Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Воля: сущность и особенности проявления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 5

Основная часть. 7

1. Воля и волевые процессы.. 7

1.1. Понятие «воля». 7

1.2. Волевое действие. 10

2. Аспекты и структура волевых
действий. 15

2.1. Сущность волевых действий. 15

2.2. Воля как сознательное действие. 18

Заключение. 22

Глоссарий. 23

Список использованных источников. 26

  

Введение:

 

Введение

Всякое волевое
действие является целенаправленным действием. У человека в процессе труда,
направленного на производство определённого продукта, формируется волевое
действие. Двигаясь к определённой цели, действие во всём своем ходе должно
регулироваться в соответствии с этой целью. Цель, к которой стремиться
действующий субъект, обязательно осуществиться как результат его действия.

Так, в
развитии отдельного индивидуума возникновение волевых действий первоначально
связано с общением ребенка и взрослого. Как утверждает Л.С. Выготский, вначале взрослый
отдает приказ («отнеси куклу», «одень шапку»), и ребенок действует согласно
этому внешнему приказу. По мере того, как ребенок овладевает речью, он начинает
сам себе давать речевые команды. Так, прежняя, разделенная между людьми функция
становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного
индивидуума.

Любая
деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые
могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.
Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под
контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий,
направленных на достижение сознательно поставленной цели. Воля – это
сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,
выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении
целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в
сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В
основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения
нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве
конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и
тормозящую.

Произвольные
или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.
Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и
расширение зрачка, мигание, глотание, чихание. К этому же классу движений
относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный
поворот головы в сторону раздавшегося звука. Непроизвольный характер носят
обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем
зубы; при удивлении поднимаем брови тлт приоткрываем рот; когда чему-то
радуемся, то начинаем улыбаться.

Волевые
действия отличаются друг от друга, прежде всего уровнем своей сложности.
Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд
более простых.

Основой
усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится
нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели
требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной
цели.

Еще одним
важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением
препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия –
внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются
побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на
выполнение противоположных ему действий.

Следует
заметить, что не всякое действие, направленное на препятствия, является
волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные
препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются
волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не
внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых
действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения
поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.
Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.
Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности,
но и по степени осознанности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выделяя волевые процессы в
особый пласт психических явлений, психологи при
этом не противопоставляют их познавательным и эмоциональным процессам, поскольку один и тот же процесс может
быть одновременно и познавательным, и до
определенной степени эмоциональным, и волевым (например, произвольное внимание). Таким образом, воля обладает
двумя противоположно направленными, но взаимосвязанными функциями: побудительной и тормозящей.

Волевые проявления человека в большой степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность за
результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в своих неудачах
винить внешние факторы
– обстоятельства, других
людей, ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто
всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя. Рассмотрим близкий для учеников
пример – подготовку к экзамену. Не
вовремя пришедшие друзья, шум в соседней комнате, дождливая погода,
от которой клонит в сон, интересный фильм по телевизору, который никак нельзя
пропустить, – всем знакомы подобные отвлекающие факторы. Но человек
с развитой волевой
сферой психики и несущий ответственность за результаты деятельности будет волевыми усилиями
противостоять всем факторам,
которые могут оказать негативное влияние на эти результаты. Таким образом, волевое действие
становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или
фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не
обязательно должны быть представлены
в развернутом виде. Следует
отметить, что особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая
сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого
поведения.

В основе
мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и
склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы,
которые формируются в процессе воспитания человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

Воля и
волевые процессы

1.1. Понятие «воля»

Любая психологическая деятельность человека может быть непроизвольной, непреднамеренной
или целенаправленной, произвольной. Непреднамеренные действия не требуют усилий
и планирования. Непроизвольное поведение носит импульсивный характер и лишено
ясного сознания. Это может быть, например, влияние человека, состояние транса
или другое измененное состояние сознания. В том же случае, когда необходимо
быть активным для достижения какой-либо сознательно поставленной цели, волевой
процесс взаимосвязан. Поэтому мы можем сказать, что воля-это способность
человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевать
препятствия для достижения целей и создавать дополнительную мотивацию для
действий, когда существующей мотивации недостаточно. Количество усилий, которые
человек прилагает для преодоления возникающих препятствий, указывает на степень
развития его поля воли. Поэтому разница между
непроизвольными действиями, то есть действиями, совершаемыми без участия поля
человеческой воли, заключается в том, что они являются результатом неосознанных
или недостаточно четко осознанных мотивов (влечений, установок и т. д.),
обладает импульсивной личностью и не имеет четкого плана. Произвольные действия, напротив,
означают понимание цели, первоначальное представление об этих действиях, могут
обеспечить их реализацию, их порядок. Для любого процесса он обычно
имеет следующие характеристики:

 1)Произвольная реакция всегда
ощущается или осознается;

 2)Произвольная реакция возникает в
ответ на появление жизненной потребности и является средством ее
удовлетворения. 3)Произвольная реакция, как
правило, не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору
одного человека другим человеком с такой же важной ценностью;

 4)В случае все еще навязывания
произвольных реакций, его можно сознательно корректировать в процессе его
реализации.

Выделяя волевой процесс как особый пласт психологических явлений,
психологи не будут сравнивать их с когнитивными и эмоциональными процессами,
поскольку один и тот же процесс в определенной степени может быть как
когнитивным, так и эмоциональным,

 Первоначальной мотивацией поступка
человека является требование, следовательно, прототип воли уже заложен в нем. В
отличие от спроса, мотивация-это духовная мотивация к осуществлению
деятельности, не только стимул, но и личная обработка стимуляции (спрос,
спрос). Если преобладают четкие мотивы, они усиливают возможность достижения
цели. Появление мотивов, противоречащих достижению ожидаемой цели, замедляет
деятельность человека (в некоторых случаях это проявление недостатка воли). Следовательно, воля выполняет две
противоположные, но взаимосвязанные функции: мотивацию и торможение. Стимулирующая функция
обеспечивается деятельностью человека. В связи с конкретной ситуацией
внутреннего состояния субъекта, оно произведет действие, которое раскрывается в
момент самого действия. Тормозящая функция воли не всегда
препятствует получению положительных результатов деятельности. Действуя в
единстве с функцией стимулирования, она характеризуется сдерживанием выполнения
плохих видов деятельности. Например, у человека есть стимул к двум видам
деятельности одновременно, но если он возьмется за эти два дела одновременно,
это будет ущерб и от одного, и от другого. Мотивированная борьба. Оценка
человека в этот момент порождает побудительную функцию воли для более значимой
мотивации, в то время как менее значимая мотивация становится объектом
тормозящей функции. Кроме того, тормозящая функция проявляется также в том
случае, когда мотивация человека не соответствует его представлениям о
соответствующей модели поведения. Например, если человек очень голоден, у него
может возникнуть

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы