Технология музыкального образования Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Вокальная(инструментальная) импровизация как вид творческой деятельности на уроке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК ТВОРЧЕ-СКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..5
1.1. Возникновение и развитие вокально-инструментальной импровизации в историче-ском контек-сте…………………………………………………………………………………………………….5
1.2. Сущность и функции вокально-инструментальной импровиза-ции…………………………..8
2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОКАЛЬ-НО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………………………………………….13
2.1. Анализ школьной программы, включающих вокально-инструментальную импрови-зацию в урок музы-ки……………………………………………………………………………..13
2.2. Формы и этапы организации вокально-инструментальной импровизации на уроке и внеурочной работе……………………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ ……………………………………………………21

  

Введение:

 

Актуальность темы. Одними из главных направлений Российского образования в настоящее время являются: гуманизация и гуманитаризация воспитатель-но-образовательного процесса, смена целевых ориентаций, обновление программ эстети-ческого цикла, предоставление учителям прав на педагогическое творчество. Ориенти-руясь на эти направления реформы, вполне закономерен интерес к поиску новых соот-ношений между обучением и развитием личности. Утверждение этих новых соотноше-ний приводит к такой жизнедеятельности личности, когда возрастает потребность уча-стия в процессах творческого созидания.
Степень разработанности проблемы. Раскрытию творческого потенциала растущего человека посвящено содержание многочисленных педагогических исследований. Д.Б.Кабалевский ввел в 70-е годы в программу по музыке для общеобразовательных школ новый элемент, а именно, импровизацию как разновидность творческой деятельности. Идеи Д.Б.Кабалевского продолжили и развили Л.В.Горюнова и Л.В.Школяр. Педагоги-ческую проблему импровизации раскрыл в своей монографии В.Н.Харькин.
Проблема работы заключается в определении роли вокально-инструментальной им-провизации для творческого развития учащихся.
Объект исследования – процесс музыкального образования учащихся младших клас-сов классов с точки зрения наличия в программе вокально-инструментальной импрови-зации.
Предмет исследования – современные методики преподавания уроков музыки, прак-тическое использование метода вокально-инструментальной импровизации.
Цель исследования — изучить особенности процесса импровизации в современной образовательной школе, теоретически обосновать специфику, технологию подготовки и проведения вокально-инструментальной импровизации на уроках музыки, проанализи-ровать действенные методы изучения музыкального творчества.
Задачи исследования:
1. Определить теоретическую базу исследования.
2. Обозначить особенности функционирования импровизации.
3. Выделить и обозначить основные методологические особенности преподавания музыки.
4. Определить значение импровизации в контексте методики преподавания.
Методологическую основу исследования составляют работы таких учёных, как Д.Б.Кабалевский, Никитин А.А. и Лившиц Д.Р.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вокально-инструментальная импровизация на уроках музыки в общеобразовательной школе не может быть реализована только за счёт умственных способностей учащихся. Она должна быть скоординирована преподавателем. На начальном этапе обучения ин-струментальная часть должна быть предложена учителем, а вокальная — учеником.
Импровизация является процессом создания чего-то нового, но в учебном процессе всегда подчинена каким-либо правилам, чтобы облегчить задание ученикам. В образова-тельном процессе она выступает в основном в функции приобщения к творчеству, так как направлена на развитие творческого мышления.
В современных российских образовательных программах в области обучения музыке импровизация представлена довольно широко, однако явление вокаль-но-инструментальной импровизации нами было замечено только в одной из них.
Процесс постижения школьниками процесса вокально-инструментальной импровиза-ции занимает очень большое количество времени из-за своей сложной структуры. Пол-ноценная реализация вокально-инструментальной импровизации возможна только на четвёртом году обучения, так как учащиеся должны пройти достаточный курс теоретиче-ского и практического материала.
Основных целей, поставленных во введении, удалось добиться, однако данное иссле-дование имеет перспективы изучения. В дальнейшем возможно обращение к нескольким методикам обучения, а также комплексный сравнительный анализ подхода к использо-ванию импровизации на уроках музыки.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы изучения импровизации как творческой деятельности школьников
1.1. Возникновение и развитие вокально-инструментальной импровизации в истори-ческом контексте
Импровизация в научной литературе, энциклопедических изданиях, включая Большую советскую и Музыкальную энциклопедии, определяется как форма творческого акта, в процессе которого непосредственно создается художественное произведение. Импрови-зация (фр. improvisation, итал. Improvvisazione, от лат. Improvises – неожиаднный, внезап-ный) – встречающийся в ряде искусств особый вид художественного творчества, при ко-тором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения [11]. Понятие импровизации достаточно обширное. Она представлена в совершенно разных проявле-ниях — в танце, литературе, музыке, театре. Это важная, неотъемлемая часть социальной и творческой жизни.
Рассмотрим основные виды импровизации:
— музыкальная импровизация, которая считается наиболее древним типом музициро-вания, и представляет собой «спонтанное музыкальное высказывание, непосредственную, сиюминутную реализацию музыкальной мысли и отличается многообразием форм про-явления» [8, 13].
— литературная импровизация, характерная для устного народного творчества и скази-тельства (барды, скальды, миннезингеры, акыны, сэсэны);
— танцевальная импровизация (англ. dance improvisation), которая образовалась из народных обрядов, игр и празднеств, а в современных профессиональных танцах является неотъемлемой частью;
— театральная импровизация (актерская импровизация)
– создание актером сценического образа, действия и создания собственного текста произвольным путем во время представления не по заранее созданному сценарию.
Данные виды импровизации можно считать основными. Каждый из них включает в себя множество дополнительных направлений и различных ответвлений, которые затра-гивают почти все аспекты жизни человека.
Импровизация — это качество, свойственное природе человека. Оно является основой человеческого общения и более присуще человеку, чем деятельность по заранее сплани-рованной схеме действий. Для импровизации характерно то, что создание музыкальной ткани и ее воспроизведение совпадают по времени. Впервые понятие импровизации предложил Г. Риман, который пришел к осознанию того, что импровизация является са-мостоятельным художественным феноменом западной музыки. Он определяет импрови-зацию как искусство спонтанного создания музыки в ходе выступления. Данная точка зрения не претерпела особых изменений до наших дней.
Некоторые западные авторы считают, что импровизация является формой композиции, но отечественным исследователем В. Медушевским выдвинуто противоположное мнение о том, что импровизация является полной противоположностью композиции. Г.П. Кага-нович определил импровизацию как одновременное исполнение музыки без предвари-тельной подготовки и заметил, что «на протяжении сотен лет импровизация являлась не только единственной формой исполнения, но и единственным методом развития музы-кальной формы» [7,56]. Современные исследователи выделяют характерные черты им-провизации: — непосредственность творческого высказывания; — демонстрация виртуоз-ной легкости владения формотворческими и исполнительскими приемами.
Также современные исследователи обращают свое внимание на то, что в импровиза-ции проявляется суть личности музыканта, что обучение импровизации – это вместе с этим и обучение сочинительству, и в ее основе закреплен принцип, который реализует внезапный творческий импульс непосредственно в звуках, экспромтом и сразу в закон-ченном виде.
Музыкальную импровизацию называют одним из самых загадочных умений, ведь не каждый человек может на основе нескольких аккордов воспроизвести неожиданную ме-лодию, которая при этом не лишена смысла и логически закончена.
В то же время музыкальная импровизация является наиболее изученным видом им-провизации. Природе импровизации посвящено огромное количество литературы, а так-же музыкально-психологическим, историческим, теоретическим и дидактическим аспек-там данной проблемы. Американский музыковед Э. Феранд является на сегодняшний день и ведущим и наиболее крупным представителем в изучении данной проблемы. В его работах рассматривается зарождение и развитие импровизации в Европе.
Среди отечественных музыковедов следует отметить М. А. Сапонова, который в своих работах анализирует импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и эпохи Возрождения. Его выводы помогли наиболее полно пред-ставить проблематику импровизации в музыке 20 века [14, 67].
Также огромный вклад в проблему нашего исследования внесли другие отечественные ученые, такие как С. Н. Бирюков,Т. М. Джани-Заде, Т.А. Диденко, А. Петров, А.А. Ни-китина и др. В джазовой музыке проблема импровизации впервые была освещена в французским теоретиком Андре Одером в 1956 году. Он представил первую типологию импровизации. По его мнению, в основе импровизации лежит мелодическая фраза, а суть проблемы заключена в ритмическом, гармоническом и тембровом наполнении фразы. Его заключение можно считать актуальным и сегодня, так как принципиальное различие джазовой и европейской музыкальных практик очевидно – звуковой эталон джаза гораздо разнообразнее. Для джазовой музыки характерно свободное изменение звуковых пара-метров (тембра, ритма, высоты) фразы, что уже приводит к импровизации. Книга, напи-санная А. Одером, повлекла за собой массу рассуждений у других теоретиков джаза о феномене импровизации.
Так, спустя год, американским исследователем Л. Фэзером была предложена новая классификация импровизации. В ходе своей работы он попробовал дифференцировать звуки, составляющие импровизацию, по степени интонационной новизны. Л. Фэзер раз-личает звуки как «экспромтные», «предопределенные гармоническим планом» и «игра-емые планом».
Швейцарский музыковед И. Берендт в 1968 году сопоставил импровизационный ас-пект джаза и старинной европейской музыки, а также поднял вопрос о неограниченной спонтанности джазовой импровизации. В то же время американский исследователь Г. Шуллер установил генетическое сходство джазовой импровизации с африканским музи-цированием. Большинство энциклопедических изданий рассматривает джаз как варьиро-вание определенной заданной мелодии, сочетающейся с гармоническим планом, который остается неизменным. Исполнитель может по своему усмотрению менять степень свобо-ды варьирования либо частично с помощью орнаментов, либо полностью, но с преобра-зованным мелодическим контуром. Из этого следует, что импровизация является спосо-бом сольного мелодического высказывания, во время которого импровизационная нагрузка направлена на одного музыканта. Мелодия и гармония, сочетаясь, создают единство спонтанного, чем здесь является гармония, и заданного, чем является ритм [9, 29].
Второе понимание импровизации можно встретить в специальной литературе, речь в которой идет о специальных идиомах, характеризующих джазовое музицирование. Им-провизация является здесь одной из отличительных черт джаза наряду с блюзовыми то-нами, свингом, хотинтонированием [15, 170]. Тем не менее, соотносимая с этими элемен-тами в плане внешней характерности джаза, импровизация не равнозначна им в контек-сте механизмов джазового музицирования. По мнению Г. Шуллера, «импровизация – та-кой элемент джаза, который не вмещается ни в один из 21 до сих пор обсуждаемых ас-пектов джазовой музыки, хотя, конечно, он касается каждого из них» [18, 57].
Ознакомившись с литературой по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что музыкальная импровизация в современной музыковедческой и педагогической литерату-ре принадлежит к числу наиболее изученных видов импровизации и является историче-ски наиболее древним типом музицирования. Импровизация представляет собой одно-временное исполнение музыки без предварительной подготовки, спонтанное музыкаль-ное высказывание, непосредственную, сиюминутную реализацию музыкальной мысли.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы