Курсовая теория на тему Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством знакомства с народной игрушкой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1 Характеристика народной
игрушки
ГЛАВА
2. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК
СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1.
Современное состояние проблемы патриотического воспитания дошкольников
Введение:
В изменившихся социально-экономических
и политических условиях актуальность проблемы патриотического воспитания
подрастающего поколения приобретает особую значимость. Главным средством
восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала общества,
безусловно, является возрождение национальных традиций, самобытной русской
культуры, отечественной истории. С рождения жизнедеятельность человека
обусловлена как социально-экономическими условиями, так и национальной
спецификой страны (народными обычаями, традициями, культурой и бытом). По мере
взросления ребенок привыкает к существующим морально-правовым нормам,
перенимает богатство языка, культурных традиций, норм поведения и общения, что
приводит к зарождению у него национальных черт, служащих основой для воспитания
гражданина-патриота.
Существуют
государственные программы, ориентированные на необходимость патриотического
воспитания детей. Ведущей задачей патриотического воспитания является
формирование патриотизма. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Правительством РФ
от 30.12.2015 г., ориентирована на все возрастные группы и социальные слои
граждан России. Программа обосновывает содержание патриотического воспитания в
современных условиях, намечает пути и механизмы реализации путей развития.
Одной из актуальных
проблем современности является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство
любви к Родине формируется в процессе накопления детьми знаний и представлений
об истории страны, труде и быте народа. В качестве средств приобщения к русской
культуре в дошкольных образовательных учреждениях используются народные
игрушки, благодаря которым ребенок воспринимает уникальность своего народа,
изучает историю своей страны, понимает значимость русской культуры. Личность
ребенка испытывает потребность в овладении ценностями культуры, ощущает
потребность в изучении традиций и обычаев русского народа. В сфере педагогической
деятельности необходимо возрождать русские национальные устои.
Анализ теоретических
исследований позволяют утверждать об особой актуальности патриотического
воспитания дошкольников. Несмотря на то, что в последнее время в дошкольных
образовательных учреждениях особое внимание уделяется патриотическому
воспитанию детей, в образовательной работе воспитательный потенциал народной
игрушки как средства патриотического воспитания недостаточно реализуется.
Народная игрушка
выступает в процессе обучения дошкольников как образец художественной
деятельности и народно-декоративной культуры, как элемент оформления интерьера
детского сада (А.А. Грибовская, Н.С. Александрова), как источник обогащения
предметно-развивающей среды. Учитывая вышеперечисленное, а также недостаточную
востребованность русских народных игрушек как произведений русской национальной
культуры и воспитательно-образовательного средства, становится необходимым
организация целенаправленной работы по использованию русской народной игрушки в
качестве средства патриотического воспитания. Соответственно необходимо
создание специально созданных педагогических условий, которые способны вызывать
у детей исследовательский интерес, яркий эмоциональный отклик, вызывать
патриотические чувства.
Требования современной
модернизации российского государства, а также становление гражданского общества
диктуют необходимость соответствия системы дошкольного образования формированию
у ребенка нравственно-патриотического облика, содействующего сознательной
гражданственности. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для
образования личности становится приобщение ребенка к культуре своей страны,
своего народа. Посредством включения в патриотическое воспитание, приобщению к
культуре своего народа и отеческому наследию у ребенка воспитывается уважение и
гордость за землю, на которой он существует.
Актуальность проблем,
связанных с патриотическим воспитанием, на современном этапе развития общества
приобретает чрезвычайную значимость. В настоящее время русская народная игрушка
очень редко применяется на занятиях в качестве народно-прикладного искусства, и
еще реже в качестве средства патриотического воспитания. Это вызвано рядом
причин: недостаток знаний воспитателей о разнообразии русских народных
промыслов, вымирание либо замена народного искусства рыночными поделками.
Объект исследования: воспитание патриотизма у
детей.
Предмет исследования: русская народная игрушка
как средство воспитания патриотизма у дошкольников.
Целью исследования является изучение
народной игрушки как средства воспитания патриотизма у дошкольников.
Задачи исследования:
1.
Дать сущностную характеристику русской народной игрушке как
средству патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Изучить историю
создания народной игрушки, охарактеризовать ее воспитательный потенциал.
2.
Охарактеризовать формирование представлений о народных игрушках у дошкольников на разных
этапах дошкольного детства
3.
Определить степень изученности проблемы патриотического
воспитания в современном дошкольном образовании.
4.
Проанализировать образовательные программы в контексте
реализации патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с
народной игрушкой.
Заключение:
Анализ научной литературы
и проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Каждый народ является
хранителем исторически сложившихся воспитательных традиций, для того чтобы не
утратить исторической самобытности, необходимо развивать и воспитывать интерес
детей к традициям русского народа. Народная игрушка как декоративно-прикладное
искусство русского народа в настоящее время все реже используется на занятиях в
дошкольных образовательных учреждениях. Это обусловлено заменой народного
искусства рыночными поделками, новыми технологиями, недостатком знаний у
воспитателей о разнообразии народных промыслов. В процессе обучения и
приобщения дошкольников к культурным традициям возможности народной игрушки
отличаются многомерностью.
Народная игрушка является
важным средством для формирования у дошкольников достаточно устойчивого
интереса ввиду многообразия видов, материалов, функционального предназначения,
необычности орнамента, отличающих своеобразие русских промыслов; стимулирует
познавательную и творческую активность, выступает одним из средств
эмоционального воздействия.
Игрушки всегда выполняли воспитательное значение: знакомили
детей с миром природы, бытом, развивали математические представления, моторику
рук, познавательные процессы, художественно-эстетическое восприятие формы и
цвета, приобщали к труду, способствовали умственному, сенсорному и речевому
развитию.
В рамках патриотического
воспитания русские народные игрушки прививают ребенку нравственные,
художественно-эстетические, познавательные ориентиры, гражданственность,
толератность, уважение к Родине, народным промыслам, труду народных умельцев. В
дошкольных образовательных организациях через ознакомление детей с русской
народной игрушкой происходит приобщение детей к традициям русской народной
культуры. У детей развивается интерес к истории возникновения русских народных
игрушек, формируются знания о разнообразии и назначении игрушки в воспитании
детей, воспитывается интерес и бережное отношение к культуре своего народа. В
ДОО организуются занятия, направленные на формирование у детей умений
изготавливать русские народные игрушки собственными руками, осваивать элементы
росписи. В результате зарождается интерес к народно-прикладному искусству,
русским народным промыслам.
На современном этапе в
дошкольном учреждении мало используется воспитательно-образовательный потенциал
народной игрушки, чаще используемой для оформления интерьера в качестве образца
художественной деятельности. Народную игрушку необходимо чаще использовать в
воспитательно-образовательной работе, и включать ее в игровую и продуктивную
деятельность ребенка (аппликацию, лепку, рисование).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА: ХАРАКТЕРИСТИКА,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1 Характеристика народной игрушки
Русские игрушки — это
собирательное название продукции русских народных промыслов, представленных
игрушками. Словарь Ожегова дает следующее определение: «вещь, служащая для
игры» [29].
Народная игрушка является бесценным памятником
традиционной культуры каждого этноса, так как отражает его мировоззрение и
мироощущение, особенности быта и труда. Александрова Н.С. отмечает, что система
работы с русскими народными игрушками, основанная на этнопедагогических
принципах, способствует уточнению педагогических функций русских народных
игрушек (развивающая, игровая, развлекательная, компенсаторная, эстетическая,
информационная, коммуникативная, социокультурная, трудовая) [1].
В ходе исследования,
проведенного ученой, обосновывается не только педагогически оправданный выбор
народных игрушек (богородские, городецкие, дымковские, загорские, семеновские,
федосеевские) с выраженной национальной спецификой, но и их типология
(моторные, образные, театральные, игровые, музыкальные, дидактические, бытовые,
магические). Кроме того, Н.С. Александровой описывается необходимость включения
русских народных игрушек в систему образования посредством игры, учения,
общения для формирования национального самосознания, активизации детского
воображения и игрового творчества [1].
Подчеркивается, чтобы
ребенок как можно раньше усваивал лучшие представления о быте, характере,
традициях и обычаях своего народа.
По мнению Д.Г. Ефимовой,
семейные ценности и традиции, играющие ведущую роль в этнокультурном
образовании, возможно проследить на примере игр детей с народными игрушками,
призванными выполнять познавательные, коммуникативные функции [12].
Согласно Д.Г. Ефимовой, кукла является отражением
особенностей жизни народов в разные исторические эпохи, средством приобщения
ребенка к родному языку, семейно-бытовым традициям, ценностным качествам
личности. У русского народа куклы связаны с традиционными календарными
праздниками крестьян, и их часто применяли при проведении различных обрядов в
Рождество, Крещение, Благовещение. Рукотворные куклы являлись средством
постижения тонкостей взаимоотношений, дети посредством кукол приобретали знания
о народном опыте, традициях, обычаях, обрядах.