Курсовая теория на тему Внешняя культурная политика Италии в начале 21 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ИТАЛИИ.
1. «Мягкая сила» как
феномен. Культурная дипломатия
2. Культурная дипломатия
Италии: институты, организации, инструменты
3. Культурная политика
Италии под влиянием договоров ЕС
ГЛАВА 2. ИТАЛЬЯНСКИЕ
КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ СО СТРАНАМИ АЗИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.
1. История становления и
развития дипломатических отношений Италии со странами Азии
ГЛАВА 3. ИТАЛЬЯНСКИЕ
КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
1. Принципы установления
культурных связей в рамках программы «ЕС-Восточное партнерство»
2. Культурные связи Италии
и России
3. Культурные связи Италии
и Белоруссии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
На протяжении столетий
Италия в массовом сознании – но и не безосновательно – представляет собой центр
культурной жизни всей европейской цивилизации. Именно история и культура
Италии, ее выдающиеся писатели и композиторы прошлого, кинорежиссеры, актеры,
дизайнеры современности делают ее особенной страной, не похожей на другие.
Актуальность темы настоящего
исследования обуславливается тем, что в сегодня процессы глобализации
становятся все более значимыми и заметными. Речь идет о самых разных областях
деятельности международных акторов, поскольку сегодня – в условиях глобального общественного
развития — влияние и роль «мягкой силы» государств на международной арене
существенно возрастает. Следует отметить, что именно культура как один из
ключевых компонентов системы международных отношений и является наиболее
эффективным «мягким» инструментом дипломатии. Вполне логичным представляется
тот факт, что и Итальянская Республика стремится к распространению своей
национальной культуры, популяризации своего национального языка в мире,
созданию и укреплению общего позитивного имиджа страны за рубежом.
На сегодняшний день
отмечается значительное усиление значения Италии в культурной сфере в масштабах
всего человечества. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что Италия
отличается богатой историей и в списке всемирного наследия ЮНЕСКО занимает
первое место среди всех стран мира. Следовательно, культурная дипломатия и
активная внешняя культурная политика имеют огромное значение для Италии и
являются основным инструментом для роста влияния страны на международной арене.
Научно-исследовательская
база. Изучению феномена «мягкой силы» посвящены работы американского учёного Э.
Вильсона III [45], политолога Дж. Ная [39], Д.А. Звягиной [8], О. Г. Леоновой
[15] и др. Непосредственному изучению реализации феномена «Мягкой силы»
применительно к политике Итальянской Республики посвящена работа итальянского
исследователя Ф. Кастильоне [30].
Понятие «культурная дипломатия» и его реализация на практике рассматривается в
работах К. Баунда [29], Дж. Ленкзоуски [38], Э. Пайтинка [40] и др. Стоит
отметить также, что В работах С. А.
Глебовой [5], Т. Н. Клейменовой [12], Т. Н. Мироновой [16], К. М. Табаринцевой-Романовой [26] и Ф.
Рутелли [42] делается акцент непосредственно на культурной дипломатии Италии.
Объект исследования.
Внешняя политика Италии в
области культуры.
Предмет исследования.
Внешняя культурная политика
Италии в начале XXI
века.
Цель исследования состоит в
том, чтобы проанализировать особенности реализации культурной политики Италии
на современном этапе.
Задачи исследования.
Поставленная цель
подразумевает выполнение следующих задач:
Проанализировать феномен
«культурная дипломатия»;
Рассмотреть
институциональные основы внешней политики Италии в области культуры;
Проанализировать специфику
культурных связей Италии со странами Азии в начале XXI века;
Проанализировать специфику
культурных связей Италии со странами Восточной Европы в начале XXI века.
Структура работы отражает
заявленные цель и задачи. Исследование состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию,
мы должны отметить, что феномен культурной дипломатии играет такую же важную
роль во внешней политике государства, что и прочие методы ведения внешней
политики. Именно культурная дипломатия формирует позитивный имидж государства у
жителей других стран, развивает интерес к культуре и языку страны, способствует
популяризации и узнаванию определенной страны среди жителей других государств.
Ввиду того, что Италия на
протяжении столетий, еще со времен Древнего Рима, была привлекательной для
людей прочих стран и национальностей, для нее политика культурной дипломатии
максимально органична и логична. Страна обладает великой историей и культурой,
является центром католицизма. Следовательно, власти Италии всячески стремятся
расширять культурное влияние своего государства на прочие страны.
Мы установили, что для
повышения эффективности внешней политики Италии в стране создано множество
организаций как государственного, так и негосударственного уровня. Именно эти
организации способствуют формированию положительного имиджа страны за рубежом,
повышению интереса к культуре и истории Италии. При помощи деятельности таких
организаций Италии удается успешно развивать сотрудничество в культурной сфере
с самыми разными странами. Еще в контексте формирования и юридического
оформления ЕС именно культура была признана значимым элементом политики, и этот
принцип сегодня широко реализуется всеми странами Европейского союза.
Мы установили, что культурная политика Италии в
отношении азиатских стран только выстраивается и формируется. Наибольшего
успеха пока что удалось достичь в отношениях с Казахстаном, несколько меньших –
с Узбекистаном. В перспективе речь идет о формировании устойчивых культурных
связей с Кыргызстаном и Туркменистаном. Помимо собственно культурных мероприятий,
таких как проведение выставок и прочее, в отношениях данных стран присутствует
перспектива развития туристического сектора в контексте развития программы
Шелкового пути.
Мы также пришли к выводу, что культурная политика Италии в
отношении Белоруссии находится на начальном этапе своего развития, поскольку
наблюдаются определенные сложности в понимании специфичности Белоруссии и
установлении диалога между государствами. Само по себе стремление наладить
культурный диалог между Италией и Белоруссией организуется в рамках программы
Восточного партнерства, но осложняется кризисом идентичности белорусов и
определенными сложностями, связанными с политическим руководством страны.
Мы установили, что
культурная политика Италии в отношении России масштабна и глубоко укоренена в
культурную жизнь обеих стран. Сегодня в России проводятся выставки объектов
культуры Италии, активно изучается итальянский язык, действуют программы обмена
для студентов. Кроме того, в стране активную деятельность ведет Общество Данте
Алигьери, которое способствует продвижению итальянской культуры и языка в
России.
Говоря о России, нельзя не
отметить долгосрочность и устойчивость взаимоотношений России и Италии в
области культуры. Речь идет, в частности, о том, что Италия и ее язык, культура,
образование, гастрономия и т.д. широко представлены в России, причем, не только
в Москве. В РФ также активно функционирует общество Данте Алигьери, проводятся
разнообразные культурные мероприятия и выставки. Итальянский язык изучают во
многих российских университетах, существуют программы обмена студентов между
ВУЗами России и Италии.
Фрагмент текста работы:
культурной политики Италии.
1.
«Мягкая сила» как феномен. Культурная дипломатия
«Мягкая сила», в отличие от
«жесткой», призвана играть ключевую роль в формировании и укреплении
позитивного имиджа страны за рубежом и тем самым неразрывно связана с понятием
«культурная дипломатия» [39, c.94].
Следует отметить также что «мягкая сила» представляет собой определенный
«внешнеполитический ресурс и специфический инструмент латентного управления
международными процессами, который был актуализирован в эпоху глобализации»
[15, c.28]. Подобное
управление характеризуется своими специфическими чертами, среди которых –
отсутствие традиционных формальных методов, институтов и рычагов управления
Теорию «мягкой силы»
представит научному сообществу политолог
Джозеф Най в 1990 г. С точки зрения исследователя, понятие «мягкая сила» означает
способность одного государства оказывать влияние на другие государства
посредством демонстрации привлекательности своей культуры и ценностей [39, c.94-97]. Ключевой компонент этой теории — как
раз привлекательность, которая вызывает у других государств стремление
следовать за достижениями конкретной страны [45, c.114].
Дж. Най утверждает, что
«мягкая сила» состоит из идеологии, культуры, идентичности, способности влияния
на другие государства. «Мягкая сила» государств может наращиваться и
укрепляться разными способами, например, посредством организации мероприятий,
имеющих информационный и пропагандистский характер, призванных сформировать позитивный
имидж страны [21, c.21]. Еще
один способ – демонстрация привлекательности экономической модели, уровня
культуры и науки конкретной страны, развитие и укрепление сотрудничества с прочими
государствами и т.д. Данные достижения значительно повышают уровень «мягкой
силы» страны [21, c.23].
Кроме того, И.В. Радиков
отмечает, что государство, располагающее «мягкой силой», отличается тем, что
оно создает, культивирует определенные ценности, распространяет свое влияние и
популяризирует свои культурные традиции и ценности за пределами своей страны
[21, c.23].
Когда мы говорим о культуре
как о части «мягкой силы», следует учитывать, что в таком случае речь идет
непосредственно о массовой культуре, которая популяризируется посредством
интернета, средств массовой информации, музеев, выставок, кинематографа,
культурных мероприятий и т.д. Более того, культура как ресурс «мягкой силы» подразумевает
наличие множества аспектов, которые служат цели повышения привлекательности
государства за рубежом: объекты культуры (произведения искусства и литературы),
программы, направленные на повышение эффективности человеческой деятельности,
общения и поведения [8, c.136].
Следовательно, мягкая сила как феномен стоит из трех основных компонентов:
экономической привлекательности страны, политического влияния государства,
культурной привлекательности государства.
Рассуждая непосредственно об
Италии, следует отметить, что ее культурная привлекательность начала формироваться
ещё в Древнем Риме, когда эта территория была центром цивилизации. Несомненно,
соотносить сегодняшнюю Италию с Древним Римом некорректно, тем не менее
сегодняшняя Италия – в значительной степени, правопреемник Рима. Стоит отметить
также, что ключевыми приоритетами Италии остаются развитие
торгово-экономического сотрудничества, распространение итальянского языка и
культуры за рубежом, интернационализация государственных и частных компаний. С
точки зрения Р. Маркетти, который занимается исследованием феномена «мягкой
силы» Италии, власти Италии считают «мягкую силу» одним из средств
распространения влияния государства на международной арене. Тем не менее, по
мнению исследователя, у государства есть значительно больший
культурно-исторический ресурс, который пока что никак не используется [33].
В целом, следует
подчеркнуть, что концепция «мягкой силы» важна для многих акторов современных международных
отношений, в том числе и для современной Италии. Франко Фраттини, в прошлом –
министр иностранных дел страны, утверждал, что «Мягкая сила Италии – это сила
притяжения, которой немногие обладают и которую нужно использовать в полной
мере» [37]. Он указывает именно на тысячелетние культурные традиции страны,
среди которых особе место занимает язык, культура, религия.
Необходимо подчеркнуть, что
понятие «культурная дипломатия» представляет собой неотъемлемый компонент
«мягкой силы» страны. Культурная дипломатия является таким общественным
институтом, посредством которого культурные ценности одной страны могут быть
переданы другим государствам при помощи пропаганды и популяризации таких
ценностей за пределами страны. В данном контексте взаимодействие культур способствует
политическому, культурному и экономическому сближению стран.