Курсовая теория на тему Волейбол как средство развития скоростно-силовых качеств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ.. 2
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ
КАЧЕСТВ И ИХ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Определение понятия
скоростно-силовых качеств. 5
1.2. Физические качества и
их развитие на уроках физической культуры. 8
1.3. Модельные
характеристики волейболистов. 12
2. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ВОЛЕЙБОЛЕ.. 16
2.1. Развитие
скоростно-силовых качеств в волейболе. 16
2.2. Упражнения для
развития скоростно-силовых качеств в тренировочном процессе волейболиста 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 30
Введение:
Современный волейбол
предъявляет высокие требования к двигательным качествам и функциональным
возможностям спортсмена. Игра продолжается 1,5-2 часа, насыщенная различными
приемами, внезапными и быстрыми передвижениями, прыжками, падениями и другими
действиями. В связи с этим спортсмен должен иметь хорошую реакцию,
наблюдательность, скорость передвижения на небольших отрезках, большую скорость
сокращения мышц, прыгучесть и другие качества в определенных сочетаниях.
Основными средствами
учебной тренировки являются физические упражнения, а также упражнения по
технике и тактике игры. Условно они делятся на две большие группы — основные и
вспомогательные.
Основные упражнения
представляют собой упражнения по технике и тактике игры, и саму игру в
волейбол. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия
выполняются так, как в игре.
Актуальность
темы обуславливается важностью вопроса
улучшения физического воспитания. Поиск эффективных средств и методов,
способствующих ускоренному развитию физических качеств детей, носит непрерывный
характер. По мнению специалистов, с этой целью следует широко использовать
различные виды спорта, подвижные и спортивные игры. В этом плане занятия по
волейболу стоит назвать одним из самых эффективных средств улучшения физической
подготовки и состояния здоровья учащихся.
Существует противоречие между изученностью
вопросов по внедрению волейбола в учебный процесс для воспитания
скоростно-силовых качеств учеников и его практической реализацией. Вопросами
развития скоростно-силовых качеств на занятиях по волейболу занимались такие
учёные как Шерстюк А. А., Линец М. М., Хапко В. Е. [17].
Анализ научно-методической
литературы показал, что эффективность построения тренировочного процесса может
быть достигнута прежде всего за счет повышения качества управления подготовкой
(М. Максименко, В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин ; В .А. Запорожанов; В.
Н. Платонов; В. П. Филин; Л. П. Матвеев). Подготовку спортсменов принято
рассматривать как управляемый процесс, эффективность которого можно повысить,
если на практике реализуется обоснованная система педагогического контроля (В.
С. Келлер, В. Н. Платонов; Ю. В. Верхошанський; Л. П. Матвеев; Н. А. Носко; В.
В. Мулик ; М. Максименко) [9, 17].
Основу физической
подготовки юных волейболистов составляют скоростно-силовая подготовка и развитие силы, скорости в
сочетаниях. Многообразие движений при игре в волейбол является эффективным
средством для устранения недостатков в физическом развития школьников и
способствует повышению их двигательной активности в течение всего периода
обучения в школе. Занятия волейболом производят такие ценные качества, как
силу, ловкость, скорость и выносливость. Все движения, применяемые в волейболе,
носят естественный характер, основанный на беге, прыжках и метаниях, поэтому
при правильном обучении ученики усваивают их сравнительно легко.
Объект
исследования: учебно-тренировочный процесс
волейболистов в возрасте 12-14 лет.
Предмет
исследования: спортивная работоспособность и методика
развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
Задачи
исследования:
1.Проанализировать
литературные источники по вопросу развития скоростно-силовых качеств у детей.
2. Дать определение
основных категориальных понятий.
3. Подобрать упражнения
наиболее способствующие развитию скоростно-силовых качеств.
Заключение:
В ходе исследования
решалось три основные задачи: анализ литературных источников, определение
категориальных понятий и подбор упражнений для развития скоростно-силовых
качеств.
Анализ литературных
источников помог дать определение игры волейбол с точки зрения используемых
упражнений и ведущих рабочих функциональных систем. Волейбол – это ациклическая
командная игра, где мышечная работа построена на проявлении скоростно-силовых
качеств и точной координации движений. Современный волейбол предъявляет высокие
требования к двигательным качествам и функциональным возможностям спортсмена.
Игра продолжается 1,5-2 часа, насыщенная различными приемами, внезапными и
быстрыми передвижениями, прыжками, падениями и другими действиями. В связи с
этим спортсмен должен иметь хорошую реакцию, наблюдательность, скорость
передвижения на небольших отрезках, большую скорость сокращения мышц,
прыгучесть и другие качества в определенных сочетаниях.
Основными средствами
учебной тренировки являются физические упражнения, а также упражнения по
технике и тактике игры. Условно они делятся на две большие группы — основные и
вспомогательные.
Основные упражнения
представляют собой упражнения по технике и тактике игры, и саму игру в
волейбол. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия
выполняются так, как в игре.
Основу физической
подготовки юных волейболистов составляют скоростно-силовая подготовка и развитие силы, скорости в
сочетаниях. Многообразие движений при игре в волейбол является эффективным
средством для устранения недостатков в физическом развития школьников и
способствует повышению их двигательной активности в течение всего периода
обучения в школе.
В ходе исследования мы
выделили такие основные категориальные понятия: сила, скоростная сила, скоростно-силовые
качества.
Сила – это одно из пяти
физических качеств человека, которое проявляется в способности преодолевать
определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности
мышц.
Скоростная сила – это
способность человека с возможно большей скоростью преодолевать умеренное
сопротивление.
Сенситивные периоды
развития скоростно-силовых качеств у девочек проявляется в период от 10 до 11
лет, а у мальчиков от 10 до 11 и от 13 до 15 лет. В этот период следует
включать как можно больше упражнений на развитие данного качества.
Скоростно-силовые
качества тесно связаны с проявлением координационных способностей. Это
обусловлено физиологией организма, а именно: межмышечной координацией. Чем
быстрее и точнее придёт нервный импульс по нейронам к иннервируемому мышечному
волокну, тем быстрее возникнет реакция сокращения в мышце.
Так же были подобраны
упражнения наиболее способствующие развитию скоростно-силовых качеств.
Исследование модельных
характеристик волейболистов показало, что в основном скоростно-силовые качества
в волейболе проявляются в различных прыжках. В основной своей массе это
вертикальные прыжки, далее следуют субмаксимальные прыжки и блокирующие прыжки.
В связи с тем, что в развитии скоростно-силовых качеств следует объединять общефизические
и специальные упражнения, то на уроках по волейболу следует включать большое
количество вертикальных прыжков, прыжков в высоту из приседа, прыжков в длину
из приседа и с прямых ног. При этом следует учитывать, что волейбол – это
анаэробно-аэробная игра, где основная часть энергии образовывается из
расщепления АТФ и КФ. То есть подходы на выполнение прыжков должны быть
короткими и максимально взрывными. При этом следует учитывать отдых между
подходами.
Классические
общефизические упражнения на развитие скорости – это упражнения на выполнение с
максимальной скоростью на короткие дистанции. Например, бег с ускорением на
50-60 м, максимально скоростной бег на 30-60 м со старта, эстафетный бег,
специальные беговые упражнения (бег с высоким подниманием бедра, с захлёстом
голени, выпрыгивание на одной ноге с преодолением дистанции вперёд и т. д. ).
Классические
общефизические упражнения на развитие силы – это приседания, сгибание рук в
упоре лёжа, сгибание рук в висе, поднимание туловища из упора лёжа. Эти
упражнения следует включать в круговую тренировку.
Также в работе были
описаны специально-подобранные для волейболистов упражнения в тренажёрном зале,
которые помогут развить силу, скоростно-силовые качества:
1. Наклоны с гантелями
2. Скручивание из стороны
в сторону с жимом над головой.
3. Баланс на одной ноге с
жимом над головой.
4. Выпад с поворотом
5. Боковой выпад с
прессом.
6. Рывок гантелей.
7. Рывок двумя руками с
гантелью в положении лёжа на спине.
8. Приседания с гантелями
для пресса.
9. Ловля утяжелителя
(блина) перед грудью.
10. Бицепс с жимом над
головой.
Фрагмент текста работы:
1.1. Определение понятия скоростно-силовых качеств
Cкоростно-силовые
качества выражаются в двигательных действиях, которые требуют значительной силы
мышц и быстроты двигательных действий [19]. Поэтому мы дадим определение
понятию сила и быстрота.
Общая характеристика
силы. Любые двигательные действия человека – это результат согласованной
деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов
двигательного аппарата, в частности опорно-двигательного аппарата.
В ЦНС продуцируются
импульсы возбуждения, которые через мотонейроны и аксоны поступают в мышечные
волокона. В результате мышцы напрягаются с определенной силой, которая и
позволяет перемещать в пространстве отдельные звенья тела или тело в целом. От
величины и направления приложения силы изменяются скорость и характер движения.
Таким образом, без проявления мышечной силы человек не может выполнять никаких
двигательных действий. Сила является интегральным физическим качеством, от
которой в той или иной степени зависит проявление всех физических качеств
(скорость, выносливость и др.). Что же понимается под термином
"cила"?
В механике понятие
"сила" выражает меру взаимодействия тел, причину их движения,
механическую характеристику движения (на тело массой m действует сила F).
В физиологии под силой
мышц понимают то максимальное напряжение, которое они способны развить. Внешнее
проявление напряжение мышц (силы) измеряют в ньютонах.
В теории физического
воспитания понятие "сила" отражает одну из качественных характеристик
произвольных движений человека, которые направлены на решение конкретной
двигательной задачи. Цитируя Круцевич Т. Ю.:
«Сила — это способность
преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет
деятельности мышц» [9].
Скоростная сила человека
— это его способность с возможно большей скоростью преодолевать умеренное
сопротивление.
На первый взгляд кажется,
что скоростная сила является комплексным проявлением скорости и силы. В
действительности — это специфическое проявление силы в определенном диапазоне величины
внешнего сопротивления. Да, скорость обремененного движения при внешнем
сопротивлении менее 15-20% максимальной силы в соответствующем движении зависит
исключительно от скоростных возможностей. При внешнем сопротивлении выше 70% от
максимальной силы. В конкретном упражнении скорость преодоления этого
сопротивления зависит преимущественно от уровня развития максимальной и
взрывной силы. Отсюда скоростную силу следует
связывать со способностью человека как можно быстрее преодолевать
внешнее сопротивление в диапазоне от 15-20 до 70% максимальной силы в
конкретном двигательном действии. Она
является доминирующей в обеспечении эффективной двигательной деятельности на
спринтерских дистанциях, в циклических упражнениях и подобных двигательных
действиях, в частности от уровня развития скоростной силы мышц ног будет
зависеть длина шагов в беге [9].
Сенситивный период
развития скоростно-силовых качеств у девочек определяется в период от 10 до 11
лет, а у мальчиков от 10 до 11 и от 13 до 15 лет. В этот период следует
включать как можно больше упражнений на развитие данного качества.