Курсовая теория на тему «Воспитание бережного отношения к природе у младших школьников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
бережного отношения к природе у младших школьников. 6
1.1. Ценностное и бережное к природе отношение как
компонент экологической культуры.. 6
1.2Методы и критерии развития бережного отношения
к природе. 9
Глава 2.Особенности воспитания
бережного отношения к природе. 15
2.1 Формирование эмоционально-ценностного
отношения к природе как педагогическая проблема. 15
2.2 Тематика занятий и проектов по воспитанию
бережного отношения к природе у младших школьников. 22
Заключение. 32
Список литературы.. 34
Введение:
Актуальность темы. В нашей стране существует ряд официальных
документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы
непрерывного экологического образования и воспитания (Закон РФ "Об охране
окружающей среды", 2002г.; Постановление "Об экологическом образовании
обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации", 1994 г.;
Распоряжение Правительства РФ "Об Экологической доктрине Российской
Федерации", 2002г.; "Основы государственной политики в области
экологического развития России на период до 2030 года", 2012г.). А 2017
год объявлен годом экологии. В Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования (2009), Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации(2009) экологическое
образование и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной
важности.
Формирование бережного отношения к природе – основная задача
экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях
сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете.
Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на
окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы
является основой в воспитании экологической культуры школьников. Дети особенно
впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по
защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более
сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива,
птицы зимой погибнут от холода без кормления). Полученные знания об окружающем
мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для
того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели
желание совершенствовать свои достижения.
Большое значение в экологическом воспитании личности занимают
экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и
наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об
особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение
находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, прогнозировать
последствия деятельности человека, как благоприятной, так и отрицательной. Во
время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром. Для этого
педагог уделяет особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире
природы, и потому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым
и внимательным.
Разумеется, экологическое развитие детей в школе будет особенно
эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье.
Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий
для предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования
в образовательном учреждении является правильная организация и экологизация
развивающей предметной среды, соответствующая целям создания развивающей
предметной среды как таковой, которая должна способствовать развитию ребенка в
целом, как личности. Можно выделить два направления: а) создание новых
элементов среды; б) экологизация существующих. К первому относятся
экологические центры, экологические комнаты (классы), лаборатории для
проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые
уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические
тропинки.
Второе направление — это элементы среды, характерные для большинства
современных общеобразовательных учреждений, в том числе музыкальные и физкультурные
классы и т. п. Они также могут быть использованы в целях экологического
воспитания.
Главной же задачей является создание условий для формирования у
ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры,
реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
Современные концепции общеобразовательного воспитания ориентируют
практиков на формирование личности как одна из первоочередных задач
учебно-воспитательной работы с младшими школьниками. Важным признаком развитой
личности ребенка является активность, которая проявляется в различных сферах:
игровой, трудовой деятельности, познании окружающего, взаимоотношениях с
взрослыми и сверстниками. Это делает особенно актуальным поиск таких
педагогических технологий, в основе которых лежало бы обеспечение активной
позиции воспитанников, предоставления им инициативы в самых разных видах
деятельности.
Объект исследования — процесс развития бережного отношения к природе
детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — воспитание бережного отношения младших
школьников к природе.
Цель исследования состоит в изучении и разработке рекомендаций по развитию бережного отношения младших
школьников к природе.
Исходя из поставленной цели в ходе курсовой работы предстоит решить следующие
задачи:
-изучить понятие экологического образования в современной педагогике;
-рассмотреть формирование бережного отношения младших школьников к
природе;
-проанализировать особенности организации экологического образования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее,
чувственней, будит уний лучшие чувства. Особенна велика роль природы в
воспитании детей. Именно поэтому экологическом воспитании придается важная роль.
Цель, предметно-пространственной среды в
формировании знаний о природе у детей младшего школьного возраста:
— формирование зачатков экологической культуры, научного
мировоззрения, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и
действенного отношения к окружающей среде;
— развитие позитивного эмоционально – ценностного отношения к
окружающей среде;
— формирование реалистических представлений о явлениях природы ;
— формирование практических умений, бережного отношения к компонентам
природы.
Перед учителями, которые формируют экологическую компетентность
школьников, программа ставит следующие задачи:
— знакомить детей с явлениями и объектами природы, их взаимосвязями и
взаимозависимостью;
— формировать элементы научных знаний об основные экологические
факторы, включая свет, температуру, влагу, питательность почвы, и зависимость
от них объектов природы;
— развивать умение классифицировать объекты живой природы,
анализировать их, делать выводы;
— активизировать знания и практический опыт детей в разных видах
деятельности – игре, труде в природе, научно – исследовательской деятельности;
— стимулировать развитие интереса к познанию природы, используя
различные литературные источники – народные пословицы, загадки, приметы, стихи,
легенды, песни.
Для того, чтобы сформировать у детей интерес к получению новых знаний,
педагогу нужно использовать интересные методы и приемы, в частности:
— речевые логические задачи;
— создание ситуации, направленные на формирование положительных
нравственных качеств и ценностного отношения к природе;
— разные вопросы – проблемного, оцениваемого характера.
Использование интересных вопросов из детской научной литературы и
вопросов – загадок дает возможность воспитателям поддерживать постоянный
интерес к живой и не живой природе как на занятиях, так и в повседневности.
Формирование положительных нравственных качеств и ценностного
отношения к природе – довольно сложная задача для учителей.
Оно требует создания специальных условий для упражнения детей в
соблюдении моральных норм, которые способствуют формированию у детей
ценностного отношения к природе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
формирования бережного отношения к природе у младших школьников
1.1. Ценностное и бережное к природе
отношение как компонент экологической культуры Важное и актуальное
для сегодняшнего дня является такое направление как экологическое образование.
Экологическое
образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и
развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм
поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и
природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Главное направление,
которое может обеспечить успешное решение задач экологического воспитания младших
школьников является развитие познавательной активности детей в процессе
ознакомления их с природой.
В центре внимания
педагогов должно быть не просто сообщение детям отдельных фактов и обобщений, а
их оценка, направленная на осознание экологической ценности природы в ее
единстве с человеком. Именно это позволит формировать у них не только
экологическое мышление (то есть умение рассуждать по поводу данной темы), но и,
что важнее, верную поведение, правильную деятельность[6,c.122].
Главной целью экологического
воспитания является закладывание основ для развития у каждого, экологической
культуры личности.
Формирование уже в
младшем школьном возрасте базируется на усвоении детьми определенной
совокупности знаний, основ экологии (знание о зависимости живых организмов от
условий существования: экологические потребности растений, приспособительные
свойства животных, сезонные изменения в живой и неживой природе и т. д).
В младшем школьном
возрасте в формировании экологического идеала основное внимание должно
уделяться двум его сторонам – эстетической и моральной.
Эстетическая
составляющая идеала предстает как формирование у младших школьников образа
совершенной (с позиций «прекрасное – безобразное») природы, воспитание
эстетического эмоционально-положительного отношения к ней.
В моральном компоненте
отражается осознание нравственной ценности самой природы и представление о
моральное отношение человека к ней.
Эти два компонента
неразрывны между собой.
Кроме содержания,
возрастную специфику имеет также и форма представления детям
социально-экономического идеала. Это должна быть форма, которая обеспечивала бы
единство эстетического и этического в отношении к природе, образность и
действенность данного идеала, который должен соответствовать присущем младший
школьникам наглядно-образном и наглядно-действующем мышлению [22,c.87].
Учет всего
вышесказанного обязательное при определении основных задач экологического
воспитания детей младшего школьного возраста, так и конкретного содержания,
форм и методов работы с ними.
Основными задачами
экологического воспитания детей младшего школьного возраста являются:
Усвоение детьми
ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на базе которых определяется
оптимальное воздействие человека на природу в соответствии с действиями ее
законов. Относительно младшего школьного возраста – это усвоение систем знаний
о живой и неживой природе, которые отражают основную зависимость в природе –
зависимость организмов от условий существования[5,c.198]. Раскрытие детям
разносторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил
общества. В младшем школьном возрасте – это усвоение системы знаний о значении
растений и животных в природе и жизни человека. Знакомя малышей с любым
объектом или явлением природы, педагог должен раскрыть в единстве ценность и
целесообразность его внешнего вида и свойств. На основе этого у детей возникает
представление о том, что в природе нет ничего лишнего, что можно было бы
безболезненно уничтожить. Овладение малышами прикладными значениями, практическими
умениями и навыками рационального природопользования (знание простейших правил
поведения в природе, умение оценивать состояние окружающей среды, предвидеть
возможные последствия своих действий и действий других людей и не допускать
негативных воздействий на природу) [28]. Развитие у детей потребности в общении
с природой, стремление к как можно более глубокому ее познанию. Активизация
деятельности детей, направленной на улучшение окружающей природной среды (уход
за живыми объектами уголка природы, за растениями на территории школы,
привлечение птиц и насекомых на площадку и тому подобное). Включение малышей в
совместную с взрослыми природоохранную деятельность (усвоение способов
сохранения чистоты воздуха, водоемов, почвы, экономное использование природных
ресурсов и др.).
Рассмотрим некоторые
методы и приемы ценностного воспитания и отношения к природе.
«Метод ценностного
анализа» – способ рассмотрения чего-либо с позиций ценностной значимости. На
уроках окружающего мира необходимо учить младших школьников оценивать
(определять наличие тех или иных качеств) и ценить (признавать значение,
ценность) объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических
позиций, объясняя и оправдывая то, что кажется на первый взгляд необычным или
противоестественным. Предметом анализа и обсуждения могут быть не только
поступки людей или положительные качества личности, но и любые объекты природы.
Выражение ценности природных и культурных объектов можно осуществлять с помощью
различных приемов: формулировки устных оценочных суждений в соответствии с
эталоном, составления синонимических рядов слов с оценочным значением,
интерпретации оценочных суждений разных авторов и моделирования собственных
оценок [4].
Сопоставление реальной
природы и ее образа в художественных произведениях способствует пониманию
учащимися самоценности и уникальности каждого природного объекта. Анализ
эпитетов, метафор, олицетворений, антропоморфных образов усиливает ощущение
слитности с природой. Например, на основе анализа поговорок и пословиц о воде
(«Вода всему господин», «По которой реке плыть, ту и воду пить», «Не плюй в
водицу: сгодится напиться») учащиеся определяют их экологический смысл: вода –
необходимое условие жизни, поэтому необходимо сохранить водные ресурсы;
загрязняя воду в каком-либо водоеме, люди отравляют запасы воды на земле.
Содержание:
Введение. 4
Глава 1.
Теоретические основы воспитания бережного отношения младших школьников к
природе. 6
1.1. Психолого-педагогические основы воспитания
бережного отношения к природе у младших школьников. 6
1.2.
Содержание предмета Окружающий мир как средство воспитания у младших
школьников бережного отношения к природе на уроках. 13
Глава 2.
Возможности разных УМК по предмету «Окружающий мир» в воспитании бережного
отношения к природе у младших школьников. 18
2.1. Анализ УМК по предмету «Окружающий мир» по темам бережного отношения к природе у
младших школьников. 18
2.2. Методы и приемы воспитания у младших
школьников бережного отношения к природе на уроках окружающего мира. 20
Заключение. 28
Литература. 31
Введение:
Актуальность исследования. Жизненная позиция человека формируется с
детства. Поэтому так важно заложит в детях основы формирования экологических
представлений тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит
особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека:
его поведение, поступки и экологическую этику.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не
портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать,
защищать, охранять).
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не
стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей
стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С
каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.
Проблема исследования заключается в том, что при существовании острой
необходимости формирования бережного отношения к природе у младших школьников,
данный процесс в рамках школьного образования является недостаточно изученным.
На сегодняшний день в
школах введен и действует Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС). Он предполагает, что после обучения в
начальной школе у обучающихся будет сформировано:
— осознание целостности
окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире живой и неживой природы и людей, норм здоровье
сберегающего поведения в природной среде;
— уважительное отношение
к России, своему родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;
— освоение доступных
способов изучения природы и общества (наблюдение, информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
— развитие навыков
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Задача
учителя состоит в том, чтобы выбрать учебный комплекс, который будет наиболее
подходящим при использовании на разных уроках, в том числе и на уроках по
воспитанию бережного отношения к природе у младших школьников
Цель исследования: выявить возможности разных УМК по предмету «Окружающий мир»
в воспитании бережного отношения к природе у младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания у младших школьников бережного
отношения к природе на уроках окружающего мира
Предмет исследования – содержание УМК по предмету «Окружающий мир» как средство воспитания
у младших школьников бережного отношения к природе на уроках.
Задачи:
1. Проанализировать сущностные характеристики
процесса воспитания бережного отношения к природе у младших школьников.
2. Рассмотреть содержание
учебной дисциплины «Окружающий мир» как средства воспитания у младших
школьников бережного отношения к природе на уроках.
3. Провести анализ УМК по
предмету «Окружающий мир» по темам
бережного отношения к природе у младших школьников.
4. Описать методы и
приемы воспитания у младших школьников бережного отношения к природе на уроках
окружающего мира.
Методы:
Курсовое исследование состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Экологические игры являются
средством образования и воспитания младших школьников, так как игровая
деятельность стимулирует высокий уровень мотивации бережного отношения к
природе. Играя, ребята приобретают разнообразный опыт взаимодействия с
окружающим миром; выполняют вполне конкретную природоохранную работу; усваивают
правила поведения среде; становятся добрыми, чуткими и отзывчивыми. Игра
интересна, увлекательна, она насыщена образами и наглядностью, которые остаются
в детской памяти.
Экологические задания раскрывают не только связи организмов со средой
обитания, но отношение человека к природной среде, в результате учащиеся
вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения
и деятельности человека в окружающей среде, овладевают практическими умениями,
участвуют в творческой деятельности.
Обдумывая подобные задания, ребята усвоили полученные на уроках знания о
том, что брать живые организмы из среды обитания, а тем более разрушать эту
среду нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам.
Большой потенциал для развития бережного отношения к природе младшего
школьника имеют задачи экологического характера. Использую данные задачи в
соревновательной форме между командами, на которые делятся ученики класса.
Команда, давшая правильный ответ получает баллы, выигрывает та команда, которая
набирает большее количество баллов.
При формировании бережного отношения к природе у детей следует учитывать,
что:
— младшие школьники должны иметь представление о конкретных животных,
растениях и объектах природы. Нельзя использовать те аспекты, с которыми
ребенок не знаком;
— игры должны проводиться в естественной среде. Например, на природе, в уголке природы. Для того, чтобы дети могли подойти
к определенному объекту, рассмотреть его, потрогать, понаблюдать за ним;
Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с
детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем
ребятам, с одной стороны, а с другой стороны – препятствует утомляемости, не
задерживает ход игровой деятельности.
Игровую деятельность целесообразно использовать вариативно в зависимости
от уровня экологической воспитанности школьников.
Актуальность бережного отношения к природе подрастающего поколения в
нынешних реалиях так же высока, как значимость духовно-нравственного, а также
патриотического воспитания, и, возможно, превышает по значимости эстетическое,
правовое и экономическое воспитание. Нельзя не согласиться, что жизнь — это бесценный
подарок для человека. Однако ему важны как сама жизнь во всех ее формах и
проявлениях, так и качество жизни. Экология человеческой жизни — это гармония
человека с природой, с социумом, с самим собой. Основы такой гармонии
формируются еще в детстве и дальше развиваются по мере взросления человека,
приобретая новые грани.
Вопрос необходимости бережного отношения к природе в XXI веке очевиден.
Кроме этого, важно исследовать истоки зарождения бережного отношения к природе,
а также проанализировать, как должны меняться определенные меры воспитательного
воздействия на ребенка в ходе его взросления и развития.
Для этого необходимо соответствующее экологическое воспитание общества в
целом и подрастающего поколения в частности. Ведь именно оно будет формировать
облик людей будущего, а значит и отвечать за дальнейшую судьбу человечества при
дальнейшем ухудшении экологической ситуации, которое прогнозируется.
Под экологическим воспитанием понимают формирование у человека сознательного
восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного
отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Чувство любви ребёнка к природе можно воспитать, если начать знакомить
его с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, постоянно показывать ему
интересное в жизни растений, животных, учить наслаждаться природой. Ребёнок,
заинтересовавшейся природой, полюбит её, захочет узнать о ней больше, никогда
не будет безумно рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда, обижать
животных, он будет стараться охранять её, а когда станет взрослым, зная законы
природы, преобразует её в лучшую сторону.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы воспитания
бережного отношения младших школьников к природе
1.1. Психолого-педагогические основы воспитания
бережного отношения к природе у младших школьников
В литературе не разработан единый подход к определению бережного
отношения к природе. Первая группа исследователей раскрывает это как процесс воспитания
бережного отношения к природе.
Бережное отношение к природе является, непременно, составной частью
экологического воспитания.
Так, М. Коджиаспирова под экологическим воспитанием понимает сознательное
развитие высокой бережного отношения к природе среди молодого поколения,
которая включает в себя знание природы и гуманное, ответственное
отношение к ней как высшей общенациональной и общечеловеческой
ценности и готовности к охране окружающей среды [10, с. 137].
Г.Н. Казарчик трактует этот термин как системную педагогическую деятельность,
направленную на развитие бережного отношения к природе [4, с.114].
Т.Б. Казарцева и Е.В. Дудова определили экологическое воспитание как
непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование их бережного
отношения к природе [7, с.56].
T.A. Серебрякова трактует концепцию бережного отношения к природе как
систему воздействия на членов общества для формирования бережного отношения к
природе, человечности и научно обоснованного отношения к природе на основе
национальных и общечеловеческих ценностей [4, с.114].
Более того, уже в определениях мы видим компонентный состав бережного
отношения к природе, который включает в себя систему взаимосвязанных элементов:
экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность.
Таким образом, можно утверждать, что в описанном подходе экологическое
воспитание черпает свое содержание из бережного отношения к природе как
нравственной и духовной сферы человеческой жизни, характеризующей уникальность
его взаимодействия с природой.
Вторая группа исследователей определяет экологическое воспитание как
процесс формирования системы экологических знаний, навыков, взглядов,
убеждений, нравственных качеств.
В.А. Ясвин считает, что это понятие должно быть определено как особый,
целенаправленный, организованный, системный, последовательный, системный педагогический
процесс формирования системы экологических знаний, умений, взглядов, убеждений,
нравственных качеств, обеспечивающий формирование и развитие ответственного
человека отношение к природе как к общечеловеческой ценности [6, с.160].
Е.А. Борисова пишет, что экологическое воспитание, то есть бережное
отношение к природе — это развитие у детей представлений об окружающем мире,
состоящих из живой и неживой природы, понимания взаимосвязи и взаимозависимости
компонентов мира, формирования гуманного отношения к природе [2, с.111].
С. Н. Николаева под экологическим воспитанием понимает приобщение детей к
природе, в основе которой лежит экологический подход, в котором педагогический
процесс основан на основных идеях и понятиях экологии [4, с.114].
Таким образом, представленный подход концентрируется на компоненте знаний
бережного отношения к природе, который служит основой для формирования
взглядов, убеждений, нравственных качеств, ответственного и гуманного отношения
к природе. В этом случае авторы не углубляются в деятельностную или
поведенческую составляющую экологического образования.
Третья группа исследователей в области бережного отношения к природе
понимает процесс формирования заботливого отношения к природе.
Л.В. Мисякова понимает экологическое воспитание как целенаправленный
процесс осознанного формирования ребенком правильного поведения в природе, ее
явлениях и объектах [9, с.67].
По словам Р.М. Кадыровой, экологическое воспитание — это формирование у
человека способности и желания действовать в соответствии с законами экологии
[11, с.160].
Таким образом, представленный подход ориентирован на деятельностную
составляющую бережного отношения к природе, в основе которой лежат взгляды,
убеждения, нравственные качества, ответственное и гуманное отношение к природе.
При этом авторы не говорят о тех знаниях, которые эти убеждения и ценности
сформировали.
Автор Т.Ю. Бурлакова пишет, что экологическое воспитание — это целенаправленная
система работы с детьми, ведущую роль в реализации которой играют технологии
природоохранной и образовательной деятельности, выполняемые учителями
последовательно и систематически [3, с.133]. Эта концепция не раскрывает
предметную сторону экологического образования, а скорее описывает его
организационную составляющую.
Для того чтобы раскрыть понятие, остановимся на структурных составляющих
бережного отношения к природе. Структурными компонентами бережного отношения к
природе являются: экологическое сознание, включающее совокупность взглядов,
теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений
между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное
отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их
взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды
деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем,
экологизацией всей социальной деятельности.
Бережное отношение к природе характеризуется психологическим отношением к
природной и социальной среде. Отношения отражают психологическое настроение
человека, особенно восприятие экологических проблем. Экологические отношения
пронизаны чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими
поколениями и отражают гармоничное сочетание личных и общественных интересов .
Разумное и ответственное отношение к природе необходимо, прежде всего, для
самого человека, чтобы он мог стать и быть человеком, защищая и развивая
полноту и достоинство человека.
Таким образом, бережное отношение к природе представляют собой
формирование субъективных отношений между человеком и природой, которые
складываются и развиваются в процессе их взаимодействия. Экологические
отношения представлены системой моральных принципов, установок, моральных
позиций экологического содержания, которые регулируют повседневную жизнь и
деятельность людей, непримиримостью ко всем проявлениям неосторожного и
противоправного поведения в природе. Они определяют способность человека
ориентировать свое поведение на определенные социальные нормы и модели поведения
в природе, учитывают уровень формирования образовательных, исследовательских,
оценочных и экологических навыков, а также опыт применения знаний в жизненных
ситуациях.
Бережное отношение к природе включает в себя все формы и виды деятельности
людей, которые связаны с рациональным решением экологических проблем,
экологизацией производства и всей социальной деятельности. Функции
деятельностного компонента воспитания состоят в интеграции сознания и
мировоззрения на практике, то есть в процессе взаимодействия с природной
средой; формировании активной природосозидательной и природоохранительной
позиции; практической экологической деятельности человека.