Курсовая теория на тему Воспитание духовно-нравственной позиции школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблем духовно-нравственного воспитания в педагогической науке 5
1.1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания 5
1.2. Возможности духовно – нравственного воспитания дошкольников в педагогической системе 7
Глава 2. Методы и средства духовно-нравственного воспитания в системе современного образования 12
2.1. Организация педагогического процесса по формированию у школьников духовно – нравственного воспитания в процессе спортивно – туристской деятельности 12
2.2 Формы и содержание методического сопровождения школьников в формировании основ духовно – нравственного воспитания в процессе реализации спортивно – туристкой деятельности 17
Заключение 27
Список литературы: 28
Введение:
В настоящее время важным показателем развития личности дошкольника являются воспитание у дошкольника духовно – нравственного развития. Тенденция современного общества такова, что процесс духовного развития подростков чрезвычайно затруднен. Подрастающее поколение предпочитает проводить время в обществе гаджетов, все больше подростков теряют интерес к общению, взаимодействию, готовность к сочувствие. Не случайно в концепции развития образования детей на 2030 год, развитие личностных характеристик подростков определены как первостепенные направления работы с подрастающим поколением, обозначена потребность в современно – образованных, нравственных людях способных к сотрудничеству, сочувствие и принятию решений в ответственные моменты, отличающихся мобильностью и нравственным подходом к жизни. Школьный период отличается особенно интенсивным развитием общения, именно в этот период происходит перестройка общения с окружающим миром, коммуникативные способности и умения выходят на новый уровень, исходя из данных потребностей становится очевидным необходимость помощи позволяющим подрастающему поколению воспитывать духовно – нравственные потребности. Исследованием данного направления занимались многие известные психологи, физиологи, педагоги Л.И. Божович , Л.С. Выготский , А.М.Прихожан, и все они отмечали, что данный период развития ребенка наиболее сложный в формировании духовно – нравственных ценностей.
Отсутствие опыта в налаживании конструктивных отношений с окружением приводит к конфликтным ситуациям и неприятие обществом дошкольника. В этой ситуации на педагога ложится ответственность по оказанию помощи подростку, то есть создание благоприятных условий для формирования личности. (Ш.А.Амонашвилли, А.С. Белкин, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, А.А. Леонтьев, С.Н. Лысенкова, и др.). Создавая условия для общения, педагог дает возможность подростку получить навык духовно – нравственной позиции в обществе.
В данной ситуации возникает необходимость привлечения подростков во внеклассную, внешкольную деятельность. Такой вид активности школьника имеет возможность учитывать интересы и наклонности дошкольника, так же является своеобразной платформой для отработки духовно – нравственной позиции ребенка дошкольного возраста.
Цель исследования: нахождение научно-методического знания по формированию у дошкольников духовно – нравственной позиции.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. На основе теоретического анализа раскрыть сущность духовно – нравственной позиции ребенка дошкольного возраста.
2. Обосновать возможность формирования духовно 0нравственной позиции у дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение научно-теоретической литературы по исследуемой проблеме: Л.И. Лубышева, Н.Б. Стамбулова, М.И. Станкин, А.В. Царик), В.В.Белорусова, Н.Н.Визитей, Н.И. Пономарев, И.Н. Решетень, Л.И. Рогалева, М.И. Станкин.
Заключение:
Для решения задачи, связанной с духовно – нравственном развитием школьника нами был проведен анализ психолого-педагогических исследований Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.В.Бордовской, Л.С. Выготскиого, Л.И. Гурье, Л.И.Анцыферова, А.С. Белкин, Л.И.Божович, и др.
Нами были определены ведущие формы методической помощи школьникам в соответствии со структурными компонентами духовно – нравственного воспитания и развития ребенка школьного возраста. Развитие когнитивного компонента осуществляется путем создания для подростков учебных заданий, практических ролевых ситуаций, позволяющих активизировать мыслительный процесс в процессе спортивно-туристской деятельности. Формирование эмоционально-мотивационного компонента умения сотрудничать обеспечивает деятельность внутри и совместно с коллективом, которая способна вызывать эмоциональный отклик, и таким образом влиять на личностное изменение подростка. На развитие поведенческого компонента влияет возможность участия субъекта в коллективно – групповой деятельности с последующей рефлексией.
Спортивно – туристская деятельность обладает широким воспитательным потенциалом, направленным на формирование у школьников духовно – нравственной позиции, так как обладает рядом качеств, романтизм, свобода, самореализация, которые в первую очередь являются привлекательными для детей школьного периода в силу особенностей возраста. Обладает возможностью организации коллективного взаимодействия, педагогическими методами, эмоциональной окрашенностью и соревновательно – игровой направленностью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблем духовно-нравственного воспитания в педагогической науке
1.1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
В данном параграфе мы рассмотрим сущность духовно –нравственного воспитания дошкольников.
Для выполнения нашего исследования необходимо рассмотреть различные подходы к определению понятия «духовно – нравственные ценности».
Исследования духовности и нравственности в российской педагогике и психологии активно стало продвигаться во второй половине 20 века, основоположниками направления считаются западные психологи К.Ноблс, Р. Эммонс, Х. Гарднер. В отечественной психологии наиболее значимые исследования представлены в работах В.В. Знакова , он предложил систематизацию психологического изучения духовности (рис.1).
Рис.1.1. Систематизация психологического изучения духовности в современной российской психологии по В.В. Знакову.
С.Л.Рубинштейн выделял три основных компонента в исследовании духовной сферы человека: ценностно – смысловой который зависит от направленности личности, ментальный, то есть зависящий от умственных и творческих возможностей и ценностно – нравственный или эмоционально – волевой. Духовные способности человека неразрывно связаны с возможностями личности. По мнение В.Д.Шадрикова , духовные способности, помогают человеку понять предназначение человека, познать личностный смысл. Духовные способности в первую очередь направлены на познание людей и являются определяющими в успешности человека. В. Д. Шадриков говорит, что духовные способности человека являются способностью к самопознанию, соотнесению себя и мира при помощи духовных способностей формируется личностный смысл человека, развиваются личностные качества, способствующие проявлению духовности.
Таким образом, можно сделать вывод, что духовность, духовные способности является необходимым качеством для гармоничного развития личности ребенка. На основании рассмотренного материала, можно увидеть, духовность с точки зрения психологии и с точки зрения религии имеет множество точек соприкосновения, не противоречит друг другу, а дополняет и интегрируется. Академик Моисеев Н.Н. говорил, что «состояние духовной пустоты» наполняет умы. И это связано с влиянием окружающей действительности, отсутствием личностного смысла, что ведет к потере надежды, веры в перспективу.
Рассматривая направления изучения духовности, можно сделать вывод понятие духовности очень многогранно и не имеет четко сформированного определения, эта многогранность и неопределенность затрудняет процесс изучения данного аспекта. Поэтому ученые использовали разные подходы к изучению понимания духовности, так Г.А. Ожиганова предлагает рассматривать духовность с помощью интегративного подхода и оперировать такими понятиями духовные способности» и «духовный интеллект».
Духовное воспитание формирует ценностное отношение, к жизни которое является основой самореализации человека в жизни. Воспитание духовности формирует чувства, которые придают личностный смысл человеку — чувство справедливости, долга, ответственности.