Теория и методика преподавания безопасности жизнедеятельности Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние учебно-игровой деятельности на познавательную активность школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ 5

1.1. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике 5

1.2 Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке 10

1.3 Особенности познавательных интересов и их развитие в младшем школьном возрасте 16

1.4 Познавательная активность и игровая деятельность — сущность и содержание 20

РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ 33

2.1. Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке 33

2.2 Создание на уроке условий повышения познавательных интересов всех учеников 35

ВЫВОДЫ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

В современном обществе наблюдается тенденция к быстрому развитию науки и техники, количество информации растет, как и скорость ее ввода и обработки. В современном обществе усиливается тенденция к быстрому научно-техническому развитию, растет объем информации и скорость ее обработки.

Цель образования сегодня — воспитание сильной и конкурентоспособной личности, способной самостоятельно решать важные проблемы. Большое внимание уделяется развитию творческих навыков и общественной деятельности. Для этого дети должны научиться таким ключевым компетенциям, как исследование, самореализация, критика и понимание результатов собственных действий, а также эффективное общение.

Как известно, активизация и развитие этих компетенций происходит непосредственно в классе, при участии учителя. И именно здесь кроется проблема — как вовлечь ребенка в процесс обучения, как дать ему необходимые знания, навыки и компетенции и как раскрыть его потенциал.

Обучение является основным видом деятельности для студентов. Хотя обучение — это серьезная работа по приобретению необходимой информации и компетенций, не исключено внедрение игровых технологий, особенно обучающих игр. Феномен игры давно изучается с помощью психологических, педагогических и педагогических методов. е.И. Приблуда выделяет следующих деятелей, разрабатывавших этот вопрос в отечественной педагогике и психологии. д. Фрейд, д. Хессинг и др. В их работах рассматривается и аргументируется роль игры в развитии личности, ее основные психологические функции, а также ее роль в процессе социализации, т.е. усвоения и использования индивидом социального опыта.

Термин «игровые технологии» охватывает достаточно широкий набор методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса в виде различных обучающих игр. Игра — универсальная форма взаимодействия учителя и ученика и один из самых эффективных способов активизации деятельности учащихся начальной школы. Она многофункциональна: передает социальный опыт; дает детям возможность проявить свою деятельность через взаимодействие с окружающим миром; раскрывает творческие силы, которые не используются в учебной работе.

Однако в современном учебном процессе основная функция игры — стимулировать интерес к предмету и дать учащимся дополнительную мотивацию. Более того, геймифицированные формы обучения перспективны не только как средство активного обучения, но и как способ для преподавателей ускорить, усилить и оживить процесс, в ходе которого учащиеся действительно приобретают знания и навыки. Согласно ФГОС, одним из обязательных условий реализации программы является использование современных образовательных технологий, которые способствуют повышению эффективности знаний и учебной деятельности учащихся.

Игра — это неоднозначное явление. С одной стороны, это делает процесс изучения предмета более интересным; задания подаются в игровой форме, и ребенок решает их с удовольствием. С другой стороны, чрезмерное использование игровых видов деятельности может привести к постепенному отказу от традиционных форм обучения. Превращение любого учебного материала в игру называется игривостью.

Поэтому вопрос применения игровых методов в процессе обучения становится очень актуальным.

Предметом данного исследования является использование игровой деятельности в классе.

Цель исследования — разработать и проверить педагогические условия для применения игровой деятельности в классе.

Объектом исследования является процесс использования игровой деятельности.

Вопрос исследования — Условия преподавания и обучения для использования игровой деятельности в классе.

Цель исследования.

— Проанализировать историческое развитие использования игровых технологий в преподавании науки и практики.

— Определить педагогические условия для использования игровой деятельности в классе.

— Определить педагогические аспекты игры и способы применения игровой деятельности.

— Проанализировать эффективность педагогических условий использования игровой деятельности на уроке.

Теоретические основы.

В своих работах А.Ф. Абуков, А.П. Панфилова, И.С. Сергеева, Н.К. рассматривают проблему использования игровой деятельности в учебном процессе как способа активизации деятельности учащихся и методические аспекты использования игровой деятельности в обучении. i. Хейзинга рассматривает культурную теорию игры, Н.П. Аникеева Педагогическая концепция раскрытия содержания игровой деятельности как одной из современных образовательных технологий представлена в работах Т.М. Михайленко, Е.Л. Репринцевой, Г.К. Селевко и др.

Методы исследования.

— Теоретический уровень: анализ, индукция, сравнение.

— Эмпирический уровень: тестирование.

— Математический: регистрация данных и масштабирование результатов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив литературу по данному вопросу и проведя экспериментальное исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью жизни человека в целом и образовательного процесса в частности. Игра — это деятельность, в которой учащиеся могут выразить себя в различных позициях и исследовать свой собственный потенциал; игра также позволяет учителю взаимодействовать с учеником наилучшим образом. Игровая технология также помогает ученикам решать проблемы, которые остаются скрытыми при использовании этой методики, чтобы ребенку было легче справляться с этими задачами.

Проанализировав эволюцию использования игровых технологий в классе в области науки и педагогической практики, автор может констатировать, что данный вид технологии становится все более популярным в последнее время. Этому способствуют интересная подача материала, многофункциональность игры, соревновательный элемент и дополнительная мотивация учащихся к изучению предмета.

Следует иметь в виду, что игры — это очень неоднозначное явление. Для их правильного использования в учебном процессе необходимо учитывать педагогические условия и особенности игры. Игровая форма подачи материала требует лаконичности и оригинальности отрывков, но в то же время учитель не должен отклоняться от педагогической деятельности, следуя образовательной программе. Этот тип урока требует от учителя больше времени на подготовку урока.

Основываясь на результатах нашего исследования, мы пришли к выводу, что использование игровой деятельности на уроках является очень эффективным инструментом для развития необходимых знаний, навыков, умений и компетенций учащихся. Использование этого вида деятельности в одном из классов при соблюдении педагогических условий, определенных выше, позволило учащимся лучше запомнить материал. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.


 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

1.1. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике

Игра — одно из чудесных явлений жизни, деятельность как бесполезная и в то же время необходимая. Именно игра на протяжении всей истории человечества, с незапамятных времен оказывала существенное влияние на развитие навыков личности, заложенных природой, помогала развивать определенные физические способности и волевые качества, формировала лучшие черты характера и даже отношение к жизни.

К изучению и интерпретации феномена игры обращались представители различных научных школ и направлений, начиная с античных философов. Каждая из отраслей научного знания увидела в игре что-то свое. Так, в философских исследованиях 1990-х годов наметилась тенденция рассматривать игру как «форму реальности», как «выражение определенного отношения», как «модус реальности» (вместо деятельности, которая имеет сознательно воспитательный и формирующий характер). В педагогике и психологии игра рассматривается как основной вид деятельности для детей дошкольного возраста и сопутствующий для детей школьного возраста, эффективно выполняющий функции социализации личности, адаптации ребенка в окружающей среде, развития коммуникативных навыков ребенка. Изучению этих аспектов игры посвящены работы отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других. С точки зрения социологии, игра — это спонтанный творческий акт, который ведет человека к полной и абсолютной самореализации [7].

Голландский философ и культуролог Й. Хейзинга в своей работе «Homo Ludens» («Человек играющий») описал значение игры в развитии человеческой культуры. Он считал, что культура — это форма игры, и что она порождается не трудом, а игрой радостного и наслаждающегося человека. «Потребность в игре становится императивной лишь в той степени, в какой она вытекает из удовольствия, которое дает игра. По мнению Хейзинги, игра является основой культуры [3].

Технологию игры также изучал психолог Д.Б. Эльконин. Он рассматривал игру как проявление потребности ребенка быть взрослым и действовать как взрослый и выделил четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка; преодоление когнитивного «эгоцентризма» ребенка; развитие умственных операций; развитие волевых действий (волевых движений). Другой известный психолог, В.С. Мухина, считает, что волевое внимание и волевую память детей можно эффективно развивать через игру [2].

Но что такое «игра» в педагогике? Педагогический словарь» дает следующее понятие: «Игра — это форма организации деятельности, протекающая в условных ситуациях и направленная на овладение социальным опытом. Игра многофункциональна: она передает социальный опыт, в ней ребенок имеет возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром, она высвобождает творческие силы, которые не нужны в учебной работе. Кроме того, игра облегчает педагогам психологическую диагностику ребенка, позволяет определить его эмоциональное состояние, черты темперамента, характера, интересы, она также помогает корректировать и исправлять отношения между детьми и т.д. [14].

Один из самых известных педагогов СССР А.С. Макаренко писал о феномене игры: «Есть более важный метод — игровой. Я думаю, что считать игру одним из видов деятельности ребенка несколько ошибочно. В эпоху детей игра — это норма, и ребенок всегда должен играть, даже когда он занимается серьезными делами. …У ребенка есть страсть к игре, и необходимо потакать ей. Вы должны не только дать ему время для игры, но и пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — игра…»[10].

Г.К. Селевко дает следующее определение игры: «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на отдых и усвоение социального опыта, в которых формируется и совершенствуется самоуправление поведением» [18].

Дидактическая игра, т.е. та, которая непосредственно включена в процесс обучения, в целом имеет схожую концепцию, за исключением того, что целью использования дидактических игр является формирование необходимых качеств, умений, навыков и улучшение усвоения знаний.

Термин «дидактические игры», под которым понимались игры, специально созданные или адаптированные для обучения, был впервые введен М. Монтессори и Ф. Фребелем. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они начали проникать в начальную школу, сначала приняв форму игровых приемов на тренировках. В России только в 1960г.годы. формула «преподавание по хобби», продвигаемая законом, начала распространяться. закон. Соловейчик. Он также раскрыл другие аспекты преподавания, которое является работой, но работа радостна по своей природе, потому что она знакомит с новым, неизвестным, интересным. Последователи Соловейчика доказали, что обучение может быть действительно развивающим, сложным, но в то же время захватывающим, что оно может сочетать в себе как рациональное, так и эмоциональное [5].

Большим поклонником игры был К. Д. Ушинский. Он утверждал, что для ребенка игра «реальность и реальность гораздо интереснее, чем то, что окружает. Это интересно ребенку, потому что это понятнее и понятнее, потому что отчасти это его собственное творение. Ребенок живет в игре, и следы этой жизни остаются глубже, чем следы реальной жизни, в которую он еще не мог войти из-за сложности ее явлений и интересов. В реальной жизни ребенок — это не что иное, как ребенок, существо, еще не обладающее самостоятельностью, слепо и беззаботно увлекающееся потоком жизни; в игре ребенок — уже зрелая личность. Он пробует свои силы и самостоятельно командует своими созданиями» [22].

А.С. В своей работе «Воспитание с помощью игры» Спиваковская также говорит о большом влиянии игры на формирование и развитие зрелой личности. «В игре, — отмечает Спиваковская, — дети приобретают навыки и умения, знания. Только в игре осваиваются правила человеческого взаимодействия. Вне игры невозможно добиться полноценного нравственно-волевого развития ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка — досконально изучено в педагогике и психологии» [21].

В последние годы проводились и продолжают проводиться исследования игры, связанные с ее педагогическим использованием в классе в качестве эффективной технологии. Авторами этих исследований являются: Т. М. Михайленко [12], Е. И. Приблуда [15], И. С. Сергеева [19], С. А. Шмаков [25] и другие.

По мнению многих ученых, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и умственном развитии детей. Это дает робким, неуверенным в себе детям возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра может быть использована для обучения абсолютно чему угодно, и результаты часто выше, чем у других видов обучения [19].

Преподаватели-практики обращаются к игре как к методу дополнительной активизации учащихся в ходе учебного процесса. Подтверждение использования игровых занятий на уроке можно увидеть как на учебно-методических сайтах учителей, так и в печатных изданиях — в журналах «Педагогическая копилка», «Педагогика» и др.

Л.Р. Шайхетдинова пишет об использовании игр на уроке и их роли в процессе обучения: «Во время игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнять столько работы, которая совершенно недоступна ему в обычной учебной ситуации. Игра создает особые условия, при которых могут развиваться творческие способности. < ... > Для обучения важно, чтобы игра была классическим способом обучения какому-либо виду деятельности. Игра органично включает в себя познавательную задачу» [4].

Люди с древних времен использовали игру в качестве метода обучения, передавая опыт старших поколений младшим. Игра широко используется в народной педагогике, дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, что способствует активизации и интенсификации учебного процесса, игровые занятия используются в следующих случаях:

как самостоятельные технологии для овладения концепцией, предметом и даже частью предмета;

как элемент общей технологии;

как урок или как его часть (введение, контроль);

технология внеклассной работы [6].

Актуальность внедрения дидактической игры отмечает и Н.Е. Бархинцева: «Важной задачей школы является развитие навыков самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Дидактическая игра помогает развивать такие навыки, что является своего рода практикой использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время» [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы