Класс хорового дирижирования Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Вокально -хоровые особенности хора П.И.Чайковского «Без поры да без времени»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Хоровое творчество П.И.Чайковского 6

Глава 2. Вокально -хоровой анализ хора «Без поры да без времени» П.И.Чайковского 12

2.1 Музыкально-теоретический анализ 12

2.2Вокально-хоровой анализ 18

2.3 Исполнительский анализ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Современный этап изучения эволюции русской музыкальной культуры отмечен значительным усилением интегративных тенденций в понимании процессов художественного, культурного, исторического и социального развития. Такой подход особенно эффективен при изучении возможностей искусства воплощать как самые грандиозные идеи и образы объективного мира, так и самые тонкие субъективно-личные переживания человека. Отмеченная способность позволяет даже в локальных, «миниатюрных» сферах искусства достичь высокой образно-смысловой, философской, этической и эстетической концентрации. Эта идея, в частности, ярко подтверждается при изучении жанра хоровой песни как феномена музыкальной жизни России на рубеже XIX и XX веков.

Актуальность исследования. Хоровая песня конца XIX — начала XX века — явление своеобразное, выдающееся по значимости и по ряду причин глубоко русское явление. С одной стороны, в неисчерпаемом богатстве форм и идейно-образного содержания этого художественного явления, уходящего корнями в многовековые певческие традиции — народные и церковно-православные, — важная особенность национального восприятия красоты как единства духовного, духовного и духовного. изменились моральные и эстетические принципы. С другой стороны, общеизвестно, что рассматриваемый жанр проник в русскую музыкальную культуру в уже сформировавшейся форме из искусства Западной Европы. В этой связи представляется важным и плодотворным рассмотрение индивидуальных особенностей русской хоровой песни.

Русская хоровая песня, являясь важнейшей и неотъемлемой частью репертуара современных отечественных хоровых коллективов, также играет значительную роль в реализации учебного процесса на дирижерском и хоровом факультетах (отделениях) музыкальных учебных заведений всех уровней. Наличие в репертуаре русского хора — профессионального, любительского или образовательного — сочинений композиторов рубежа XIX-XX веков является своеобразным показателем «классового» и исполнительского уровня коллектива. В связи с этим необходимость теоретического осмысления интерпретации исполняемых произведений внушает насущные потребности практической творческой деятельности [5].

Жанр хоровой песни на рубеже XIX и XX веков — поистине необъятное поле для изучения.

Чуткий лирик-психолог П.И. Чайковский отразил внутренний мир человека в своих произведениях разных жанров. Его увлекали события, колорит различных исторических эпох, картины народного быта, изображение разнообразных образов природы, сказочных персонажей. При этом в центре внимания композитора всегда находились близкие ему чувства, выраженные с трогательной правдивостью. Он использовал богатейший арсенал художественных средств, накопленный ведущими музыкальными классиками.

Хоровая музыка П.И. Чайковского всемирно известена. В нем, как и в других его произведениях, отражены гуманистические идеи. Все это не могло не сказаться на музыкальном творчестве его последователей [3].

Объект исследования – вокально-хоровое произведений П.И. Чайковского.

Предметом исследования вокально-хоровые особенности хоровой песни.

Материалом исследования выступило произведение П.И.Чайковского хор «Без поры да без времени».

Цель работы: рассмотреть русскую хоровую песню в аспекте вально-хоровых особенностей.

Для решения поставленной были выделены следующие задачи.

1. Рассмотреть хоровое творчество П.И.Чайковского.

2. Рассмотреть музыкально-теоретический анализ произведения.

3. Рассмотреть вокально-хоровой анализ произведения.

4. Рассмотреть исполнительский анализ произведения.

Методами исследование являются: теоретический анализ литературы с точки зрения вокально-хоровых особенностей хоровых произведений, анализ хорового произведения с исторической стороны и музыкальной.

Теоретическая значимость:

Практическая значимость: использование в практике хоровых коллективов

Структура курсовой работы: введение, две главы, в которых освещается вопрос вокально-хоровых особенностей произведения и вокально-хоровой анализ хора «Без поры да без времени», заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ознакомившись с хоровым творчеством П.И.Чайковского можно сделать вывод, что перед нами выступает тонкий художник-реалист. Глубокая связь с фольклором проявляется в использовании в хорах подлинных мелодий и отдельных интонаций народных песен, стилизации обрядовых, трудовых, плясовых, хороводных песен, разнообразии и богатстве метроритмической структуры.

Заострив внимание на хоре «Без поры да без времени» мы видим насколько сложное произведение для хора. От участников женского хора для исполнения данного хора требуется большая внутренняя выдержка. Необходима четкое пропевание, произношение слов, произношение некоторых букв должно быть утрировано, а других наоборот произносить коротко.

Для дирижера особой трудностью является то, что произведение написано а-капелла. Перед ним стоит сразу несколько основных задач: удержать в нужной тональности, не «затянуть» или не «загнать» произведение, давать ясное четкое вступление, снятие, держать дыхание.

А самое главное донести до слушателя то, что хотел передать композитор.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Хоровое творчество П.И.Чайковского

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – Русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трех балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семи симфоний (шесть пронумерованных и симфония Манфреда), четырех сюит, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру [3].

В своем творчестве П. Чайковский создал музыкальный язык, органично связанный с народной стихией, с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако П.И. Чайковскому была чужда национальная ограниченность. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере того, как она становится доступной для всех народов. Действительно, его музыка стала поистине интернациональной, получив всемирное признание.

Чайковский всю свою творческую жизнь работал в хоровых жанрах. Однако его высказываний об отношении к этому виду музыкального творчества не встречается. С детства Чайковский пел в хоре, был слушателем хоровых коллективов. В Школе правоведения, по воспоминаниям современников, он даже сменил регента, будучи старшеклассником. И это был известный русский хормейстер Г. Ломакин, друг М. И. Глинки, одного из самых известных мастеров своего дела. Одним из первых самостоятельных произведений Чайковского, написанных в стенах Петербургской консерватории, были сочинения для хора без аккомпанемента и с оркестром на стихи Н. П. Огарева «На грядущую мечту»[5].

Приехав в Москву, Чайковский вплотную сближается с К.К

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы