Методика преподавания русского языка с практикумом Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Общая характеристика организации внеклассной работы в начальной школе 5
1.2 Основные особенности младшего школьного возраста в аспекте организации внеклассной работы 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 14
2.1 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку с младшими школьниками 14
2.2 Методические аспекты организации внеклассной работы по русскому языку в начальных классах 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

 

  

Введение:

 

В настоящее время в условиях современной реальности цели и задачи формирования у младших школьников творческого подхода к делу, учению, совершенствованию активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны и практически значимы. Существенное значение в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет именно начальная школа.
Современный этап исторического развития характеризуется стремительным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями абсолютно во всех областях социальной жизни. Все это закономерно приводит к появлению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности современного общества, требует пересмотра ранее устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, и в системе образования и воспитании.
Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и педагога, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как ведущей цели образования) на развитие ребенка, на формирование и совершенствование условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного думать и общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. И именно в таких условиях значительную прикладную актуальность приобретает осуществление планомерной и регулярной внеклассной работы по русскому языку на системной основе.
Необходимо при этом отметить, что, к сожалению, сейчас подобная работа в современной школе находится не на должном уровне; широкий образовательный потенциал родного языка применяется в настоящее время в школе не в достаточной мере.
Таким образом, указанными выше положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – анализ основных особенностей и характеристик внеклассной работы по русскому языку в начальной школе.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать общую характеристику организации внеклассной работы в начальной школе.
2. Рассмотреть основные особенности младшего школьного возраста в аспекте организации внеклассной работы.
3. Охарактеризовать дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку с младшими школьниками.
4. Определить методические аспекты организации внеклассной работы по русскому языку в начальных классах.
Объект исследования – внеклассная работа по русскому языку.
Предмет исследования – особенности внеклассной деятельности по русскому языку в современной начальной школе.
Теоретико-методологическая основа работы: проблемы организации внеклассной работы по русскому языку отражена в исследованиях таких авторов как Л. И. Пастушенкова, Г.И. Суворова, Н.Н. Ушакова и др. Особый интерес к проблематике внеклассной работы по русскому языку с младшими школьниками наблюдался в начале 80-х годов прошлого века. Но при этом значительная часть работ была посвящена вопросам формирования познавательного интереса к русскому языку при помощи внеклассной работы. Настоящее обращение к проблеме в рамках данного исследования связано в первую очередь с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиций системного подхода в организации внеклассной работы, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух теоретических глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование показало, что внеклассная работа по русскому языку в начальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, — это обучение детей речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков верного произношения русских звуков, развитие умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе родного языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Подобное единство целей делает внеклассную деятельность по русскому языку с младшими школьниками значительным дополнением к урокам русского языка.
Целью внеклассной деятельности по русскому языку определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:
1) развитие у младших школьников интереса к предмету «Русский язык», к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;
2) совершенствование знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества данных знаний и языковых умений;
3) расширение запаса знаний младших школьников в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;
4) развитие первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
5) развитие устной и письменной связной речи младших школьников с одновременным развитием их логического мышления;
6) формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;
7) развитие самостоятельной познавательной деятельности младших школьников в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;
8) развитие индивидуальных склонностей и одаренности младших школьников, которые проявляют раннюю склонность к языковым дисциплинам;
9) развитие и совершенствование педагогических качеств личности младших школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости;
10) развитие индивидуальных способностей учащихся, воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие морально-нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся;
11) формирование у слабо успевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку.
Таким образом, роль внеклассных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.
Внеклассную работу следует отграничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто помогает отстающим, это все внеклассная деятельность, причем очень благородная. Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеклассной работы. Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Общая характеристика организации внеклассной работы
в начальной школе

Прежде всего необходимо отметить, что сфера организации внеклассной деятельности всегда представлялась объектом научного интереса. Так, философами рассматривается свободное время в качестве пространства для проведения специфических социальных процессов, определяются истоки возникновения свободного времени и его связь со временем рабочим, его общественная ценность и прикладная значимость [2, с. 14].
Социологическая и экономическая наука проводят количественный и статистический анализ данных процессов, изучают характер и само содержание свободного времени у индивида, работу различных общественных институтов досуга по его наполнению, а также аксиологию досуга. Социальная психология при исследовании особенностей внеклассной деятельности прежде всего обращает внимание на основные личностные потребности и мотивы, которые определяют поведение и все поступки в данной временной сфере.
Итак, на основе изложенного выше можно заключить, что свободное время как ресурс представляется доминирующим пространством, в котором осуществляется физическое и духовное развитие современного индивида в окружающей его действительности.
Несмотря на все многообразие различных теоретических материалов и системных исследований, которые посвящены изучению культурно-досуговой деятельности как основного средства развития активности, сама проблематика организации внеклассной деятельности в начальной школе по-прежнему представляется недостаточно разработанной [3, с. 61].
В соответствии с ФГОС системы начального общего образования главная образовательная программа на практике реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеклассную деятельность и работу.
Под самой внеклассной деятельностью в рамках практической реализации ФГОС необходимо понимать такую образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, по существу имеющих отличия от классно-урочной, и ориентированную непосредственно на достижение планируемых результатов усвоения основной образовательной программы в системе начального образования [1, с. 4].
Кроме этого, внеклассная деятельность в младших классах дает возможность разрешить еще целый ряд довольно существенных задач, а именно [11, с. 7]:
1) Способствует благоприятной адаптации ребенка в образовательной организации;
2) Оптимизирует учебную нагрузку младших школьников с учетом их возрастных особенностей развития;
3) Улучшает условия для социально-личностного развития ребенка младшего школьного возраста;
4) Учитывает возрастные и индивидуальные характеристики младших школьников.
Согласно ФГОС, внеклассная деятельность как отдельная категория педагогической работы организовывается по следующим направлениям развития личности младшего школьника:
1) спортивно-оздоровительное направление;
2) морально-нравственное направление;
3) общественно-юридическое направление;
4) обще-интеллектуальное направление;
5) общекультурное направление.
Представляется целесообразным также перечислить основные формы внеклассной деятельности, которые используются в начальной образовательной системе по ФГОС [16, с. 8]:
1) экскурсии;
2) кружки;
3) секции;
4) диспуты;
5) олимпиады;
6) соревнования;
7) поисковые и научные исследования;
8) общественно полезные практики.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы