Курсовая теория на тему Воспитание детей на основе семейно-нравственных ценностей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНО-НРАВТСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ 5
1.1. Понятие и критерии формирования семейно-нравственных ценностей 5
1.2. Педагогический аспект формирования и развития семейно-нравственных ценностей 8
Вывод к главе 1 12
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ 13
2.1. Влияние семейного воспитания на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста 13
2.2. Особенности семейно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 15
2.3. Семейно-нравственное воспитание детей средствами изобразительного искусства 19
Вывод к главе 2 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
В современном обществе главным институтом воспитания является семья. Для маленького ребенка семьей является целый мир, в котором он не только живет, но и развивается, делает открытия, учится радоваться и любить. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребенка, также в семье он получает первый жизненный опыт, делает свои первые открытия. То, что ребенок смог приобрести закладывается у него в памяти и сохраняется в течение всей жизни. Важной особенностью семьи является то, что в ней ребенок находится в течение значительного времени своей жизни.
Проблема семейно-нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Формирование духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Одним из важных требований федерального государственного стандарта начального образования последнего поколения является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Это и обосновывает актуальность данной работы.
Объект исследования – семейно-нравственные ценности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс воспитания детей по средствам семейно-нравственных ценностей.
Цель работы – теоретически рассмотреть воспитание детей на основе семейно-нравственных ценностей.
Задачи:
— рассмотреть понятие и критерии формирования семейно-нравственных ценностей;
— проанализировать педагогический аспект формирования и развития семейно-нравственных ценностей;
— изучить влияние семейного воспитания на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста;
— рассмотреть особенности семейно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
— проанализировать семейно-нравственное воспитание детей средствами изобразительного искусства.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:
● Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);
● Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);
● Интерпретационный метод.
Теоретическая основа. Работы А. Макаренко, Ю. Азарова, Ш. Амонашвили, А. Мудрика, А. Бойко, И. Марченко, В. Сухомлинского С. Акутиной, и других ученых раскрывают педагогический аспект формирования семейных духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятия.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводы к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 23 страницы, список использованной литературы включает 20 наименований.
Заключение:
Семейно-нравственные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Дошкольное детство является начальным периодом становления личности, когда формируются основы характера, отношение к окружающему миру, людей, к себе, усваиваются нравственные нормы поведения, важные для личностного развития качества психики. Одним из первых моральных потребностей есть потребность в общении. Удовлетворяется она в процессе взаимодействия с взрослыми, которые подбирают педагогическое целесообразное содержание и средства общения. В нем ребенок получает первый опыт нравственного поведения. Это отнюдь не означает, что взрослый формирует ее по собственному замыслу или образцам. Ребенок развивается только тогда, когда сам активно действует.
В результате плодотворной работы постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Ценности очень важны в воспитании детей, поскольку они глубоко влияют на все поведение и отношения, а также на наши решения и отношения. Чтобы ценность действительно была вашей, вы должны действовать в соответствии с ней, и ваше поведение должно отражать ее, а не просто принимать ее на словах или думать, что вы должны ей следовать.
Понимание концепции ценностей и важности обучения им своих детей дает родителям мощный способ влиять на своих детей и защищать их от неблагоприятных сил, с которыми они могут столкнуться во внешнем мире.
Родители не беспомощны перед реалиями нашей культуры и средствами массовой информации, которые нападают на их систему убеждений и превращают практику здорового воспитания в упражнение в «плавании против течения».
Ценности могут меняться и меняются со временем, возрастом и опытом. Некоторые ценности становятся менее важными по мере того, как важность других возрастает. Родители могут ценить разные черты своих детей в разное время, потому что они сами меняются и потому что их ожидания в отношении детей разного возраста различаются.
Сколько семей, столько особенностей воспитания, и, тем не менее, можно выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.
В процессе воспитания ребёнка средствами искусства происходит формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве. В музыке формируется умение выделять звуки, их силу, гармонию, характер (торжественная, лирическая, весёлая, грустная). Постепенно под влиянием взрослых дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНО-НРАВТСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1. Понятие и критерии формирования семейно-нравственных ценностей
Современная семья претерпевает значительные изменения в процессе своего исторического развития, при этом одна из ее основных функций, связанная с воспроизводством человека и его воспитанием, остается неизменной на протяжении всего существования человечества. Это доказывает непреходящий характер самоценности семьи. Но изменения, произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства [3, c. 23].
Семейно-нравственные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.
Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.
Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности. Семья это то место, где можно собираться без «особых» случаев, праздников, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, помогут.
Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию, чтоб избежать неуважения к своей личности [11].
Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор – принять, простить, отпустить и идти дальше.
Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения
Общение – отдельное искусство. Передача информации, чувств – важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие – менее ответственные. Чувство ответственности не требует много «подталкиваний», чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастом. Он продолжается всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных [5].