Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Межличностные взаимоотношения старших дошкольников как психолого-педагогическая
проблема. 5

2. Роль
подвижных игр в воспитании положительных взаимоотношений у детей старшего
дошкольного возраста. 12

Заключение. 22

Список
литературы.. 24

  

Введение:

 

Общение ребенка со
сверстниками и взаимоотношения, возникающие в результате этого общения,
составляют особую сферу его повседневной деятельности. Как вид социальной
деятельности дошкольника, межличностное общение является ведущим фактором в
развитии личности дошкольника.

Федеральный
государственный образовательный стандарт определяет одним из принципов
построения дошкольного образования и важным аспектом развитие у детей
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирования уважения и чувства принадлежности к
сообществу детей и взрослых.

Умение взаимодействия
считается обязательной формой общения детей и складывается в коллективе
дошкольников, проявляющиеся в их поведении, в различной деятельности. Опыт
этого первого взаимодействия является важным для социализации ребёнка, его
самосознания. В период дошкольного развития ребенка происходит установление
первых отношений и связей, образующих новое высшее единство деятельности и
одновременно новое высшее единство субъекта – единство личности.

В отечественной
педагогике эти вопросы нашли свое освещение в работах Н.Н. Поддьякова, З.И.
Икуниной, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера и др., указывавших на
внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками в старшем дошкольном
возрасте. По их мнению, такая форма общения оказывает помощь в развитии
осознания собственных обязанностей, совершенных поступков и их последствий,
способствует развитию волевого произвольного поведения, представляющего собой
обязательное для последующей учебной деятельности условие.

Подвижные игры – наиболее
доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что
игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает
эмоционально, стимулирует двигательную активность. Современные дети мало
двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к
телевизору и компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к подвижным
играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Актуальность поставленной
проблемы обусловлена потребностью психологов, педагогов, родителей в
современных игровых методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся
личность ребенка для развития творческих и интеллектуальных способностей,
развития нравственных качеств, дружеских взаимоотношений у детей со
сверстниками, с близкими и окружающими людьми, которые закрепляют положительные
тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивают нравственно-волевую
готовность к обучению в школе.

Цель исследования:
изучить особенности воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего
дошкольного возраста в подвижной игре.

Объект исследования
– процесс воспитания у детей 5-6 лет положительных взаимоотношений со
сверстниками.

Предметом исследования
являются педагогические условия, способствующие формированию у детей 5-6 лет
дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Задачи исследования.

1. Изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет положительных
взаимоотношений со сверстниками.

2. Рассмотреть роль
подвижных игр в процессе формирования у детей 5-6 лет положительных
взаимоотношений со сверстниками

Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит
из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный период, время
особенной чувствительности к определенного рода влияниям. И самый подходящий
для развития у ребенка коллективистических качеств, а также гуманного отношения
к окружающим. Если не заложить фундамент этих качеств (благосклонность,
сопереживание к людям, уважение к интересам других людей) в дошкольном
возрасте, то вся личность ребенка может оказаться неполноценной и в последствии
компенсировать данный недочет будет очень нелегко.

Характеризуя особенности
межличностных взаимоотношений детей 5-6лет, можно констатировать определенные
различия в специфике взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Испытывая
повышенную потребность в общении, дети данного возраста активно реализуют ее
именно в среде ровесников. При этом подобные отношения высокоэмоциональны,
наполнены смыслом и играют большую роль в развитии личностных качеств
дошкольника, самооценке и социализации. Тогда как общение со взрослыми более
сдержано и осторожно. К критике и невниманию взрослого дети очень
чувствительны. При этом в среде сверстников могут активно отстаивать свою точку
зрения и стремятся установить свои правила.

Одним из средств
воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
являются подвижные игры. Социальные умения, которые развиваются у ребенка во
время игры со сверстниками, такие: подчиняться конкретному правилу, легко
находить эмоциональный контакт с другим человеком, приспосабливаться к его
индивидуальным особенности, находить оригинальное решение в неблагополучной для
себя ситуации. Например, игра со сверстниками вынуждает ребенка соблюдать
игровые правила. Это повиновение игровому правилу, способствует овладению
навыка подчинять свое поведение и тем правилам, которые регламентируют жизнь
людей в мире взрослых.

Коммуникативная функция,
когда подвижная игра невозможна без общения, которое является ее основным
энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких,
помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной
деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать
товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания
существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с
запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в
следующий раз уже не позовут в игру. В подвижных играх встречаются два рода
отношений. Это отношение соревновательного типа — между командами, между
партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то
другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками
одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку выйти из ситуации и
проанализировать ее как бы со стороны. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно
стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство
игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную
деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная
дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению
контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Таким образом, в
дошкольном детстве необходимо уделить отдельное внимание подвижным играм, как
форме игрового метода, ибо они являются способом развития положительных
взаимоотношений.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Межличностные взаимоотношения
старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Проблема межличностных взаимоотношений
дошкольников является сегодня важной психолого-педагогической проблемой,
которую необходимо решать. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых
условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к
людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце»
человека все соткано из его взаимоотношений к другим людям; с ними связано
главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти взаимоотношения
рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является
центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет
нравственную ценность человека» [20].

В психологии
межличностные взаимоотношения, их содержание интерпретируются неоднозначно.
Существует множество подходов к рассмотрению такого широкого феномена, как в
отечественной, так и в зарубежной психологии.

А. А. Бодалев
характеризует межличностные взаимоотношения «как субъективно переживаемые
взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах
взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок,
ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди
воспринимают и оценивают друг друга» [3].

Межличностные взаимоотношения
основаны на различных видах общения, включая невербальные связи, жесты и
телодвижения, устную речь определенный внешний вид, и т.д. Они характеризуются
когнитивным, поведенческими и эмоциональными компонентами.

Важнейшая черта,
отличающая межличностные взаимоотношения от простого взаимодействия, от просто
общения заключается в наличии эмоциональной основы. По своей структуре и
содержанию они достаточно динамичны. Обобщая вышеизложенное,
под межличностными взаимоотношениями будем понимать систему установок,
ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных
содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых
основывается общение людей.

Межличностные
взаимоотношения воспринимаются дошкольниками как возможность активно и
интересно проводить время с важными, значимыми для них людьми, или близкими
друзьями. Они позволяют детям оценивать других людей, их поступки, слова,
результаты деятельности, а также – составлять определенные представления о
себе, сравнивая свою деятельность и реакцию на нее со стороны окружающих с
деятельностью сверстников и взрослых. Для эффективного взаимодействия и
установления доверительных взаимоотношений, партнер должен вызывать
определенные чувства, представлять некую ценность для ребенка

Исследователи отмечают,
что большинство дошкольников изначально настроены на положительные
межличностные отношения. В связи с чем, они, обычно, охотно вступают в игры,
соглашаются подчиниться правилам, готовы занимать второстепенные роли, радуясь
вовлечению в общую деятельность. Подобное взаимодействие расширяет опыт ребенка
в эмоциональной, социальной сфере – поэтому он стремится экспериментировать,
проявлять себя с различных сторон, примерять разные роли. Ребенок готов
делиться игрушками, и, чаще всего, ожидает ответной реакции со стороны других
детей. Между тем, подобная щедрость характерна не для всех (особенно – в
младшем возрасте). Становясь старше, ребенок начинает ценить отношения со
сверстниками все выше, воспринимая их основным видом деятельности. При этом,
как правило, подобные взаимодействия выражаются в игровых формах взаимодействия
[10].

Интерес к становлению
позитивных взаимоотношений детей объясняется тем, что данный процесс является
основой формирования личности ребенка дошкольного возраста, позволяет ему
адаптироваться в обществе и овладеть основами социализации и коммуникации.
Ученые рассматривают социальную компетентность детей дошкольного возраста как
готовность и умение выбирать, варьировать продуктивное речевое взаимодействие
со сверстниками [19]. При этом важное значение приобретает ощущение
принадлежности к определенной группе, установление собственного статуса среди
сверстников.

В межличностных
отношениях дошкольников ученые выделяют гуманную, эгоистическую и конкурентную
формы.

Дети, склонные к гуманным
отношениям, часто помогают другим, делятся игрушками, приглашают других детей в
игру, восхищаются и одобрительно высказываются о действиях сверстников. Они
могут отметить настроение другого, разделяют радости и неудачи, поддерживают
при неудачах. При этом они не выставляют напоказ свои заслуги.

Гуманная позиция – это
показатель высоких нравственных качеств, доброжелательности и дружелюбия. В
эгоистической позиции ребенок не обращает внимания на потребности и желания
других. Ему интересны чужие игрушки, и он хочет иметь такие же. Он не даст
любимую игрушку другому ребенку, при этом не задумываясь постарается взять
чужую, если она его заинтересовала. К чувствам и настроению сверстников
эгоистичный ребенок равнодушен.

Конкурентную роль в
отношениях занимают дошкольники, для которых важно быть лучше всех. Они
ревностно относятся к высоким результатам других, могут проявлять заботу и
щедрость, в первую очередь, чтобы заслужить похвалу.

У старших дошкольников
межличностные взаимоотношения характеризуются своей уникальной спецификой:
общение детей со взрослыми отодвигается на второй план, т.к. у них возникает
необходимость ситуативно-делового сотрудничества со сверстниками. Контактируя
друг с другом, старшие дошкольники достаточно быстро и легко находят общий
язык, среди них уже появляются отвергаемые и предпочитаемые дети [11].

Межличностное общение у
старших дошкольников формируется в соответствии с их возрастными
психолого-педагогическими особенностями, а именно, возрастает произвольность
поведения и таких психических процессов как внимание, память, восприятие.
Дошкольников больше начинают интересовать морально-этические взаимоотношения и
нормы поведения человека. Для них важно общение со взрослыми и со сверстниками.
В частности, взрослые расширяют представление старшего дошкольника о человеке,
выводят его за границы воспринимаемой ситуации. Дошкольнику становится важна
оценка взрослого, причем не его умений, а личности в целом, поэтому дошкольник
старается делать всё правильно, он стремится к взаимопониманию и сопереживанию
со взрослыми. Контакты со сверстниками приносят ему радость и удовлетворение.
Со сверстниками дети учатся быть на равных, строить «особые отношения –
оценочные, деловые, личностные, которые они не могут строить со взрослыми» [6].

М.И. Лисина указывают,
что в 5-6-летнем возрасте детей особо интересуют успехи их товарищей.
Дошкольники этого возраста одновременно демонстрируют свои преимущества, и
стремятся скрыть промахи и неудачи. При этом активно проявляется конкурентное,
соревновательное начало в общении детей. Вместе с преобладающей потребностью в
совместных играх, у ребенка 5-6 лет развивается способность к признанию и
уважению достоинств сверстника. От товарищей они ожидают такого же уважения.
Подобное противоречие провоцирует значительное число конфликтов. Дети стараются
привлечь внимание к своим действиям, при этом демонстрируют обиду, если
чувствуют недостаток внимания или несправедливость в свой адрес [10].

Н.Н. Королева отмечает,
что возраст 5-6 лет является периодом активного расцвета ролевой игры. При этом
дошкольники предпочитают играть вместе, а также – охотно участвуют в общем
деле, проявляя признаки конструктивного сотрудничества. Совместные игры и
занятия имеют большое значение для детей 5-6 лет. Однако, если кто-либо без
приглашения пытается включиться в их игру – они реагируют крайне негативно [9].

По убеждению Л.И. Божович
в данном возрасте особенно выражена потребность ребенка в доброжелательном
внимании со стороны взрослого. О потребности тесного эмоционального контакта со
значимыми взрослыми говорит также М.И. Лисина. При этом Г.В. Скобло отмечает
преобладание потребности в обретении чувства уравновешенности и безопасности,
которая достигается при контакте ребенка 5-6 лет со взрослым [5].

К шести годам приходит
осознание ребенком того, что другие дети, как и он, имеют устойчивый характер и
убеждения, не зависящие от ситуации, и с которыми следует считаться. Это
выражается в виде сопереживания сверстнику и необходимости эмоциональной поддержки.
Старшие дошкольники могут оценить не только себя, но и достоинства сверстника,
отнестись к нему соответствующим образом. Общение дошкольника становится
существенным фактором развития, не только своей личности, но и личности
сверстника. Ряд психолого-педагогических исследований констатирует факт того,
что у отдельных дошкольников может наблюдаться снижение общения со
сверстниками, что говорит о трудностях в отношении с ними.

В старшем дошкольном
возрасте важное значение имеет социометрический подход, который характеризуется
разделением детей на популярных и отвергнутых. Популярные дети пользуются
симпатией и уважением сверстников. Эти дети легко вступают в контакт со
сверстниками и достаточно свободно общаются. Другие дети (замкнутые и
застенчивые, с нарушением самооценки) стремятся держаться в стороне от своих
ровесников, эти дети никогда не предложат игру первыми. То есть появляются
симпатии и антипатии, глубоко переживаемые детьми. Личностные внутренние
переживания таких детей могут привести к негуманным, агрессивным проявлениям:
зависти, несправедливости, грубости, отчуждению. Предотвратить эти черты
возможно целенаправленным обучением дошкольников межличностному общению со
своими сверстниками. У старших дошкольников
кроме потребности в сотрудничестве проявляется потребность в уважении и
признании сверстника. Дети со вниманием относятся друг к другу,
доброжелательны, с радостью стремятся оказать помощь, поддержку, без труда
вступают во взаимопомощь. Такое общение детей приобретает элементы искренности,
становится непосредственным и непринуждённым, эмоционально-окрашенным в яркие
тона, более чувственным, что носит черты истинной детской дружбы [13].

В соответствии с
исследованиями М. И. Лисиной, «общение детей старшего дошкольного возраста
развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве,
уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и
взаимопониманию. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания
окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о
взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом общения
ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной
личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами,
который может быть строгим и добрым старшим другом. Общение с взрослыми и
сверстниками способствует приобщению к моральным и нравственным ценностям
общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной
готовности к школьному обучению» [17].

Новшество, которое
становится заметно при наблюдении за общением сверстников, – умение видеть в
сверстнике не только как он проявляет себя в тех или иных ситуациях, но и
некоторые психологические моменты – его настроения, предпочтения и желания.
Дошкольники умеют не только рассказывать о себе, но и могут обращаться к
сверстникам за интересующими их вопросами, любознательны в адрес их дел,
потребностей и желаний. Их общение становится вне контекста, приобретая
внеситуативный характер.

Трудности в становлении
межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их
воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в
воспитании ребенка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше
общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени
обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам
других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе
с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения
ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми [10]. Каждый человек должен
уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как
человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав
агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из
нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к
нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы
сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение
имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои
чувства и действия в различные моменты общения с другими [1]. В заключение отметим,
межличностные взаимоотношения в старшем дошкольном возрасте являются важной
психолого-педагогической проблемой и имеют свои особенности: они строятся на
избирательных предпочтениях детей; детское общение со взрослыми уходит на
второй план, поскольку возникает потребность в ситуативно-деловом
сотрудничестве со сверстниками; в контакте друг с другом дети достаточно легко
и быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые
дети.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы