Естествознание, обществознание и методика их преподавания Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Воспитание экологической культуры у младших школьников через внеклассную работу

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

1. Психолого-педагогические основы экологического
воспитания младших школьников. 5

1.1 Значение экологической культуры младшего школьника
(термины , образование) 5

1.2 Формы внеклассной работы.. 11

1.3 Организация и методика проведения экологических
внеклассных мероприятий  15

Заключение. 18

Список литературы.. 20

  

Введение:

 

Актуальность темы. История
человечества неразрывно связана с естествознанием. Вопросы традиционного
человеческого взаимодействия стали глобальной экологической проблемой. Если
люди не научатся заботиться о природе в ближайшем будущем, они уничтожат себя.
И для этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И
необходимо начинать экологическое образование с младшего школьного возраста,
потому что на этом этапе полученные знания в последствии могут быть
преобразованы в сильные убеждения. Я считаю, что экологическое образование —
самое важное в наше время.

 Человек является частью природы: он не может
существовать вне природы, он не может нарушать свои законы, по которым
существует мир вокруг него. Только научившись жить в полной гармонии с
природой, человек сможет спасти самое удивительное творение природы — жизнь на
Земле.

 В условиях научно-технического прогресса
проблема экологии возрастает с каждым днем. В последнее время водоемы
становятся более загрязненными и становятся безжизненными, теряют плодородие
почвы, истощаются флора и фауна — это тревожный знак, требующий разумного
отношения к окружающему нас миру

 Экологические проблемы должны отслеживаться на
уроках и факультативных занятиях  регулярно. Однако в настоящее время качество и
эффективность школы в области экологического образования нельзя считать
удовлетворительной. Начальная школа, которая является одним из важных
учреждений для формирования личности ребенка, предоставляет только общие,
первичные знания о природе и ее защите. Дальнейшее отношение ребенка к природе
будет в первую очередь зависеть от того, как он осознает ценность природы и
насколько глубоко будет развиваться его моральное отношение к природным
объектам.

Цель исследования: изучить воспитание экологической культурой младших школьников через
внеклассную работу

Объект исследования: методы экологического воспитания
младших школьников.

Предмет исследования: процесс воспитания  экологической культуры детей младшего
школьного возраста во внеклассной работе.

Были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть значение экологической
культуры младшего школьника (термины , образование);

определить наиболее эффективные формы внеклассной работы  в процессе воспитания детей младшего
школьного возраста;

— изучить организацию и методику
проведения экологических внеклассных мероприятий.

Для решения задач, поставленных в курсовой работе,
использовались теоретические методы – анализ психологической литературы по
изучаемой проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения
и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный мир ставит перед человечеством
необходимость формирования новой модели поведения в системе «человек-природа»,
благодаря которой оно сможет гармонично взаимодействовать и сосуществовать с
природой. Условия для формирования данной модели поведения могут быть созданы в
процессе экологического образования, просвещения и воспитания.

Стоит отметить, что данный процесс не должен быть
ограничен рамками одного урока или школьного предмета. Он должен носить
постоянный, интегративный характер, привлекать, обобщать и суммировать знания
различных дисциплин. Экологическое образование в XVIII-XIX вв. реализовывалось
только в рамках предмета «Биология», как особое направление образования оно
было выделено 70-х гг ХХ в.

Отличительной особенностью экологического образования
XXI в. является широкое внедрение принципов устойчивого развития. Т.о. в настоящее
время происходит реализация экологическое образование в интересах устойчивого
развития.

Проблема экологического воспитания младших школьников
достаточно рассмотрена известными учеными и педагогами. Они определили цели,
задачи, принципы, средства, формы и методы работы с учащимися младших классов.
Раскрыли особую роль внеклассной работы при формировании всех составляющих
экологической культуры, и содержание экологической воспитанности.

Рассмотрев методическую и научную литературу, можно
заключить, что современные технологии, применяемые для экологического
воспитания учащихся, на наш взгляд, слабо разработаны. Сформировать
экологическую культуру младшего школьника возможно только при совмещении разных
типов и видов внеклассной работы. Благодаря разнообразной деятельности младшие
школьники имеют возможность овладевать глубокими знаниями о взаимосвязях
человека с природой, а так же имеют возможность увидеть и понять экологические
проблемы современности и научиться умению охранять природу.

Деятельность школьников реализуется в различных типах
внеклассных занятий (индивидуальные, групповые, массовые). На индивидуальных
занятиях младшие школьники наблюдают за отдельными видами растений, животных,
грибов и т.п., так же наблюдают и за природными сообществами, расположенным в
близи школы.

В индивидуальных занятиях больше ценятся такие
наблюдения, которые приводят учащегося к выводам о значении живых организмов в
жизни человека, об оценки их состояния на обследуемой площади и порождают
желание своим трудом улучшить окружающую человека действительность (озеленение
улиц, очистка участков леса от сушняка, подкормка птиц зимой).

Использование разнообразных форм работы, их разумное
сочетание, будет увенчано успехом в экологическом воспитании современных
школьников. Эффективность можно определить преемственностью деятельности
младших школьников, условиями современной школы и условиями окружающей природы.

При формировании экологической культуры младших
школьников большую роль играют массовые внеклассные занятия (праздник,
утренник, ролевая игра на экологическую тему

В рамках организации внеклассной работы по экологическому
образованию педагог может использовать множество методов и форм работы. Однако
анализ опыта работы преподавателей свидетельствует о том, что в настоящее время
во внеклассной работе экологического содержания предпочтение отдаѐтся
лабораторным работам или практическим занятиям. Объектами этих работ являются
различные представители флоры и фауны.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Психолого-педагогические основы экологического воспитания
младших школьников

1.1 Значение экологической культуры младшего школьника
(термины , образование)

 

 Формирование экологических представлений
младших школьников происходит в процессе экологического образования и
неразрывно связано с ним. Вследствие этого, прежде всего, необходимо выяснить:
что включает в себя понятие «экологическое образование». Есть несколько
определений этого понятия. Давайте рассмотрим некоторые из них.

 Итак, Т.Н.
Алексеева считает, что экологическое образование является педагогической и
методологической областью знаний об организации процесса развития экологической
культуры [1, с. 137].

 В. П. Антонов
классифицирует экологическое образование как элемент общего образования и
связывает его с мастерством учащихся через новые основы взаимодействия природы
и общества. [2, с.108].

 Л.И. Ефименко
определяет экологическое образование как педагогически ориентированное
воздействие на младших школьников, в ходе которого они изучают научные основы
для решения проблем взаимодействия общества и природы, осваивают прикладные
знания, практические навыки и навыки охраны природы. [6, с.156].

 О. Надина
считает, что экологическое образование — это не часть образования, а новое
значение и цель современного образовательного процесса — уникальное средство
сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.. [10].

И.А.Хайзбулина, И.И.Николаева
дают
экологическому образованию следующее определение: «Экологическое образование –
это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный
на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных
ориентаций,  поведения и деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и
здоровью» [14].

 По нашему
мнению, это определение лучше всего описывает экологическое образование для
детей младшего школьного возраста.

По мнению авторов указанных выше, одной из основных
задач экологического воспитания является воспитание школьниками представлений
об взаимодействии человека с природой. В педагогике процесс взаимодействия
общества (человека) и природы рассматривается в двух аспектах:

 использование природы как
средства воспитания;

 — формирование
определенного отношения к природе в соответствии с уровнем развития и
потребностями общества [3].

 Исторически
приоритет принадлежит первому направлению. В классической педагогике обоснованы
и разработаны положения, касающиеся содержания знаний о природе, значения
природы в нравственно-эстетическом формировании личности, места и важности
общения с природой для младшего школьника. [3, с. 75].

Поэтому формирование экологических концепций у младших
школьников является непрерывным процессом воспитания, обучения и развития
ребенка, направленным на формирование его экологической культуры, которая
проявляется в сознательно правильном отношении к природе  [8, с. 524].

 Экологическая
культура как дисциплина зародилась в контексте культурологии. Обострение
экологических проблем привело к необходимости этой дисциплины и необходимости
переосмыслить значение природы в жизни человека. На фоне экологических проблем
начала развиваться экология, первоначальной темой экологических исследований стал
поиск знаний о живых растениях и организмах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы