Курсовая теория на тему Воспитание бережного отношения к природе у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1.
Теоретические основы воспитания бережного отношения младших школьников к
природе. 6
1.1. Психолого-педагогические основы воспитания
бережного отношения к природе у младших школьников. 6
1.2.
Содержание предмета Окружающий мир как средство воспитания у младших
школьников бережного отношения к природе на уроках. 13
Глава 2.
Возможности разных УМК по предмету «Окружающий мир» в воспитании бережного
отношения к природе у младших школьников. 18
2.1. Анализ УМК по предмету «Окружающий мир» по темам бережного отношения к природе у
младших школьников. 18
2.2. Методы и приемы воспитания у младших
школьников бережного отношения к природе на уроках окружающего мира. 20
Заключение. 28
Литература. 31
Введение:
Актуальность исследования. Жизненная позиция человека формируется с
детства. Поэтому так важно заложит в детях основы формирования экологических
представлений тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит
особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека:
его поведение, поступки и экологическую этику.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не
портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать,
защищать, охранять).
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не
стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей
стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С
каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.
Проблема исследования заключается в том, что при существовании острой
необходимости формирования бережного отношения к природе у младших школьников,
данный процесс в рамках школьного образования является недостаточно изученным.
На сегодняшний день в
школах введен и действует Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС). Он предполагает, что после обучения в
начальной школе у обучающихся будет сформировано:
— осознание целостности
окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире живой и неживой природы и людей, норм здоровье
сберегающего поведения в природной среде;
— уважительное отношение
к России, своему родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;
— освоение доступных
способов изучения природы и общества (наблюдение, информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
— развитие навыков
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Задача
учителя состоит в том, чтобы выбрать учебный комплекс, который будет наиболее
подходящим при использовании на разных уроках, в том числе и на уроках по
воспитанию бережного отношения к природе у младших школьников
Цель исследования: выявить возможности разных УМК по предмету «Окружающий мир»
в воспитании бережного отношения к природе у младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания у младших школьников бережного
отношения к природе на уроках окружающего мира
Предмет исследования – содержание УМК по предмету «Окружающий мир» как средство воспитания
у младших школьников бережного отношения к природе на уроках.
Задачи:
1. Проанализировать сущностные характеристики
процесса воспитания бережного отношения к природе у младших школьников.
2. Рассмотреть содержание
учебной дисциплины «Окружающий мир» как средства воспитания у младших
школьников бережного отношения к природе на уроках.
3. Провести анализ УМК по
предмету «Окружающий мир» по темам
бережного отношения к природе у младших школьников.
4. Описать методы и
приемы воспитания у младших школьников бережного отношения к природе на уроках
окружающего мира.
Методы:
Курсовое исследование состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Экологические игры являются
средством образования и воспитания младших школьников, так как игровая
деятельность стимулирует высокий уровень мотивации бережного отношения к
природе. Играя, ребята приобретают разнообразный опыт взаимодействия с
окружающим миром; выполняют вполне конкретную природоохранную работу; усваивают
правила поведения среде; становятся добрыми, чуткими и отзывчивыми. Игра
интересна, увлекательна, она насыщена образами и наглядностью, которые остаются
в детской памяти.
Экологические задания раскрывают не только связи организмов со средой
обитания, но отношение человека к природной среде, в результате учащиеся
вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения
и деятельности человека в окружающей среде, овладевают практическими умениями,
участвуют в творческой деятельности.
Обдумывая подобные задания, ребята усвоили полученные на уроках знания о
том, что брать живые организмы из среды обитания, а тем более разрушать эту
среду нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам.
Большой потенциал для развития бережного отношения к природе младшего
школьника имеют задачи экологического характера. Использую данные задачи в
соревновательной форме между командами, на которые делятся ученики класса.
Команда, давшая правильный ответ получает баллы, выигрывает та команда, которая
набирает большее количество баллов.
При формировании бережного отношения к природе у детей следует учитывать,
что:
— младшие школьники должны иметь представление о конкретных животных,
растениях и объектах природы. Нельзя использовать те аспекты, с которыми
ребенок не знаком;
— игры должны проводиться в естественной среде. Например, на природе, в уголке природы. Для того, чтобы дети могли подойти
к определенному объекту, рассмотреть его, потрогать, понаблюдать за ним;
Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с
детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем
ребятам, с одной стороны, а с другой стороны – препятствует утомляемости, не
задерживает ход игровой деятельности.
Игровую деятельность целесообразно использовать вариативно в зависимости
от уровня экологической воспитанности школьников.
Актуальность бережного отношения к природе подрастающего поколения в
нынешних реалиях так же высока, как значимость духовно-нравственного, а также
патриотического воспитания, и, возможно, превышает по значимости эстетическое,
правовое и экономическое воспитание. Нельзя не согласиться, что жизнь — это бесценный
подарок для человека. Однако ему важны как сама жизнь во всех ее формах и
проявлениях, так и качество жизни. Экология человеческой жизни — это гармония
человека с природой, с социумом, с самим собой. Основы такой гармонии
формируются еще в детстве и дальше развиваются по мере взросления человека,
приобретая новые грани.
Вопрос необходимости бережного отношения к природе в XXI веке очевиден.
Кроме этого, важно исследовать истоки зарождения бережного отношения к природе,
а также проанализировать, как должны меняться определенные меры воспитательного
воздействия на ребенка в ходе его взросления и развития.
Для этого необходимо соответствующее экологическое воспитание общества в
целом и подрастающего поколения в частности. Ведь именно оно будет формировать
облик людей будущего, а значит и отвечать за дальнейшую судьбу человечества при
дальнейшем ухудшении экологической ситуации, которое прогнозируется.
Под экологическим воспитанием понимают формирование у человека сознательного
восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного
отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Чувство любви ребёнка к природе можно воспитать, если начать знакомить
его с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, постоянно показывать ему
интересное в жизни растений, животных, учить наслаждаться природой. Ребёнок,
заинтересовавшейся природой, полюбит её, захочет узнать о ней больше, никогда
не будет безумно рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда, обижать
животных, он будет стараться охранять её, а когда станет взрослым, зная законы
природы, преобразует её в лучшую сторону.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы воспитания
бережного отношения младших школьников к природе
1.1. Психолого-педагогические основы воспитания
бережного отношения к природе у младших школьников
В литературе не разработан единый подход к определению бережного
отношения к природе. Первая группа исследователей раскрывает это как процесс воспитания
бережного отношения к природе.
Бережное отношение к природе является, непременно, составной частью
экологического воспитания.
Так, М. Коджиаспирова под экологическим воспитанием понимает сознательное
развитие высокой бережного отношения к природе среди молодого поколения,
которая включает в себя знание природы и гуманное, ответственное
отношение к ней как высшей общенациональной и общечеловеческой
ценности и готовности к охране окружающей среды [10, с. 137].
Г.Н. Казарчик трактует этот термин как системную педагогическую деятельность,
направленную на развитие бережного отношения к природе [4, с.114].
Т.Б. Казарцева и Е.В. Дудова определили экологическое воспитание как
непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование их бережного
отношения к природе [7, с.56].
T.A. Серебрякова трактует концепцию бережного отношения к природе как
систему воздействия на членов общества для формирования бережного отношения к
природе, человечности и научно обоснованного отношения к природе на основе
национальных и общечеловеческих ценностей [4, с.114].
Более того, уже в определениях мы видим компонентный состав бережного
отношения к природе, который включает в себя систему взаимосвязанных элементов:
экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность.
Таким образом, можно утверждать, что в описанном подходе экологическое
воспитание черпает свое содержание из бережного отношения к природе как
нравственной и духовной сферы человеческой жизни, характеризующей уникальность
его взаимодействия с природой.
Вторая группа исследователей определяет экологическое воспитание как
процесс формирования системы экологических знаний, навыков, взглядов,
убеждений, нравственных качеств.
В.А. Ясвин считает, что это понятие должно быть определено как особый,
целенаправленный, организованный, системный, последовательный, системный педагогический
процесс формирования системы экологических знаний, умений, взглядов, убеждений,
нравственных качеств, обеспечивающий формирование и развитие ответственного
человека отношение к природе как к общечеловеческой ценности [6, с.160].
Е.А. Борисова пишет, что экологическое воспитание, то есть бережное
отношение к природе — это развитие у детей представлений об окружающем мире,
состоящих из живой и неживой природы, понимания взаимосвязи и взаимозависимости
компонентов мира, формирования гуманного отношения к природе [2, с.111].
С. Н. Николаева под экологическим воспитанием понимает приобщение детей к
природе, в основе которой лежит экологический подход, в котором педагогический
процесс основан на основных идеях и понятиях экологии [4, с.114].
Таким образом, представленный подход концентрируется на компоненте знаний
бережного отношения к природе, который служит основой для формирования
взглядов, убеждений, нравственных качеств, ответственного и гуманного отношения
к природе. В этом случае авторы не углубляются в деятельностную или
поведенческую составляющую экологического образования.
Третья группа исследователей в области бережного отношения к природе
понимает процесс формирования заботливого отношения к природе.
Л.В. Мисякова понимает экологическое воспитание как целенаправленный
процесс осознанного формирования ребенком правильного поведения в природе, ее
явлениях и объектах [9, с.67].
По словам Р.М. Кадыровой, экологическое воспитание — это формирование у
человека способности и желания действовать в соответствии с законами экологии
[11, с.160].
Таким образом, представленный подход ориентирован на деятельностную
составляющую бережного отношения к природе, в основе которой лежат взгляды,
убеждения, нравственные качества, ответственное и гуманное отношение к природе.
При этом авторы не говорят о тех знаниях, которые эти убеждения и ценности
сформировали.
Автор Т.Ю. Бурлакова пишет, что экологическое воспитание — это целенаправленная
система работы с детьми, ведущую роль в реализации которой играют технологии
природоохранной и образовательной деятельности, выполняемые учителями
последовательно и систематически [3, с.133]. Эта концепция не раскрывает
предметную сторону экологического образования, а скорее описывает его
организационную составляющую.
Для того чтобы раскрыть понятие, остановимся на структурных составляющих
бережного отношения к природе. Структурными компонентами бережного отношения к
природе являются: экологическое сознание, включающее совокупность взглядов,
теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений
между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное
отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их
взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды
деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем,
экологизацией всей социальной деятельности.
Бережное отношение к природе характеризуется психологическим отношением к
природной и социальной среде. Отношения отражают психологическое настроение
человека, особенно восприятие экологических проблем. Экологические отношения
пронизаны чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими
поколениями и отражают гармоничное сочетание личных и общественных интересов .
Разумное и ответственное отношение к природе необходимо, прежде всего, для
самого человека, чтобы он мог стать и быть человеком, защищая и развивая
полноту и достоинство человека.
Таким образом, бережное отношение к природе представляют собой
формирование субъективных отношений между человеком и природой, которые
складываются и развиваются в процессе их взаимодействия. Экологические
отношения представлены системой моральных принципов, установок, моральных
позиций экологического содержания, которые регулируют повседневную жизнь и
деятельность людей, непримиримостью ко всем проявлениям неосторожного и
противоправного поведения в природе. Они определяют способность человека
ориентировать свое поведение на определенные социальные нормы и модели поведения
в природе, учитывают уровень формирования образовательных, исследовательских,
оценочных и экологических навыков, а также опыт применения знаний в жизненных
ситуациях.
Бережное отношение к природе включает в себя все формы и виды деятельности
людей, которые связаны с рациональным решением экологических проблем,
экологизацией производства и всей социальной деятельности. Функции
деятельностного компонента воспитания состоят в интеграции сознания и
мировоззрения на практике, то есть в процессе взаимодействия с природной
средой; формировании активной природосозидательной и природоохранительной
позиции; практической экологической деятельности человека.