Курсовая теория на тему Внешний долг РФ – проблемы и перспективы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного внешнего долга 5
1.1 Понятие государственного внешнего долга и теоретические подходы к нему 5
1.2 Методы управления государственным внешним долгом 9
1.3 Социально-экономические последствия государственного внешнего долга 15
Глава 2. Анализ современного состояния государственного внешнего долга 18
2.1 Современное состояние государственного долга в России 18
2.2 Основные проблемы управления государственным внешним долгом и пути их решения 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 1 34
Введение:
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны.
Из-за нехватки бюджетных средств для выполнения финансирования расходов государствам зачастую приходится принимать обязательства на внутреннем и внешнем рынках. В таких условиях находятся большинство развитых и почти все развивающиеся страны. Внешний долг государства оказывает прямое влияние на экономический рост и прочие ключевые показатели социально-экономического развития страны.
В условиях глобализации экономики одной из устойчивых проблем выступает управление внешней задолженностью государства. В отношении данной проблемы не существует универсального стандартного решения, однако на международном уровне с каждым годом расширяется перечень подходов к системе регулирования государственным внешним долгом. Он может покрываться средствами из различных источников: золотовалютных резервов, средств из бюджета, новых заимствований, а также денежных средств, вырученных за счет продажи государственной собственности. Процесс управления долгом – неотъемлемая часть макроэкономической политики страны, которая связана с улучшением юридической и деловой среды в государстве вместе с институциональным развитием общества.
Вопросами управления государственным долгом занимались такие ученые как: Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Долгодворова К. В., Зимарин К.А., Кажаева М.В., Колодяжная А.Ю., Коригова М.М., Косов М.Е., Минаев Р. М., Хамалинский И.В., Шакирова Э. Г. и др.
Цель исследования – на основе теоретических аспектов провести анализ структуры и динамики государственного внешнего долга РФ и выявить перспективы современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного внешнего долга.
2. Провести анализ современного состояния государственного внешнего долга РФ.
3. Выявить проблемы управления внешним долгом и пути их решения.
Объект исследования – государственный внешний долг РФ.
Предмет исследования – причины образования государственного внешнего долга и методы управления им.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды и разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области управления внешним долгом, законодательные и нормативные акты.
В ходе исследования использовались следующие методы: графический, балансовый метод, анализ, обобщение, наблюдение.
Теоретическое значение работы заключается в том, что она представляет собой научное исследование одной из актуальных проблем современной России, связанной с функционированием государственного внешнего долга.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности управления внешним долгом органами государственного управления и контроля.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Главной причиной образования долговой зависимости является дефицит бюджета. Поэтому государство вынуждено занимать средства у иностранных государств и субъектов международного права. Управление внешней задолженностью занимает немаловажное значение в государственной финансовой политике. Способность выплачивать внешний долг является одним из основных факторов финансовой стабильности страны. Исключительно важной задачей является построение грамотной политики в управлении внешним долгом, так как правильность решения долговых проблем влияет на все сегменты финансового рынка России, состояние национальной валюты, валютных резервов, бюджетную дееспособность, уровень ставок процента и инвестиционный климат.
Существует несколько методов управления государственным внешним долгом: рефинансирование, консолидация, конверсия (изменение в доходности), дефолт, новация (договоренность об изменении в кредитном договоре). В частности, наибольшую эффективность управления госдолгом обеспечивает увеличение активов правительства, аккумулируемых в резервном фонде, и по их наличию можно судить о формировании атмосферы предсказуемости на рынке государственных обязательств.
Анализ современного состояния государственного внешнего долга выявил, что сумма внешнего долга России с 2012 года по 2015 год возрастала. За три года рост составил 18,6 млрд. долл. В конце 2014 – начале 2015 годов выплата долга вызвала признаки валютного кризиса и падение курса рубля. На начало 2016 года внешний дол снизился до 50 млрд. долл., а затем опять возрос на начало 2017 года до 51,2 млрд. долл. На начало отчетного периода внешний долг России снизился до 49,8 млрд. долл.
В период с 2012 по 2018 гг. рост внешнего долга составил 39,1%, в том числе долг по государственным гарантиям возрос в 11 раз или на 9,4 млрд. долл. Высокий рост наблюдается за 2012 год.
Если в 2012 году государственные гарантии в структуре внешнего долга составлял 2,82%, то на конец 2018 года они составили уже 20,88%.
Различные санкции против России неоднозначно влияют на внешние долги. В денежном эквиваленте размер долга сокращается, в относительных показателях растет. Объясняется это снижением ВВП, падением рубля, сокращением экспорта энергоносителей. Поэтому на сегодняшний день внешний долг составляет примерно 5-10% от всего ВВП.
Вместе с тем правительство России принимается все возможные усилия для снижения суммы внешнего долга.
Для эффективного использования механизмов управления государственным внешним долгом необходимо подойти к этому системно и, соответственно, определить многоплановый характер управления долгом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы государственного внешнего долга
1.1 Понятие государственного внешнего долга и теоретические подходы к нему
В современном мире государственный долг характерен абсолютно для всех стран без исключения. Основной причиной образования долговой зависимости является дефицит бюджета. Поэтому государство вынуждено занимать средства у населения, различных организаций, иностранных государств и субъектов международного права. Управление внешней задолженностью занимает немаловажное значение в государственной финансовой политике. Способность выплачивать государственный внешний долг является одним из основных факторов финансовой стабильности страны. Исключительно важной задачей является построение грамотной политики в управлении внешним долгом, так как правильность решения долговых проблем влияет на все сегменты финансового рынка России, состояние национальной валюты, валютных резервов, бюджетную дееспособность, уровень ставок процента и инвестиционный климат.
Проводя анализ экономической сущности государственного долга, необходимо рассмотреть и понятие государственного кредита, с целью выявления различия этих категорий.
В определении И.В. Хамалинского «государственный кредит выражает отношения между государством как заемщиком и его кредиторами, главным образом корпорациями и отдельными капиталистами» . Таким образом в данном определение отождествляются понятии государственного долга и кредита.
В определении Б. Г Болдырева «государственный кредит представляет собой экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой». Но далее он выделяет, что о государство может выступать либо в роли заемщика, либо в роли кредитора .
Б. Г Болдырев, считает, что «под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок». Практически такое же определение дают Н.Ф. Самсонова, Н.Л. Баранникова, Н.И. Строкова: «государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты» .
Б. М. Сабанти считает, что «государственный кредит — это система экономических отношений, в которых государство выступает одной из сторон кредитных отношений», подразумевая, что государство может быть, как кредитором, так и заемщиком . Такого же мнения и М.В. Романовский, О.В. Врублевская которые прямо указывают, что «государственный кредит — это совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические или юридические лица» .
Таким образом, государственный долг представляет собой часть понятия «государственный кредит», но при этом является самостоятельной экономической категорией.
Более полное определение государственного долга как финансовой категории дает С.Ф. Федулова: «Государственный долг — это система финансовых отношений по поводу перераспределения части валового продукта и национального дохода с целью мобилизации государством дополнительных денежных средств» . Однако, говорить о том, что государственный долг образуется только в процессе перераспределении ВВП, значит не учитывать часть внешних заимствований.
Таким образом, понятие государственного долга объединяет в себе признаки как финансовой, так и кредитной категории. В нем присутствуют:
— с одной стороны, денежный и перераспределительный характер, регламентированный государством свойственный финансовым отношениям;
— с другой — это движение денежных средств на срочной, платной и возвратной основе, что определяет государственный долг как кредитные отношения.
Внешний государственный долг — это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.
Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).
Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.
Внешний долг страны — это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.
Основные инструменты внешнего заимствования:
— выпуск государственных облигаций;
— прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк и т. д.).
Ситуация, когда сумма долга вдвое превышает экспорт, считается опасной для экономики страны. Тройное превышение является уже критическим. Аналогично рассматривают и долю суммы обслуживания долга (основной суммы задолженности и начисленных процентов) в экспорте, которая не должна превышать 20−30%, что считается уже критическим порогом .
Причины роста внешнего долга можно представить в виде рисунка 1.
Рис. 1. Причины роста внешнего государственного долга
Таким образом, специфическая особенность государственного долга как экономической категории заключается в том, что, по сути он является инструментом и связующим звеном между бюджетной, а значит и налоговой, и денежно-кредитной политикой государства. Способность выплачивать внешний долг является одним из основных факторов финансовой стабильности страны. Исключительно важной задачей является построение грамотной политики в управлении внешним долгом, так как правильность решения долговых проблем влияет на все сегменты финансового рынка России, состояние национальной валюты, валютных резервов, бюджетную дееспособность, уровень ставок процента и инвестиционный климат.