-заместителями.

Игры способствуют развитию психических познавательных процессов. Так, в игре необходимо действовать в соответствии с отведенной ролью, следовательно, развиваются произвольные память и внимание. Используя предметы-заместители, ребенок упражняет мышление и воображение. Проигрывая роли, примеряя на себя различные модели поведения и взаимоотношения, ребенок развивается личностно, формирует навыки общения, развивается его нравственно-волевая сфера, а также рефлексия, как способность анализировать свои действия, поступки, мотивы.

К концу дошкольного детства взрослый формирует внутри игровой деятельности ведущую деятельность следующего возрастного этапа – учебную. Дети начинают овладевать учебными действиями, играя в дидактические, сюжетно-ролевые игры.

В дошкольном возрасте идет активное развитие всех психических познавательных процессов. Л.А. Венгер доказал, что продолжается активное усвоение сенсорных эталонов и развитие умения соотносить реальные предметы с ними. Овладение эталонами, по сути своей культурными знаками (Л.С. Выготский), делает процесс восприятия опосредованным, позволяя операции с ними интериорезировать.

Происходит изменение характера детского мышления. К 6-7 годам начинается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации, что позволяет воспринимать окружающий мир более объективно. А.В. Запорожец считал, что овладение способами и средствами практической и познавательной деятельности является существенным в формировании не только сложных видов мышления — абстрактного, словесно-логического, но даже наглядно-образного, характерного для дошкольников.

Исследования Запорожца А.В., Поддьякова Н.Н., Венгера Л.А. наглядно демонстрируют, что смена наглядно-действенного на наглядно-образное мышление происходит на базе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Когда начинает развиваться словесно-логическое мышление, ребенок уже может оперировать словами и имеет некоторую логику рассуждений. Как правило, способность рассуждать появляется у детей среднего дошкольного возраста. Ж. Пиаже описывал феномен эгоцентрической речи детей 4-5 лет: ребенок рассуждает, но его умозаключении не логичны, из-за неумения встать на позицию другого, из-за того, что он путается в критериях сравнения. Например, больше то, что выше.

Н.Н. Поддьяков полагал, что у детей не исчезают мыслительные действий, замененные более совершенными. При необходимости, особенно трудной задаче или в сложной ситуации снова могут начать работать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. Следовательно, уже в дошкольном детстве интеллект функционирует по принципу системности. Параллельно с развитием мышления и речи происходит формирование понятий.

В этом возрасте внимание непроизвольное и определяется интересом ребенка, начинается формирование произвольного внимания, сопровождаемое эгоцентрической речью (рассуждения вслух).

У дошкольников уже можно диагностировать различную степень устойчивости индивидуального внимания, которую связывают с различиями типов нервной деятельности, физического состояния и условиями жизни.

З.М. Истоминой исследовала процесс формирования произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников. Она пришла к выводу, что развитие памяти происходит от непроизвольной и непосредственной к произвольной и опосредованной. В этом процессе выделяют на два этапа:

— формирование необходимой мотивации, желания что-то запомнить;

— появление и развитие необходимых мнемических действий и операций.

Необходимо отметить, что продуктивность запоминания в игровой деятельности у дошкольников значительно выше, чем вне игры. В младшем дошкольном возрасте хорошо развиты непосредственная и механическая память: дети легко запоминают и воспроизводят то, что вызвало у них интерес, а также развивается эйдетическая память, позволяющая запоминать и восстанавливать в памяти четкие, точные зрительные образы. В возрасте 5–6 лет появляются первые действия, направленные на сознательное запоминание. К началу школьного обучения процесс формирования произвольного запоминания практически завершается.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы