Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние заикания на развитие детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы заикания детей школьного возраста. 5

1.1. Проблема
заикания детей  младшего школьного
возраста в психолого-педагогической литературе. 5

1.2. Психолого-педагогическая
характеристика младших школьников с заиканием  9

Глава 2.
Проблема заикания в развитии детей младшего школьного возраста и методика его
преодоления. 14

2.1. Изучение
опыта преодоление заикания у детей младшего школьного возраста  14

2.2.Методы
профилактики и преодоления заикания у детей младшего школьного возраста. 18

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28

  

Введение:

 

Актуальность. Проблема
заикание является одной из самых сложных в теоретико-практическом аспекте
коррекционной педагогики, медицины, психологии, нейропсихологии. Решение
проблем развития речи для детей младшего школьного возраста с заиканием имеет
особое значение, ведь заикание как нарушение устной речи травмирует психику
ребенка, является одной из причин развития невротических черт личности,
нарушает коммуникацию, затрудняет взаимоотношения с окружающими (И.М.
Сикорский, И.К. Хмелевский, М.В. Серебровская, Ю.А. Флоренский, В.Б. Шкловский,
А.В. Ястребова и другие). Нарушение речевого механизма приводит к
патологическим изменениям в структуре личности, накладывая отпечаток на его
психофизиологическое состояние и социальное поведение. Это ставит проблему заикания
в ряд с наиболее важными проблемами, подлежащих основательному изучению. Одним
из своевременных и актуальных задач является поиск эффективных методов преодоления
заикания.

Реализация
общегосударственных программ предполагает совершенствование существующих и
разработку новых педагогических систем, нахождение новых методов повышения
качества и интенсивности учебно-воспитательного процесса, что требует
соответствующих научно-педагогических исследований. На сегодняшний день в
специальной литературе представлены как отдельные приемы логопедической работы
с заикающимися школьниками, так и ряд комплексных реабилитационных систем (А.В.
Ястребова, Л.З. Андронова, А.В. Евгенова, М.Н. Киселева, М.И. Мерлис, А.
Лубенский, Ю.Б. Некрасова, М.В. Смирнова, М.Е. Хватцев, А.А. Шембель и  другие). Таким образом, идеи врачей, логопедов,
физиологов, психологов обусловливают необходимость продолжения изучения
проблемы заикания и разработку соответствующих методов
коррекционно-логопедической работы. Это находит подтверждение как в организации
целого ряда специализированных логопедических учреждений, так и в трудах
ученых, осуществляющих дальнейшую разработку сложной проблемы клиники
дифференциальной диагностики, терапии и профилактики заикания.

Объект – заикание
детей младшего школьного  возраста.

Предмет – влияние
заикания на развитие детей младшего школьного возраста.

Цель теоретически
обосновать процесс влияние заикания
на развитие детей младшего школьного возраста и предложить методы коррекции.

Задачи:

1.     Рассмотреть
проблему заикания детей  младшего
школьного возраста в психолого-педагогической литературе;

2.     Дать
психолого-педагогическую характеристику младших школьников с заиканием;

3.     Изучить
опыт преодоление заикания у детей младшего школьного возраста;

4.     Методы
профилактики и преодоления заикания у детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость.
Результаты
исследования могут быть использованы логопедами, учителями в школе при
коррекции заикания у детей младшего школьного возраста и родителями дома.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ
литературы позволяет сделать вывод, что механизм заикания полностью не
разгадан. До сих пор эту проблему исследователи пытаются рассматривать с разных
позиций: клинических, психологических физиологических, нейрофизиологических, психолингвистических
и т.п.

Заикание
является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений. На сегодняшний
день не существует единого взгляда на природу заикания через широкий спектр
причин и условий его возникновения, клинических особенностей, вариантов
протекания, форм личного реагирования на дефект. Поэтому необходимо учитывать
все особенности проявления заболевания.

Заикание
можно разделить на три подгруппы: нейрогенные, психогенные и идиопатические или
развивающиеся. Первое происходит из-за повреждения мозга сосудов или
травматического происхождения, а второе возникает из-за появления
идентифицируемого события или психологического связанного с психиатрическими
состояниями. Заикание развития определяется как результат дисфункции
центральной нервной системы с генетической основой, которая появляется в период
приобретения и развития языка, в возрасте от 18 месяцев до семи лет. Этот
подтип встречается в 80% случаев, когда диагностируется заикание в детстве,
причем 20% из них становятся хроническими  .

Эволюция
заикания в развитии вызывает серьезные последствия в жизни ребенка, затрудняет
его общение и может вызывать психологические воздействия, вызывать негативные
эмоции, застенчивость, страх, связанные с речью и беспокойством.  Нарушения в развитии речи существенно влияет
на эффективность процесса социализации ребенка. Вследствие заикания, ухудшается
процесс социализации младшего школьника в общения со сверстниками, возникают
вторичные нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов
самореализации в других видах деятельности. Ребенок начинает все чаще обращать
внимание на свой дефект и это влияет на развитие психических процессов, которые
также влияют на формирование его самооценки.

Своевременная
диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи имеют определяющее
значение в развитии младшего школьника. В связи с этим чрезвычайно важно в
начальной школе иметь дефектолога и логопеда, которые специализируются на
работе с проблемами нарушения речи, своевременно их выправляющих.

На
современном этапе развития научных исследований под комплексным подходом к
преодолению заикания понимают лечебно-психолого-педагогическое влияние на
различные аспекты психофизического состояния лица, которое заикается, благодаря
различным приемам, средствам, методам и усилиям различных специалистов.

Таким
образом, важная проблема выбора стратегии и тактики профилактики возникновения
заикание и развития его затяжных форм должна решаться на основе глубокого проникания
и учета в логопедической работе нейрофизиологических и нейропсихологических
механизмов этого тяжкого речевого нарушения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы заикания детей школьного возраста

 

1.1.
Проблема заикания детей  младшего
школьного возраста в психолого-педагогической литературе

 

Проблема
заикания интенсивно изучается и освещается в научных трудах течение всего ХХ
века. Достаточно много лет вопросы изучения и воспитания детей с заиканием интегрировались
на уровне дефектологии. Заикание в дефектологических исследованиях
рассматривался с клинических, психологических и педагогических позиций. Это
направление выбрали Т. Непфнер и Е. Фрешельс, а также А. Либман, Н.Г. Неткач,
Ю.А. Флоренская.

Для
понимания структуры речевого недостатка при заикании исследователи в разное
время и разными методами изучали механизм заикания, причину его возникновения,
особенности проявления. Для того, чтобы подойти к современному пониманию
структуры этой речевого недостатка, необходимо иметь представление о различных
подходах к этому явлению [17,
c.
4
8].

Заикание
является одним из самых сложных речевых расстройств, которое скрывает еще много
нерешенных проблем. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в
истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности
обусловлено уровнем развития науки и позициями, с которых исследователи
подходили и подходят к изучению этого речевого недостатка. Это заболевание
интенсивно изучается и освещается в научной литературе на протяжении многих лет
такими выдающимися учеными как Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, С.И. Дьякова, Р.Е.
Левина, С.В. Ляпидевский  и другими.

Научная
разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами
известных психиатров В.А. Гиляровского, Н.Г. Неткач, И.И. Сикорского. Долгое
время заикание детей младшего школьного возраста исследовали такие высококвалифицированные
специалисты, как Л.З. Андронова, Г.А. Волкова, Б.З. Драпкин, И.А. Поварово, Е.Ю.
Рау, В.М. Шкловский и многие другие [19,
c. 112].

С
конца ХХ века регулярно проводятся международные симпозиумы, посвященные исключительно
проблеме заикания.

Существуют
значительные трудности при проведении психолого-педагогической и
дифференциальной диагностики среди этой группы детей, от этого зависит своевременное
начало лечения и правильная ориентация специалистов, ответственных за здоровье
ребенка.

С
конца XIX века формируется более устоявшееся мнение о заикании – это по сути
сложное психофизическое расстройство. Основой этого расстройства, по мнению
ряда ученых, является, прежде всего, нарушение физиологического характера, а
психологические недостатки имеют вторичный характер; много исследователей,
наоборот, первичными считали психологические особенности физиологических
проявлений, при этом заикание – это лишь следствие этих недостатков. Таким
образом, постепенно складывалось представление о заикании как о функциональное
заболевание вроде невроза.

В
это время заикания является одной из острых проблем логопедии и коррекционной
педагогики. Во всем мире ученые считают заикание сложной проблемой, как в
теоретическом, так и в практическом аспекте.

Проблема
заикания интенсивно изучается и освещается в научной литературе на протяжении
всего ХХ века. Еще вначале ХХ в. Т. Гепфнер и Е. Фрешельс отмечали том, что
специфической основой заикания является то психическое состояние, на основе которого
возникает осознание расстройства речи. Позже Н.А. Власова, А.М. Смирнова, Ю.А. Флоренский,
М.Е. Хватцев, Ф.Г. Штоккерт и другие отмечали роль сконцентрированного внимания
лица,  на своем речевом дефекте [11,
c. 59].

С
ХХ в. разнообразие взглядов на механизмы заикания представляют три теоретические
направления: заикание как спастический невроз координации, который возникает
из-за раздражения аппарата составляющей координации (И.И. Сикорский) заикание
как ассоциативный расстройство психологического характера (А. Либман Т.
Непфнер, Ю.А. Флоренский, Е. Фрешельс) заикание как подсознательное проявление,
которое является следствием психических травм, различных конфликтов с
окружающей средой (А. Адлер).

К
середине XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.
Павлова о высшей нервной деятельности человека, в частности о механизме
невроза. В.С. Кочергина отмечает, что заикание, как и другие неврозы, возникает
вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и
торможения и возникновения патологического условного рефлекса. При этом одни
исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская),
другие – как особую его форму (М.Е. Хватцев).

Ученый
Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит его сущность
в преимущественном расстройстве коммуникативной функции речи. Речевые проблемы,
по ее мнению зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной
системы, с другой – от языковой среды, от общего и речевого режимов  [13, с. 118].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы