Курсовая теория на тему Влияние устной речи на формирование навыков письма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Современные аспекты изучения письма и его нарушений 6
1.1. Психофизиологические механизмы письма 6
1.2. Нарушения устной речи у детей дошкольного возраста 12
1.3. Виды дисграфии 19
Заключение 25
Вывод 27
Список использованной литературы 28
Введение:
Проблема обучения в школе детей с речевыми нарушениями волнует психолого-педагогическую общественность достаточно давно. Одной из первых об этой проблеме стала говорить Р.Е. Левина. В ее работах, а также исследованиях ее учеников и последователей Г.А. Каше, И.К. Колповской, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. данная проблема получила экспериментальное изучение.
В последующих специальных исследованиях было доказано, что дети с проблемами в развитии устной речи хуже овладевают программой русского языка, имеют определенные особенности, которые необходимо учитывать при организации коррекционно-развивающего обучения на этапе дошкольного образования.
В психолого-педагогических исследованиях (Л.А. Венгер, В.А. Дубовская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.) рассматриваются два понятия: общая и специальная речевая способность. Общая способность предполагает решение следующих задач:
— понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;
— умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;
— овладение определенным словарным запасом;
— сформированность звуковой стороны речи.
Специальная речевая способность предполагает способность к обучению грамоте, овладению чтением и письмом: развитие элементарного осознания языковой действительности, умения ориентироваться в звуковой стороне слова, подготовку руки к письму и др. [8, с.56].
«На связь психического и речевого развития указывал Л.С. Выготский, И.А. Зимняя. Выделяя речевую деятельность как фундаментальную деятельность человека, Л.С. Выготский [4] видел в ней возможности развития личности, сознания, познавательных процессов. Он указывал, что в этой деятельности выражены психические процессы человека: восприятие, память, мыслительные процессы, эмоциональные, волевые и др.
Анализ статистических данных о речевых нарушениях показывает, что сегодня значительно выросло число дошкольников, имеющих дисграфию, значительно отстающий словарный запас, недоразвитие речи, нарушения звукопроизношения и тембра голоса и т.д.
Это в целом свидетельствует о тенденции роста речевой патологии. Поэтому сегодня проблема формирования навыка письма детьми с различными речевыми нарушениями является актуальной как никогда ранее.
Специальные исследования показывают, что дети с различными уровнями речевого развития, характером речевых нарушений хуже адаптируются к новой социальной среде, недостаточно усваивают программу в силу особенностей базовых психических процессов и функций, мыслительной деятельности, запоминания, недостаточно развитой мелкой моторики пальцев рук, скоординированности движений и др.
Письмо и письменная речь являются сложными системными и произвольными психическими процессами, включающим совместную работу различных анализаторов, что обуславливает трудности в ее овладении дошкольниками.
Объект исследования: дисграфия как нарушение письма у дошкольников.
Предмет исследования: особенности влияния устной речи на формирование навыков письма.
Целью нашего исследования является охарактеризовать особенности влияния устной речи на формирование навыков письма.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психофизиологические механизмы письма.
2. Проанализировать нарушения устной речи у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать виды дисграфии.
Проблема становления письма и письменной речи является предметом изучения Т.В. Ахутиной, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.С. Цветковой и др.
Подчеркивая связь устной и письменной речи, необходимо рассматривать онтогенез письма и письменной речи во взаимосвязи с устной, как это делает Ю.А. Блинков, С.А. Игнатьева, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова, Т.Б. Филичева и др.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Письмо и письменная речь, являются «базовыми» навыками всего дальнейшего обучения. Как показывают исследования, навыки овладения чтением и письмом напрямую связаны, так как письмо является вторичным от чтения. Чтение, письмо и письменная речь вызывают значительные затруднения у дошкольников с недоразвитием речи, оказывая отрицательное воздействие на усвоение программы обучения и влияя, тем самым, на процесс их школьной адаптации в целом.
На основании данных НИИ возрастной физиологии РАО, можно утверждать, что среди детей с трудностями обучения более 60% составляют учащиеся с нарушениями речевого развития (Н.В. Дубровинская, М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко). По мнению Т.В. Ахутиной, А.В. Ястребовой, В.Н. Кировой, Л.А. Федотовой и др. основная причина трудностей в обучении данной категории дошкольников в первую очередь обусловлена недостаточной функциональной зрелостью структур центральной нервной системы.
Отметим, что проблема готовности ребенка даже с нормальным речевым развитием представляет огромный научный и практический интерес. Далеко не каждый ребенок, не имеющий патологий, обладает общей и специальной речевой способностью.
Можно выделить несколько причин неуспеваемости дошкольников, одни из них отнесем к объективным (например, глубина и характер речевого недоразвития), другие – объясняются социально-психологическим факторами. Итак, охарактеризуем эти причины:
Т.В. Емельяновой удалось установить, что выраженность вербальной недостаточности у дошкольников определяется не только функциональной незрелостью коры головного мозга, но и отклонениями в функциональном состоянии глубинных регуляторных структур [5.].
Наиболее значимым при возникновении нарушений письма являются нарушения речевых функций, и прежде всего фонетико-фонематической стороны речи.
Нарушения фонетико-фонематического компонентов речи, по мнению Р.Е. Левиной, являются следствием отсутствия речевой готовности к усвоению письма, неполноценном протекании предшествующего письму речевого развития.
Для правильного планирования воспитания одного контроля за динамикой развития недостаточно. Необходимо следить за поведением детей и знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно следить за характером и содержанием деятельности детей, за их эмоциональным состоянием, за характером взаимоотношений со взрослыми и детьми.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Современные аспекты изучения письма и его нарушений
1.1. Психофизиологические механизмы письма
Письмо имеет много особенностей, одной из которых является его более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими высшими психическими функциями как в историческом, так и в генетическом аспектах (Л.С. Цветкова).
Графические навыки являются сенсомоторными (они также включают в себя такие действия, как стрижка, вязание и т. Д.), Но они не включены в трудовую деятельность, но в письменную речь человека и формируются вместе с чтением, правописанием и развитием речи.
Конечно, в первую очередь, формирование письменной речи связано с деятельностью коры головного мозга:
— височные области левого полушария отвечают за слуховой анализ процесса письма (запись на слух);
— задние центральные области левого полушария контролируют речевые движения (артикуляцию), кинестетические ощущения;
— затылочно-теменная область обеспечивает визуальную организацию процесса письма (пространственные ориентиры);
— премоторная зона коры — соблюдение чередования и последовательности букв. Моторное изображение слова;
— Левые лобные доли отвечают за безопасность дизайна при письме. К тому времени, когда дети начинают учиться, многие части коры головного мозга еще не полностью сформированы, особенно лобные доли.
Оказалось, что у детей 4-5 лет их пальцы дрожат при написании определенных элементов (линий с кривыми, петлями, овалами).
В возрасте 6-7 лет у некоторых детей все еще наблюдается тремор кисти, который обычно исчезает во время специальных упражнений для укрепления мышц кисти и визуального контроля.
Устная речь возникает у ребенка на втором году жизни, а письменная речь — на пятом или седьмом году. Но устная речь формируется непосредственно в процессе общения со взрослыми (М. И. Лисина), а письменная речь формируется сознательно, в процессе сознательного и произвольного обучения (Л. С. Цветкова) [5, с. 38].
При формировании разговорной речи дошкольник испытывает бессознательную обработку лингвистического материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые предполагают умение освоить письмо в школьном возрасте [16, с. 3].
С фонетической стороны, крик – это выдох при суженной голосовой щели и более или менее открытой полостью рта, когда образуется звук громкого типа различной степени открытости.
Крик – это сигнал опасности, детского неблагополучия. Крик новорождённого сразу вызывает беспокойство у взрослых. Образование условного рефлекса на крик довольно быстрыми темпами дало повод П.Л. Загоровскому утверждать, что будто бы крики выполняют коммуникативную функцию. Несколько другого мнения придерживается и В. В. Зеньковский. По его словам, крик имеет социальное эхо, поскольку он фактически служит «средством выражения того, что переживает ребенок». И далее продолжает, что «достаточно рано крик сам по себе становится выразительным, то есть возникает не только как рефлекторный, но и как выразительное, внутренне обусловленное голосовой движение» [11].
По мнению В. В. Зеньковского, в криках детей достаточно рано наблюдаются голосовые нюансы, которые дают возможность матери определять, что же означает этот крик.