Курсовая теория на тему Воспитание дружеских отношений у детей 3-4 лет посредством сказки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ 5
1.1 Дружеские отношения в педагогической психологии 5
1.2 Особенности воспитания детей 3-4 года 12
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В ДЕТСКОМ САДУ 19
2.1 Сущность и специфика сказки как литературного жанра 19
2.2 Классификация сказок 23
2.3 Возможности сказки в детском саду 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Последнее время можно всё чаще видеть примеры детской жестокости, буллинга, агрессивности детей по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Воздействие далеко не нравственных мультипликационных фильмов на детей проявляется в том, что у них изменяются представления об основных жизненных ценностях и духовно-нравственных качествах: о добре, честности, милосердии, взаимопомощи.
Как известно, с самого первого появления на свет ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому принято считать, что начиная с раннего детского и младшего дошкольного возраста очень важно показать ребёнку нравственную составляющую каждого поступка.
Перед нами стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить дошкольника, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее?
Этому способствует нравственное развитие и воспитание дошкольников.
В детском саду у детей интенсивно развивается эмоциональная личностная сфера, когда преобладают чувства, определяя поступки ребёнка, выступают в качестве мотивов детских действий. В процессе знакомства дошкольников с общественной жизнью происходит рост нравственных чувств, становление хорошей и правильной позиции к жизни в целом.
Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. В соответствии с ФГОС одним из направлений развития является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на социализацию ребёнка. Одним из эффективных средств, оказывающее положительное воздействие для общения взрослых и детей является сказка. Сказка помогает создать нечто особенное, практически ни с чем несравнимое отношение, вырабатывает нежные и серьёзные чувства, способствует усвоить нравственные нормы, знакомит с добром, милосердием, честностью. Сказка представляет элемент культуры и, прежде всего, её эстетической составляющей. Каждая сказка нацелена на социально-педагогический эффект, помогая обучать, воспитывать, предупреждать, учить.
В данной курсовой работе сказка рассматривается как одно из средств воспитания дружеских отношений детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: теоретически обосновать возможности использования потенциала сказки для воспитания дружеских отношений у детей 3-4 лет.
Объект работы – процесс воспитания дружеских отношений у детей 3-4 лет.
Предмет работы – возможности использования сказки для воспитания дружеских отношений у детей младшего дошкольного возраста.
С учётом поставленной цели, предмета и объекта исследования были определены следующие задачи:
— изучить позиции разных авторов к понятию «дружеские отношения» в психологической психологии;
— выявить особенности воспитания детей 3-4 лет;
— раскрыть сущность, классификацию и особенности сказки как литературного жанра;
— рассмотреть возможности сказок в детском саду.
Были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по изученной проблеме; конкретизация изученного материала; систематизация и классификация; наблюдение; экспериментальная работа на уроках литературного чтения в начальной школе.
Теоретической основой исследования явились педагогов и психологов, исследовавших дружбу и дружеские взаимоотношения: А.А. Аржановой, А.В. Булатовой, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, Р.А. Репиной и др.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которой состоит из параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы, сформулированные в ходе написания работы.
Первая глава раскрывает различные подходы к определению понятия «дружеские отношения». В процессе изучения разных позиций, было выделено, что дружеские отношения представляют достаточно сложный, многогранный процесс, способствующий становлению ребёнка и развитию общения со сверстниками. Благодаря новым знаниям ребёнка о партнёре, дошкольник учится проявлять интерес к тем аспектам личности сверстника, не отмеченные до этого. Вышеперечисленные аспекты позволяют выделить у сверстника сформированные характеристики и выделить более целостный образ.
Необходимо отметить, что дружеские отношения у детей младшего дошкольного возраста складываются на основе проявления симпатии, общих интересов. Дети часто образуют команду, что происходит в процессе игровой деятельности.
В ходе решения задачи о выделении особенностей воспитания детей 3-4 лет, было отмечено, что данный возраст отличается своеобразными характеристиками, поскольку именно в три года психологи выделяют кризис трёх лет, когда ребёнок проявляет непослушание, показывает свой характер. И порою родителям и педагогам приходится прикладывать усилия, чтобы, не травмируя ребёнка, отвлечь от отрицательных эмоций. Поэтому необходимо проявлять спокойствие, терпение, чуткость. Большую роль в воспитании играет общение между ребенком и взрослым, в процессе которого формируются доверительные отношения.
Во второй главе данной работы раскрыта сущность и характерные особенности сказки как литературного жанра, существующие распространённые классификации сказок.
Сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышлению детей. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, на примере сказки очень хорошо усваиваются ими нравственные нормы, развивается нравственная сфера личности ребёнка. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
В ходе изучения современного состояния педагогической практики об особенностях работы над сказками как средства нравственного воспитания дошкольников на занятиях чтения показало, что воспитатели детского сада активно работают над данной проблемой и используют в своей практической работе различные формы работы со сказками. Использование сказок на занятиях чтения способствует воспитанию культуры чувств у детей. В ходе знакомства с различными сказками у детей создаётся представление о жизни и смерти, добре и зле, гневе и сострадании, любви и ненависти, бездушии и милосердии.
В ходе данной работы были сделаны выводы о том, что для воспитания дружеских отношений детей 3-4 лет полезны следующие формы работы со сказками: театрализованное исполнение сказок; беседы о поведении сказочных героев (причины их успехов и неудач); проведение различных конкурсов, к примеру, конкурса «Юные знатоки сказок», «Сказки в рисунках», «Стихи о сказочных героях»; выставки рисунков дошкольников по мотивам сказок.
Также активное использование сказок на занятиях чтения способствует формированию нравственной вocпитаннocти дошкольников. Устное народное творчество является неиссякаемым источником для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей. Поэтому считаем, что тема курсовой работы актуальна, ведь нравственное воспитание ребёнка является центральным ориентиром в развитии личности. При этом сказка способствует формированию определённых ценностей, идеала. Идеал для ребёнка — далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
1.1 Дружеские отношения в педагогической психологии
Формирование дружеских взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста исследовалась многими отечественными педагогами и психологами.
По мнению А.Г. Рузской, «взаимоотношения — субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения» [20, с. 98]. Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены. Феномен избирательности обусловлен сферой человеческой потребности.
Дружеские взаимоотношения формируются на основе дружбы. Определение понятия «дружеские отношения», является важным аспектом в решении проблемы формирования дружеских взаимоотношений. Дружеские отношения базируются на дружбе, и если дружба — это искомое состояние, то дружеские отношения — это процесс. В связи с этим, для лучшего понимания процесса требуется понять состояние, в котором этот процесс происходит.
В.А. Сухомлинский, исходя из своих наблюдений, считал, что основу дружбы составляет стремление к взаимодействию, которое обретается в единстве мыслей, интеллектуальных чувств и эстетических потребностей детей «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то своё» [21, с. 18].
На этой основе, формируется не только сама дружба, но и избирательность. Ребёнок младшего дошкольного возраста, общается не просто для удовлетворения этой потребности, но качественно выбирает, кто ему более симпатичен, с кем