Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние стиля воспитания в семье на самооценку ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение. 3
Глава 1
Теоретические представления о самооценке и стилях воспитания в психологии и
педагогике. 5
1.1 Понятие
самооценки в психологической науке. 5
1.2. Анализ
понятия «стиль воспитания», классификация стилей семейного воспитания  11
Глава 2
Особенности влияния стиля воспитания в семье на формирования самооценки
старших дошкольников с нарушениями зрения. 19
2.1
Психологические особенности развития детей с нарушением зрения. 19
2.2
Взаимосвязь самооценки старших дошкольников с нарушениями зрения и стиля
воспитания в семье. 24
Заключение. 29
Список
литературы.. 30

  

Введение:

 

Дети
с нарушениями зрения представляют собой особую группу детей. Под нарушениями
зрения понимается достаточно обширная группа нарушений, среди которых
встречаются такие нарушения, как миопия, косоглазие, поражения зрительной
системы центрального характера, вызванные инфекционными, опухолевыми
заболеваниями, травмами и т.д. Как правило, для всех детей с нарушениями зрения
является характерным снижение зрения в той или иной степени. Следует отметить,
что с помощью зрения ребенок получает основной объем информации об окружающем
мире, соответственно, нарушения зрения становятся причиной различных нарушений
развития ребенка, затрагивающих как его когнитивную, так и личностную сферу. В
том числе можно предположить, что и формирование самооценки таких детей также будет
характеризоваться определенными особенностями.

Следует
отметить, что на процесс формирования самооценки как нормативно развивающихся,
так детей с различным нарушениями большое влияние оказывают особенности
взаимоотношений в семье, в том числе того стиля воспитания, который выбирают
родители. Если говорит о детях с нарушениями зрения, то по отношению к ним
родители достаточно часто применяют гиперопеку, боясь того, что дети могут
травмироваться и т.д.

Цель
исследования: изучить особенности взаимосвязи самооценки ребенка с нарушениями
зрения и стиля воспитания, выбранного в его семье.

Объект
исследования: самооценка старших дошкольников с нарушениями зрения.

Предмет
влияния: особенности влияния стиля воспитания в семье на формирование
самооценки старшего дошкольника с нарушениями зрения.

Задачи
исследования:

1) Проанализировать суть понятия «самооценка»
в психологии;

2) Изучить научные представления о стилях
воспитания в семье;

3) Рассмотреть психолого-педагогические
особенности развития старших дошкольников с нарушениями зрения;

4) Проанализировать особенности взаимосвязи
развития самооценки старшего дошкольника с нарушениями зрения и стиля
воспитания в семье.

Методы исследования: анализ научной литературы,
систематизация и обобщение данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, самооценка представляет собой одну из значимых характеристик личности
человека, имеющую большое значение для эффективности деятельности и
коммуникации человека. В целом можно говорить о том, что самооценка – этот
комплекс представлений человека о себе: о своих личностных качествах, об
особенностях своей интеллектуальной и познавательной деятельности, о том, каков
он в тех или иных видах деятельности. В дошкольном возрасте самооценка в
большей степени опирается на внешние оценки взрослых, поэтому для них часто
характерна завышенная самооценка.

Стили
семейного воспитания базируются на нескольких параметрах, таких как уровень
родительского контроля, количество и степень запретов, существующих для
ребенка, особенностях эмоциональных взаимоотношений родителей с ребенком. Если
говорить о влиянии стиля семейного воспитания на самооценку ребенка, то в
качестве наиболее благоприятного стиля, способствующего формированию адекватной
самооценки, может быть выделен демократический стиль воспитания.

Развитие
дошкольников с нарушениями зрения характеризуется рядом особенностей, таких как
снижение навыков ориентировки в пространстве, ограниченность представлений об
объектах окружающего мира, моторная неловкость, неуклюжесть, обеднение и
замедление эмоционального развития, вербализм представлений об окружающем мире,
замедленное развитие речи и др.

Исследование
особенностей взаимосвязи самооценки старших дошкольников с нарушениями зрения и
стиля семейного воспитания показало, что для семей с такими детьми более
характерен симбиоз, а самооценка дошкольников с нарушениями зрения, как
правило, завышена по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические представления о самооценке и стилях
воспитания в психологии и педагогике

1.1 Понятие самооценки в психологической науке Самооценка
выступает в качестве составляющего компонента самосознания, в который включена
параллельно с представлениями о себе, оценка субъектом собственных физических
характеристик, способностей, нравственных установок и действий [1].

С.
Куперсмит под термином «самооценка» подразумевает «отношение человека к себе,
которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение
проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет
убежденность индивида в своей ценности, значимости» [1].

Американский
философ и психолог Уильям Джемс был первым представителем зарубежной
психологии, который ещё в 1892 году стал изучать самооценку в рамках
исследования самосознания. Он отмечал зависимость самооценки от характера
взаимоотношений индивида с другими людьми.

Роберт
Бернс анализирует самооценку в составе «Я-концепции», которая интерпретируется
им, как сочетание всех представлений субъекта о себе, соотносящееся с их
оценкой. «Я-концепция» – это относительно стабильная, в более или
менее значительной мере осознанная и переживаемая как уникальное сочетание
представлений индивида о самом себе, на базе которой он конструирует
собственное взаимодействие с окружающими и относится к себе. Такое понимание
позволяет сделать вывод, что «Я-концепция» представляет собой систему отношений
субъекта как к себе, так и к окружающему миру: людям, объектам, феноменам и др.
Информация, воспринятая субъектом из окружающего мира, интерпретируется им в
рамках системы таких отношений, и, отталкиваясь от уровня соответствия или
несоответствия своим целям, из того, что в себе содержит воспринятая информация
– угрозу или одобрение, – субъект конструирует собственное поведение [2].

А.
В. Захарова рассуждает так: самооценка – многоуровневое, иерархически
организованное образование, функционирующее как система, имеющая специфические
характеристики и закономерности развития, системообразующим фактором которой
являются средства ее обеспечения, определяющиеся уровнем развития у субъекта
деятельности самооценивания. Основным средством самооценки является обращение
субъекта к анализу самого себя и своей деятельности [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы