Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством знакомства с народной игрушкой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.. 6

1.1 Характеристика народной
игрушки. 6

1.2. Формирование представлений о народных игрушках у дошкольников на разных
этапах дошкольного  детства
. 12

Выводы по 1
главе. 19

ГЛАВА
2.  РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК
СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 20

2.1.
Современное состояние проблемы патриотического воспитания дошкольников  20

2.2. Анализ образовательных
программ в контексте реализации патриотического воспитания дошкольников
посредством ознакомления с народной игрушкой  24

Выводы по 2 главе. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 33

  

Введение:

 

 

 

В изменившихся социально-экономических
и политических условиях актуальность проблемы патриотического воспитания
подрастающего поколения приобретает особую значимость. Главным средством
восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала общества,
безусловно, является возрождение национальных традиций, самобытной русской
культуры, отечественной истории. С рождения жизнедеятельность человека
обусловлена как социально-экономическими условиями, так и национальной
спецификой страны (народными обычаями, традициями, культурой и бытом). По мере
взросления ребенок привыкает к существующим морально-правовым нормам,
перенимает богатство языка, культурных традиций, норм поведения и общения, что
приводит к зарождению у него национальных черт, служащих основой для воспитания
гражданина-патриота.

Существуют
государственные программы, ориентированные на необходимость патриотического
воспитания детей.
Ведущей задачей патриотического воспитания является
формирование патриотизма. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Правительством РФ
от 30.12.2015 г., ориентирована на все возрастные группы и социальные слои
граждан России. Программа обосновывает содержание патриотического воспитания в
современных условиях, намечает пути и механизмы реализации путей развития.

Одной из актуальных
проблем современности является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство
любви к Родине формируется в процессе накопления детьми знаний и представлений
об истории страны, труде и быте народа. В качестве средств приобщения к русской
культуре в дошкольных образовательных учреждениях используются народные
игрушки, благодаря которым ребенок воспринимает уникальность своего народа,
изучает историю своей страны, понимает значимость русской культуры. Личность
ребенка испытывает потребность в овладении ценностями культуры, ощущает
потребность в изучении традиций и обычаев русского народа. В сфере педагогической
деятельности необходимо возрождать русские национальные устои.

Анализ теоретических
исследований позволяют утверждать об особой актуальности патриотического
воспитания дошкольников. Несмотря на то, что в последнее время в дошкольных
образовательных учреждениях особое внимание уделяется патриотическому
воспитанию детей, в образовательной работе воспитательный потенциал народной
игрушки как средства патриотического воспитания недостаточно реализуется.

Народная игрушка
выступает в процессе обучения дошкольников как образец художественной
деятельности и народно-декоративной культуры, как элемент оформления интерьера
детского сада (А.А. Грибовская, Н.С. Александрова), как источник обогащения
предметно-развивающей среды. Учитывая вышеперечисленное, а также недостаточную
востребованность русских народных игрушек как произведений русской национальной
культуры и воспитательно-образовательного средства, становится необходимым
организация целенаправленной работы по использованию русской народной игрушки в
качестве средства патриотического воспитания. Соответственно необходимо
создание специально созданных педагогических условий, которые способны вызывать
у детей исследовательский интерес, яркий эмоциональный отклик, вызывать
патриотические чувства.

Требования современной
модернизации российского государства, а также становление гражданского общества
диктуют необходимость соответствия системы дошкольного образования формированию
у ребенка нравственно-патриотического облика, содействующего сознательной
гражданственности. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для
образования личности становится приобщение ребенка к культуре своей страны,
своего народа. Посредством включения в патриотическое воспитание, приобщению к
культуре своего народа и отеческому наследию у ребенка воспитывается уважение и
гордость за землю, на которой он существует.

Актуальность проблем,
связанных с патриотическим воспитанием, на современном этапе развития общества
приобретает чрезвычайную значимость. В настоящее время русская народная игрушка
очень редко применяется на занятиях в качестве народно-прикладного искусства, и
еще реже в качестве средства патриотического воспитания. Это вызвано рядом
причин: недостаток знаний воспитателей о разнообразии русских народных
промыслов, вымирание либо замена народного искусства рыночными поделками.

Объект исследования: воспитание патриотизма у
детей.

Предмет исследования: русская народная игрушка
как средство воспитания патриотизма у дошкольников.

Целью исследования является изучение
народной игрушки как средства воспитания патриотизма у дошкольников.

Задачи исследования:

1.               
Дать сущностную характеристику русской народной игрушке как
средству патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Изучить историю
создания народной игрушки, охарактеризовать ее воспитательный потенциал.

2.               
Охарактеризовать формирование представлений о народных игрушках у дошкольников на разных
этапах дошкольного  детства

3.               
Определить степень изученности проблемы патриотического
воспитания в современном дошкольном образовании.

4.               
Проанализировать образовательные программы в контексте
реализации патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с
народной игрушкой.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Анализ научной литературы
и проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

Каждый народ является
хранителем исторически сложившихся воспитательных традиций, для того чтобы не
утратить исторической самобытности, необходимо развивать и воспитывать интерес
детей к традициям русского народа. Народная игрушка как декоративно-прикладное
искусство русского народа в настоящее время все реже используется на занятиях в
дошкольных образовательных учреждениях. Это обусловлено заменой народного
искусства рыночными поделками, новыми технологиями, недостатком знаний у
воспитателей о разнообразии народных промыслов. В процессе обучения и
приобщения дошкольников к культурным традициям возможности народной игрушки
отличаются многомерностью.

Народная игрушка является
важным средством для формирования у дошкольников достаточно устойчивого
интереса ввиду многообразия видов, материалов, функционального предназначения,
необычности орнамента, отличающих своеобразие русских промыслов; стимулирует
познавательную и творческую активность, выступает одним из средств
эмоционального воздействия.

Игрушки всегда  выполняли воспитательное значение: знакомили
детей с миром природы, бытом, развивали математические представления, моторику
рук, познавательные процессы, художественно-эстетическое восприятие формы и
цвета, приобщали к труду, способствовали умственному, сенсорному и речевому
развитию.

В рамках патриотического
воспитания русские народные игрушки прививают ребенку нравственные,
художественно-эстетические, познавательные ориентиры, гражданственность,
толератность, уважение к Родине, народным промыслам, труду народных умельцев. В
дошкольных образовательных организациях через ознакомление детей с русской
народной игрушкой происходит приобщение детей к традициям русской народной
культуры. У детей развивается интерес к истории возникновения русских народных
игрушек, формируются знания о разнообразии и назначении игрушки в воспитании
детей, воспитывается интерес и бережное отношение к культуре своего народа. В
ДОО организуются занятия, направленные на формирование у детей умений
изготавливать русские народные игрушки собственными руками, осваивать элементы
росписи. В результате зарождается интерес к народно-прикладному искусству,
русским народным промыслам.

На современном этапе в
дошкольном учреждении мало используется воспитательно-образовательный потенциал
народной игрушки, чаще используемой для оформления интерьера в качестве образца
художественной деятельности. Народную игрушку необходимо чаще использовать в
воспитательно-образовательной работе, и включать ее в игровую и продуктивную
деятельность ребенка (аппликацию, лепку, рисование).



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА: ХАРАКТЕРИСТИКА,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

1.1 Характеристика народной игрушки

 

Русские игрушки — это
собирательное название продукции русских народных промыслов, представленных
игрушками. Словарь Ожегова дает следующее определение: «вещь, служащая для
игры» [29].

 Народная игрушка является бесценным памятником
традици­онной культуры каждого этноса, так как отражает его миро­воззрение и
мироощущение, особенности быта и труда. Александрова Н.С. отмечает, что система
работы с русскими народными игрушками, основанная на этнопедагогических
принципах, способствует уточнению педагогических функций русских народных
игрушек (развивающая, игровая, развлекательная, компенсаторная, эстетическая,
информационная, коммуникативная, социокультурная, трудовая) [1].

В ходе исследования,
проведенного ученой, обосновывается не только педагогически оправданный выбор
народных игрушек (богородские, городецкие, дымковские, загорские, семеновские,
федосеевские) с выраженной национальной спецификой, но и их типология
(моторные, образные, театральные, игровые, музыкальные, дидактические, бытовые,
магические). Кроме того, Н.С. Александровой описывается необходимость включения
русских народных игрушек в систему образования посредством игры, учения,
общения для формирования национального самосознания, активизации детского
воображения и игрового творчества [1].

Подчеркивается, чтобы
ребенок как можно раньше усваивал лучшие представления о быте, характере,
традициях и обычаях своего народа.

По мнению Д.Г. Ефимовой,
семейные ценности и традиции, играющие ведущую роль в этнокультурном
образовании, возможно проследить на примере игр детей с народными игрушками,
призванными выполнять познавательные, коммуникативные функции [12].

Согласно  Д.Г. Ефимовой, кукла является отражением
особенностей жизни народов в разные исторические эпохи, средством приобщения
ребенка к родному языку, семейно-бытовым традициям, ценностным качествам
личности. У русского народа куклы связаны с традиционными календарными
праздниками крестьян, и их часто применяли при проведении различных обрядов в
Рождество, Крещение, Благовещение. Рукотворные куклы являлись средством
постижения тонкостей взаимоотношений, дети посредством кукол приобретали знания
о народном опыте, традициях, обычаях, обрядах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы