Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики факторы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 5
1.1 Положительные внешние эффекты 5
1.2 Отрицательные внешние эффекты 8
1.3 Государственное регулирование внешних эффектов 12
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ РФ 16
2.1 Особенности государственного регулирования развития национальной экономики 16
2.2 Отрицательные внешние эффекты в экономике РФ 25
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕГАТИВНЫХ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

 Введение: 

Актуальность темы, обусловлена тем, что в условиях национальной экономики, в ходе обострения конкурентной борьбы между предприятиями, существует необходимость анализа факторов, определяющих деятельность компании. Анализ данных факторов необходим для выявления сильных и слабых сторон, и в случае последних постараться их устранить.
Сейчас общепринято считать, что одной из несовершенств национальной системы являются внешние эффекты. Соответственно, и государственное регулирование внешних эффектов в большинстве случаев рассматривается как одна из важных экономических функций государства. Такой, что в определенной степени расходится с общепринятыми представлениями, можно считать позицию Р.Коуза, который доказывал, что при определенных условиях рынки способны лучше государство справляться с проблемой внешних эффектов.
Объектом исследования выступает процесс изучения основных внешних эффектов, стимулирующих и тормозящих развитие национальной экономики.
Предметом исследования являются основные внешние эффекты, стимулирующие и тормозящие развитие национальной экономики
Целью исследования является изучение основных внешних эффектов, стимулирующих и тормозящих развитие национальной экономики.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— охарактеризовать положительные внешние эффекты;
— привести отрицательные внешние эффекты;
— рассмотреть государственное регулирование внешних эффектов;
— определить особенности государственного регулирования развития национальной экономики;
— привести отрицательные внешние эффекты в экономике РФ;
-выявить, основные методы совершенствования регулирования негативных внешних эффектов.
Теоретической базой исследования послужили российские и иностранные издания, касающиеся исследований в области микроэкономики. Наиболее полно данная тема освещается в работах таких зарубежных ученых как Ж.Жанне, У. Кинг, Д. Клиланд, Ж. Ламбен, и других. Так же в полном объеме данная тема была представлена в работах отечественных ученных, таких как М.П. Алексеев, В.А. Винокуров, О.С. Виханский, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, В.В, Гончаров, Б. Горохов, Ю.В. Гусев, Т.Г. Долгопятова, Н.Е. Егорова, Е.Р. Майн и других.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения микроэкономики, законодательные и нормативные акты России, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследований.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основной текст курсовой изложен на 38 страницах, без учета приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе данного курсового исследования были рассмотрены следующие аспекты:
В случае положительных внешних эффектов фактические объемы производства продуктов оказываются меньше тех, которые имели место при отсутствии переливов выгоды, является автоматической основанием для государственного вмешательства в процесс функционирования рынков в форме субсидирования производства или потребления.
В случае отрицательных внешних эффектов фактические объемы производства, действительно, оказываются больше тех, которые имели бы место при отсутствии переливов расходов. Однако это не единственная и, как представляется, не главная причина, в силу которой государство должно регулировать негативные внешние эффекты. Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что убытки, которые в случае негативных внешних эффектов одни субъекты экономики наносят другим, должны быть возмещены теми, кто их наносит, тем, кто их испытывает. Подобно тому, как потребители обычных благ платят за них их производителям, производители «антиблаго» должны платить за них тем, кто их «потребителями».
Подводя итог, еще раз отметим, что в случае негативных внешних эффектов чрезвычайно серьезным проявлением неэффективности рынков является отсутствие компенсации вреда со стороны тех, кто ее наносит, тем, кто испытывает. Соответственно, и государственное регулирование негативных внешних эффектов должно быть нацелено прежде всего на обеспечение такой компенсации. С другой стороны, те, кто создают положительные внешние эффекты, не имеют оснований требовать компенсации со стороны тех, кто получает некомпенсированные выгоды.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

1.1 Положительные внешние эффекты

Излишне говорить о том, насколько важным для анализа любой научной проблемы является точное определение связанных с ней ключевых понятий. А между тем даже беглое знакомство с современными литературными источниками по вопросам экономической теории показывает, что среди многочисленных толкований внешних эффектов — немало и таких, которые нельзя считать достаточно корректными. Поэтому, стоит с самого начала остановиться на типичных неточностях, допускаем Рыночное равновесие характеризуется параметрами P1 и Q1.
Внешние эффекты можно определить, как некомпенсированные влияния деятельности субъектов экономики на благосостояние третьих лиц. Подобное, хотя и не идентично, толкование внешних эффектов можно встретить в работе А.Пигу «Экономическая теория благосостояния», где они рассматриваются как одна из причин различий, возникающих между общественным и частным предельными продуктами .
Рассматривая положительные внешние эффекты, экономисты часто указывают на их тесную связь с общественными благами. Так, П. Самуэльсон и В.Нордхаус утверждают, что «наиболее ярким примером положительного внешнего эффекта являются общественные блага» . По мнению этих экономистов, и строительство сети скоростных магистралей, и создание национальной метеорологической службы, и проведение фундаментальных научных исследований — все это важные примеры положительных внешних эффектов.
Как уже отмечалось, ключевым моментом в случае внешних эффектов является отсутствие компенсации со стороны тех, кто наносит вред, или, наоборот, получает выгоду. Когда житель многоквартирного дома за свой счет высаживает на придомовой территории дерева, он, действительно, с одной стороны, создает общественное благо, а с другой — создает положительный внешний эффект для других жителей дома. В этом случае предоставление общественного блага сопровождается созданием положительного внешнего эффекта для тех, кто не участвует в его создании. Другое дело — предоставлением общественных благ государством. В этом случае производство общественных благ оплачивается в конечном итоге за счет самих же налогоплательщиков, а потому ни некомпенсированной выгоды они не получают. Поэтому вряд ли подобные случаи предоставления общественных благ можно считать примерами создания положительных внешних эффектов.
Авторы популярного учебника «Экономикс» К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю, кроме понятия общественных благ, используют понятие квазиобщественных благ, понимая под ними хоть и исключительные, но такие, предоставление которых сопровождается возникновением «крупных выгод перелива», блага. В качестве примера подобных квазиобщественных благ приводится, в частности, образование. По мнению этих авторов, рыночная система не может производить в достаточном количестве квазиобщественных благ, а потому функцию по их производству должно взять на себя государство .
Услуги преподавателя являются таким же исключительным, а потому и частным благом, как и услуги парикмахера или адвоката . Возникают положительные внешние эффекты в сфере образования? Многие считают, что возникают, и в частности, ввиду того, что образованные люди более политически активными и выбирают более эффективное правительство, что приносит пользу каждому. А кроме того, оценивая такого рода пользу, не лишним будет вспомнить и о нередки случаи, когда образованные люди верой и правдой служили диктаторам или сами становились ими. Так же неоднозначно воспринимается и утверждение о том, что образование приносит выгоды всему обществу в виде меньших затрат на предупреждение преступлений и обеспечение законности. Классическим примером «просвещенной преступности» является коррупция, которая во многих странах стала едва ли не главным тормозом на пути экономического прогресса.
Следовательно, ссылка на то, что в образовании возникают крупные положительные внешние эффекты, — слабый аргумент в пользу государственного вмешательства в эту сферу. И особенно это касается случая предоставления государством полностью или частично бесплатного высшего образования. За высшее образование, даже в большей степени, чем других частные блага, должны в полном объеме платить те, кто ее получают, — люди с далеко не самыми худшими карьерными и материальными перспективами. Это касается образования как в частных, так и государственных университетах. Любой другой способ предоставления высшего образования означает, что те налогоплательщики, которые ее не получают или получают на платной основе, хотя бы частично платить за тех, кто получает ее бесплатно. Что касается создания равных условий, для всех желающих получить высшее образование, независимо от их состояния, то эту проблему можно было бы решать не путем введения ее бесплатного предоставления, а с помощью долгосрочного кредитования тех, кто не в состоянии за нее платить.
Таким образом, то, что в случае положительных внешних эффектов фактические объемы производства продуктов оказываются меньше тех, которые имели место при отсутствии переливов выгоды, является автоматической основанием для государственного вмешательства в процесс функционирования рынков в форме субсидирования производства или потребления. Налогоплательщики могут решить не платить тем, кто создает для них положительные внешние эффекты, небезосновательно считая, что осуществление такого рода оплаты является их правом, а не обязанностью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы