Курсовая теория на тему Воспитание интереса к природе и родному краю у детей дошкольного возраста средствами туризма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Теоретические
основы детского краеведения и детского туризма
1.2 Специфика проведения
туристско-краеведческой работы в ДОУ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
В национальной системе образования определены
стратегические задачи в современном обществе в воспитании подрастающего
поколения, формировании у него мировоззренческих убеждений, высокой морали,
духовности и культуры.
Значительный потенциал для достижения этих задач
заложен в педагогическом наследии и истории образования России. Вместе с тем
приходится констатировать, что не все ее периоды и педагогические явления
достаточно изучены.
Среди них и краеведческо-поисковая работа детей и
молодежи. В разные годы на положительное значение краеведения в воспитании
детей указывали ученые и педагоги К. Ушинский, О. Духнович, С. Русова, Г.
Ващенко, С. Рудницкий, В. Геринович, П. Тутковский, А. Макаренко и другие.
Исключительно важную роль ближайшего окружения в
формировании духовности, гражданских убеждений и патриотических чувств, высокой
культуры и морали, неоднократно подчеркивал В. Сухомлинский. Природа, язык,
история родного края – это те источники, из которых, по его мнению, питается могучее
чувство любви к Родине. Реализация указанных задач невозможна без формирования
у ребенка ценностного отношения к родному краю.
Данная проблема приобретает особое значение в
дошкольном возрасте, когда происходит естественная интеграция ребенка в
духовный мир родного народа. На приобщении ее к системе культурных ценностей и
традиций народа, воспитании уважительного отношения к его ценностям и родному
языку, потребность формирования ценностного отношения к родному краю, к природе
в период дошкольного детства отражена в исследованиях современных ученых А.
Богуш, Н. Бондаренко, Н. Виноградовой, Н. Гавриш, Р. Жуковской, В. Лаппо, Н.
Лысенко.
В течение последних десятилетий роль краеведения исследовалась
в воспитании определенных качеств личности, разрабатывались вопросы теории и
методики краеведения, преимущественно – школьного. Однако содержание и
организационно-педагогические условия проведения краеведческо-поисковой работы в
отношении детей дошкольного возраста не были предметом специального исследование.
Объект исследования: процесс проведения туристской работы
с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду.
Предмет исследования: педагогические условия
организации краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель работы: проанализировать воспитание интереса к
природе и родному краю у детей дошкольного возраста средствами туризма.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить
следующие задачи:
— рассмотреть
теоретические основы детского краеведения и детского туризма;
— охарактеризовать технологические особенности
организации коллективной туристско-краеведческой работы в учреждении
дошкольного образования;
— проанализировать
специфику проведения туристско-краеведческой работы в ДОУ;
— изучить принципы и организационно-педагогические
условия проведения туристско-краеведческой работы со старшими дошкольниками.
Для достижения цели использованы методы исследования,
а именно: изучение и анализ педагогической, методической, краеведческой
литературы по проблеме исследования, периодики дошкольного воспитания,
классификация, конкретизация научной информации, синтез, обобщение.
Структура работы: введение, основная часть,
заключение, список литературы. Объем работы: 29 страниц печатного текста. Список
литературы содержит 16 источников.
Заключение:
В результате проведения научного исследования мы
пришли к следующим выводам:
Нами раскрыты теоретические основы детского краеведения
и детского туризма. Выяснено, что туристическая деятельность в наибольшей
степени связана с пребыванием человека в разных природных условиях. В
наибольшей степени это определяется в путешествиях родным краем. Именно такая
работа наиболее приемлема в ее организации детей дошкольного возраста.
Традиционными формами педагогической работы в садах, которая имеет туристическое
направление, пешие переходы, экскурсии разных видов, туристические путешествия,
целевые прогулки и тому подобное. Главный акцент в таких мероприятиях определяется
созданием условий взаимодействия человека и природы и приобретения им необходимых
относительно этого навыков.
Туризм является специальным видом рекреационной и
спортивной деятельности, разновидностью активного отдыха, который имеет
активный характер и предполагает познание человеком своего края, условий
пребывания в природной среде.
Детский туризм является разновидностью туризма, однако
он в большей степени основывается на сочетании физкультурно-двигательных и
оздоровительных мероприятий. Этот вид туризма обуславливает свою специфику
возрастными и физическими возможностями детей.
Краеведение является деятельностью по изучению истории
и культуры определенного края, однако оно не всегда связано с активным
туризмом. Пассивными видами краеведения является работа с картой,
фотоматериалами, посещение музеев, интересных исторических мест.
В содержание краеведческой работы с детьми входит
ознакомление их с природой, историей, культурой родного края; изучение названий
важных улиц и площадей города, его парков, памятников. Формы проведения
краеведческой работы с дошкольниками делятся на непосредственные (пешие переходы,
детский туризм, мини-путешествия выходного дня совместно с родителями, экскурсии
и т. п.) и косвенные, что углубляют и закрепляют приобретенные знания детей о
родном крае (просмотр видеоматериалов, фотоальбомов, чтение произведений о
родном крае, «краеведческие посиделки « и т. п.).
Мы охарактеризовали педагогические принципы и организационно-педагогические
условия проведения краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста
в ДОУ. Такими условиями являются:
1) использование потенциала детского туризма в
проведении краеведческой работы со старшими дошкольниками;
2) взаимодействие детского сада с родителями
воспитанников по проведению совместной краеведческой работы;
3) соблюдение условий при проведении краеведческой
работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования туристического краеведения
в работе с дошкольниками в учреждении дошкольного образования
1.1
Теоретические
основы детского краеведения и детского туризма
В
последние годы в практику учреждения образования разных уровней все активнее
внедряются формы туристической, рекреационно-оздоровительной и краеведческой
работы. Будучи разными по своей сути, направленными на разные виды пребывания
человека в окружающей среде, обозначены формы работы имеют и общую основу –
знакомят тех, кто принимает в них участие, с определенной местностью, в которой
эта деятельность организуется. В отношении детей дошкольного возраста следует
отметить, что все перечисленные направления туристско-оздоровительной работы
традиционно используются. Однако, в последние годы больше внимания педагоги
стали уделять повышению эффективности каждого из видов работы, с тем, чтобы
ознакомить детей с родным краем, организовать их интересный, содержательный
активный отдых на природе, научить их необходимых способов взаимодействия с
природой и безопасности поведения в ней.
Рассмотрим
определенные направления работы с детьми более подробно через конкретизацию их
сущности и понятий.
Краеведение
– сбор, накопление и популяризация сведений о определенной территории с разных
точек зрения: географии, геологии, метеорологии, растительного и животного
мира, населения, хозяйства, истории, культуры и тому подобное[1]. Есть также общественным
движением. Известный ученый Л. Берг определял данный вид деятельности, как
малую географию, указывая, прежде всего,
на поисковые, исследовательские и другие особенности по изучению окружающего
мира[2].
Краеведение
имеет следующие функции – научную, учебную, педагогическую. Бесспорно,
педагогическая функция будет конкретизирована теми особенностями ее
осуществления, которые будут определять организацию, обучающую направленность,
наличие педагогической цели и задач работы, а также подбор педагогами
соответствующих форм и методов краеведческой работы.
Существует
несколько определений этого термина, в частности О. Остапец считает, что
краеведение — это комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и методам
исследования, ведущих к единой цели — научному и всестороннему познанию края.
Между краеведением и туризмом существуют полный практический контакт и единство
целей. Изучая особенности родного края, туристы часто становятся краеведами, а
краеведы – туристами.
По
определению современного словаря языка, краеведческо-туристическая деятельность
– это интегрированный способ обучения и развития детей. Основная направленность
заключается в организации и проведении путешествий по родному краю:
прогулок-походов, пешеходных переходов, целевых прогулок, экскурсий (краеведческих,
производственных, географических и др.), путешествий. Каждая из таких путешествий
имеет воспитательную цель. Сегодня практики осознают, что дошкольное учреждение
не должно быть «школой для маленьких» с присущей ему предметной системой. На то
он и садик, чтобы выращивать, лелеять личности, учить детей умения жить,
ориентироваться в окружающей среде. Прослеживается тенденция к поиску новых
ориентиров, образовательных технологий, форм работы, которые бы определяли
своеобразие каждого заведения.
Как
отмечает исследовательница А. Тихонова, каждый педагогический коллектив ищет
свои пути к решению этой задачи. Во многих детских учреждениях ведется
краеведческо-туристическая работа с детьми. Знать свой край – это священный
долг каждого гражданина. В. Лаппо в диссертационном исследовании отмечает: «Будешь
любить родной город, уважать людей, которые рядом – будешь любить Россию»[3]. В процессе
краеведческо-туристической деятельности ребенок дошкольного возраста шаг за
шагом накапливает знания о своей родословной, своем саде, родной природе, улице,
микрорайоне, городе, стране в неразрывной связи с изучением народного наследия,
обычаев родного края, истории и языка. Так у ребенка воспитывается чувство
гордости за свой народ, формируется национальное мировоззрение. Аргументом в
пользу краеведческо-туристической деятельности является путешествие –
творческий процесс, в котором взрослые и дети вместе выполняют определенные
задачи. В естественных условиях исчезает тот барьер, существующий между
воспитателем и воспитанником «в четырех стенах». Создается просто уникальная
педагогическая ситуация. Дети не замечают, что их учат, потому что они
сотрудничают с взрослыми. Облегчаются и детские взаимоотношения.
[1]
Грищишина Т.
И. Маленькие туристы. Краеведение и туризм в дошкольном учреждении / Т. И.
Грищишина. – М.: Высь, 2016. — с. 41
[2]
Пангелов Б. Организационно-методические
основы туристско-краеведческой работы с детьми в условиях дошкольного
образовательного учреждения / Б.Пангелов // Педагогика, психология и
медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2017. — Вып 6.
— С. 221.
[3]
Лаппо В. В.
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к родному краю / В.
В. Лаппо.: Гардарики, 2018. — с. 76