Морфология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Вопрос об объеме глагольной лексемы в современном русском языке.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Глагол в
лексической системе русского языка.
7

1.1 Понятие о глаголе. 7

1.2 Характеристика глагола
как части речи. .
9

1.3 Место глагола в
лексической системе русского языка. ...
15

ГЛАВА 2. Объем глагольной лексемы в современном русском
языке. ...
19

2.1 Объем глагольной лексемы.. ...19

2.2 Видовая 
характеристика  глагольной
лексемы..  ….
27

ЗАКДЮЧЕНИЕ. ..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. .32

 

  

Введение:

 

Русский глагол, как вы
знаете, является одним из основных объектов изучения в современной лингвистике.
Во многих лингвистических работах он изучается с точки зрения его семантики,
функционирования, роли в построении предложений, организации текста и т. д. по
ряду причин.

Именно глагол, которому
принадлежит честь в первую очередь отражать все процессы, происходящие в
окружающем мире. Как вы знаете, слова, объединенные этой частью речи,
обозначают действие, в котором, по мнению некоторых мыслителей, есть формула
жизни. Например: «Жить — это не значит дышать, это значит действовать» (Ж.Ж.
Руссо), «Без деятельности нет жизни» (В.Г. Белинский), «Жить — значит непрерывно
двигаться вперёд» (С. Джонсон), «Кратчайшее выражение смысла жизни может быть
таким: мир движется и совершенствуется» (Л.Н. Толстой).

В свете особого значения
глагола по сравнению со словами других частей речи наиболее интересным является
анализ новообразований глагола, поскольку они так или иначе являются отражением
происходящих в жизни явлений и вызывают как развивается словообразовательная
система современного русского языка.

Прежде всего, именно
глагол является «доминантой русского словаря», согласно общеизвестному
определению Н.Ю. Шведова
[19]
и занимает центральное место в лексической системе русского языка. Наряду со
многими другими исследователями, Л.М. Васильев справедливо отмечает, что
русский глагол отличается исключительной «сложностью своего содержания,
разнообразием грамматических категорий и форм и множеством парадигматических и
синтагматических связей» [6,
c.
34].

Кроме того, наиболее
важной особенностью русского глагола является то, что, согласно
вербоцентрической теории, он занимает центральное место в структуре
предложения. Это отметили такие ученые, как А.А. Потебня, А.М. Пешковский, С.Д.
Кацнельсон и многие другие.

Все глагольные лексемы
можно разделить на две группы: совершенные глаголы и несовершенные глаголы.
Противостояние этих групп проходит по нескольким направлениям: 1)
совместимостью с различными лексемами; 2) по различиям в морфемной структуре;
3) различия в возможностях замещения; 4) по различиям в наборе словоформ в
лексеме; 5) по различиям в смысловом содержании.

Глагол — самая важная
лексическая единица русского языка. Он, по словам В.В. Виноградова, является
одной из самых сложных и емких грамматических категорий; «Глагол является
наиболее конструктивным по сравнению со всеми остальными категориями частей
речи», «глагольные конструкции оказывают решающее влияние на именные фразы и
предложения» [8,
c.349].

Кроме того, как отмечает
Попова, «глагол по количеству слов, объединенных этой частью речи, уступает
только существительным», «он обладает значительным деривационным потенциалом и,
по мнению некоторых исследователей, является основным порождающим слово». сила
любого словообразовательного гнезда, тем самым оказывая значительное влияние на
всю деривационную систему русского языка » [117,
c. 3-4].

Глагол, по словам Н.Ю.
Шведова «не только формирует глубоко разветвленный и обширный класс слов,
которые описывают процесс, но и раскрывает стремление к активному проникновению
в сферы других классов, в значительной степени диктуя ему способы пополнения и
внутренних перегруппировок» [20,
c.
414 ].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В последние десятилетия
XX века лексическая система русского языка достаточно активно пополняется
словесными новообразованиями, что свидетельствует о неисчерпаемости
деривационного потенциала этой части речи. Это подтверждается обращением к
периодическим изданиям 2001–2003 годов, к литературным текстам современных
авторов, телевизионным программам, словарю ХХ века и толковому словарю русского
жаргона. Мы зафиксировали более 500 производных глаголов, в основном с
модификационным значением, которое появилось в конце прошлого века.

Отличительной чертой
словообразовательной системы последних десятилетий является увеличение
количества анонимных глаголов, образование которых происходит через
«межчастичный скачок». Но в целом словесные производные количественно
преобладают над производными с номинальной мотивирующей основой. В процентном
отношении эти группы новообразований составляют 90% и 10% соответственно.

«В глаголах степенями
означают меру продолжительности и масштаба действия», — писал Г. Павский.
Ценной в этой теории была интерпретация категории вида как категории,
выражающей качественное различие в характере действия. А.А. Потебня, приняв
теорию степеней продолжительности (он выделяет четыре степени
продолжительности), идет дальше, чем его предшественники. Продолжительность
степени связана с совершенством и несовершенством действия, но не
идентифицирует их.

В работах Г.К. Ульянова
Ф.Ф. Фортунатова А.А. Шахматова, А.М. Пешковский, В.В. Виноградов и другие
ученые поддержали теорию двух типов — совершенной и несовершенной. Большое
внимание было уделено изучению системы видового воспитания и определению
грамматической и семантической стороны видовой категории. Категория вида стала
пониматься как категория, которая выражает не количественную, а качественную
характеристику действия. Однако до сих пор нет единого мнения по вопросу
определения категории вида и различия между совершенным и несовершенным видом.

Некоторые ученые
рассматривали вид как категорию, обозначающую распределение действия во времени
(А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.М. Пешковский), тогда как другие
подчеркивали в определении типа ход действия (А. Болдырев А.А. Шахматов, В.А.
Богородицкий), третий рассматривал вид как категорию, выражающую действие по
отношению к его пределу, результат.

Предлагаемое исследование
является одним из возможных вариантов выделения этой проблемы, поскольку
семантическая и словообразовательная структура новообразований глаголов
соответствует изменениям в обществе. В последние десятилетия 20-го века именно
словообразование стало наиболее активной стороной языковой системы [6,
c. 153]. Следует сказать, что глаголы
для этой цели были выбраны не случайно, поскольку слова этой части речи по
определению являются наиболее мобильными. Эта особенность подчеркивается при
изучении глагола в школе (см., Например, определение глагола в школьном
учебнике: «глагол относится к действиям предметов»; «почти в каждом предложении
есть глагол, так как сообщение о Действие объектов характеризует эти объекты »[2,
c.116]. Следовательно, слова класса
глаголов быстрее, чем кто-либо (за исключением, возможно, существительных),
способных реагировать на изменения, произошедшие в умах людей за последние
десятилетия.

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. Глагол в лексической системе русского языка

1.1    Понятие о глаголе

Термин глагол происходит
от латин. verbum (греч. rema), что переводится как слово (в древнерусском языке
глаголити означало говорить; см. также: «Глаголом жечь сердца людей». А.С.
Пушкин).
Откуда появился термин глагол? Из Древней Руси. Тогда
у славян был алфавит, называемый глаголицей. Есть древние памятники глаголицы,
датируемые 9-10 веками. Глаголица и кириллица (очевидно, более поздний алфавит)
имеют много общего. Они отличаются только графикой.

Еще одно интересное
наблюдение со старославянского языка: глагол речь, глаголати  говорит. Так что название части речи глагол
не случайно.

Почти в каждом русском
предложении есть глагол. Глагол — это независимая значимая часть речи,
обозначающая действие (читать), условие (причинять боль), свойство (хромать),
отношение (равняться), знак (отбеливать).

Глагол — это независимая
значимая часть речи, обозначающая действие (читать), условие (причинять боль),
свойство (хромать), отношение (равняться), знак (отбеливать). В русском языке
глагол — это самостоятельная часть речи, обозначающая процесс, отношение,
действие или состояние человека, предмета или явления. Он является основой
нашей речи. Начальная форма глагола является инфинитивом. Эта форма без изменений.
По ней вы не узнаете ни числа, ни человека, ни пола, ни времени. Инфинитив
вызывает только действие субъекта. Инфинитив имеет повторение и внешний вид
(помыть — что делать?). Глаголы бывают одного из двух видов. Или идеальный вид,
а потом они отвечают на вопрос, что делать? Или несовершенный вид, и тогда они
отвечают на вопрос, что делать?

Грамматическое значение
глагола выражается следующими категориями: форма, спряжение, повторение,
переходность, настроение, голос, число, личность, пол и время.

Глагол — одна из самых
сложных, семантически емких, грамматически значимых частей речи. Профессор А.А.
Потебня после М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков Ф.И. Буслаев и иностранные
лингвисты В. Гумбольдт, Х. Стейнталь говорили о важнейшей роли глаголов, об их
превосходстве в системе частей речи. А.А. Потебня «рассматривал эволюцию
предложений и частей речи в направлении от имени к глаголу как проявление общей
эволюции человеческого мышления в направлении от категории вещества к категории
процесса, от идеи материи к идея процесса »[14, с. 56].

Глагол, который выделялся
в части речи после существительных и прилагательных, развивал энергию
абстракции, заросшую категориями формы и голоса, настроения, времени, личности;
вытесненные имена из основных грамматических позиций. А.Н. Тихонов, придерживаясь
широкого понимания термина «глагол», пишет в монографии «Русский глагол:
проблемы теории и лексикографии»: «В остальной части речи глагольное слово
характеризуется наиболее разветвленной системой грамматических форм.  Если одно существительное может иметь 12
грамматических форм, а одно прилагательное (качественное) 78 грамматических
форм, то один глагол может иметь 395 форм » [3 с. 6]. Идеи А.А. Потебни были
разработаны В.В. Виноградовой, Л.Л. Буланиным, А.В. Бондарко и другими учеными.

В.В. Виноградов выделяет
следующие моменты как наиболее интересные: «Организация глагола была связана с
переходом от древней именной системы предложений к глаголам. В своем развитии
глагол все больше развивает энергию абстракции. Обозначая действие, процесс, он
выделяется из синкретизма примитивного слова после существительного и
прилагательного и, пройдя через стадию причастий и инфинитива, промежуточную
форму между существительным и глаголом, окружен категориями человек, вид,
время, настроение и голос. Дальнейшая история глагола — это история вытеснения
имен из базовых грамматических позиций, история вербализации других категорий,
история роста глагольных типов предложений. Это способствует логической
концентрации речи, устраняя фрагментацию элементов предложения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы